Указания по выполнению самостоятельной работы № 6

Раздел для самостоятельного изучения: п-Аминобензойная кислота и её производные. Биологическая роль п-аминобензойной кислоты.

Актуальность изучаемого раздела: Некоторые производные п-аминобензойной кислоты используются в медицинской практике как местноанестезирующие средства, например, анестезин, новокаин.

План изучения.

1. Кислотно-основные свойства п-аминобензойной кислоты. Образование солей.

2. Свойства п-аминобензойной кислоты по карбоксильной группе - образование сложных эфиров, хлорангидрида.

3. Свойства п-аминобензойной кислоты по аминогруппе - реакции ацилирования и алкилирования.

4. Получение анестезина и новокаина.

Вопросы для самоконтроля.

1. Приведите схемы реакций, иллюстрирующих кислотные и основные свойства п-аминобензойной кислоты.

2. Приведите схемы реакций п-аминобензойной кислоты с тионилхлоридом, метанолом, ацетангидридом, йодистым метилом.

3. Приведите схемы реакций получения анестезина и новокаина.

4. Почему новокаин применяют в медицине в виде гидрохлорида? Приведите схему реакции его получения.

Форма контроля. Проверка упражнений, тестовый контроль на занятии, проверка конспектов.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 7

Раздел для самостоятельного изучения: Пиразолон-3(5) - основа ненаркотических анальгетиков.

Актуальность изучаемого раздела: Некоторые производные пиразолона используются в медицинской практике как жаропонижающие, болеутоляющие и противовоспалительные средства, например, амидопирин, анальгин, бутадион.

План изучения.

1. Строение пиразолона-3(5). Его таутомерия.

2. Строение производных пиразолона - амидопирина, анальгина. Их биологическая роль.

Вопросы для самоконтроля.

1. Приведите формулу 1-фенил-2,3-диметил-4-диметилами-
нопиразоло- на-5. Дайте тривиальное названия этого соединения.

2. Какой атом азота в молекуле 1-фенил-2,3-диметил-4-диметиламинопиразолона-5 будет протонироваться в первую очередь при действии соляной кислоты? Напишите формулу строения полученной соли пиразолония.

Форма контроля. Проверка упражнений, контрольная работа на занятии.

Приложение

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Вопросы для тестового контроля

УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!

1. а) кислотный центр

б) основный центр

в) реагирует с HCl

г) реагирует с NaOH

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 2.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 3.

4.

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

а) п-аминобензойная кислота

б) п-аминофенол

в) салициловая кислота

г) сульфаниловая кислота

5.

1. Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru фенацетин

2. парацетамол

6.

соединение производные-лекарственные препараты

1. п-аминофенол а) парацетамол г) фенацетин

2. п-аминобензойная кислота б) анестезин д) аспирин

в) новокаин

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 7.

1. анестезин

2. новокаин

8.

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

а) анестезин

б) новокаин

в) стрептоцид

г) ацетилсалициловая кислота

д) парацетамол

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 9.

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

10.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru а) метилсалицилат

б) фенилсалицилат

в) салол

г) аспирин

д) о-оксибензойная кислота

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 11.

12.

лекарственный препарат соединение, производным которого он является

1. новокаин а) п-аминобензойная кислота в) салициловая кислота

2. парацетамол б) сульфаниловая кислота г) п-аминофенол

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 13.

а) новокаин

б) анестезин

в) стрептоцид

г) аспирин

д) парацетамол

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (ОТВЕТЫ)!

14.

СТРУКТУРА БИПОЛЯРНОГО ИОНА СУЛЬФАНИЛОВОЙ КИСЛОТЫ:

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

15.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА СУЛЬФАНИЛАМИДНЫХ ПРЕПАРАТОВ:

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

.

16.

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

ФОРМУЛА СТРЕПТОЦИДА:

17.

ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВОДОРОДНЫХ СВЯЗЕЙ

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

В САЛИЦИЛАТ-АНИОНЕ:

18.

ПРИ КИСЛОТНОМ ГИДРОЛИЗЕ АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ

ОБРАЗУЮТСЯ:

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

19.

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ САЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ С 1 МОЛЕМ NaOH

РЕАКЦИЯ ПРОТЕКАЕТ ПО:

1. карбоксильной группе 4. спиртовому гидроксилу

2. карбонильной группе 5. бензольному кольцу

3. фенольному гидроксилу

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ СЛОВА!

20.

ПРИ НЕПРАВИЛЬНОМ ХРАНЕНИИ АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИ ________________________ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕСЬ САЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ, КОТОРУЮ ОБНАРУЖИВАЮТ В РЕАКЦИИ С ХЛОРИДОМ ЖЕЛЕЗА ПО ПОЯВЛЕНИЮ _____________________ ОКРАШИВАНИЯ.

21.

СУЛЬФАНИЛАМИДЫ ПРОЯВЛЯЮТ _____________________ ДЕЙСТВИЕ,

ОСНОВАННОЕ НА ИХ АНТАГОНИЗМЕ С _______________________ КИСЛОТОЙ.

22.

ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ АСПИРИНА ПРОВЕРЯЮТ С ПОМОЩЬЮ РЕАКЦИИ С _______________ _______________. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОЛЖНО ПОЯВЛЯТЬСЯ ________________________ ОКРАШИВАНИЯ.

УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!

23.

1. гетероциклы с одним гетероатомом а) пиразол г) пиррол

2. гетероциклы с двумя гетероатомами б) фуран д) имидазол

в) тио е) тиазол

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 24.

а) пиррол г) пиразол

б) фуран д) имидазол

в) тиофен е) тиазол

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 25.

а) пиррол г) пиразол

б) фуран д) имидазол

в) тиофен е) тиазол

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 26.

а) пиррол г) пиразол

б) фуран д) имидазол

в) тиофен е) тиазол

27. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ СЛОВА!

ПИРРОЛ, ФУРАН И ТИОФЕН _______________ АКТИВНЫ В РЕАКЦИЯХ
ЭЛЕКТРОФИЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ, ЧЕМ БЕНЗОЛ, Т.К. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ

π-______________________ СИСТЕМАМИ.

28. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!

ФУРАН ЯВЛЯЕТСЯ π-ИЗБЫТОЧНОЙ СИСТЕМОЙ, ТАК КАК

1. он является ароматическим соединением

2. в π,π-сопряжённой системе делокализовано 6 электронов между пятью атомами

3. в p,π-сопряжённой системе делокализовано 6 электронов между пятью атомами

4. он не является замкнутой сопряжённой системой

29. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ!

(вставьте в квадраты номера нужных ответов)

ПОРЯДОК УВЕЛИЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ СОЕДИНЕНИЙ:

           
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru   Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru   Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. пиррол

2. пирролин

3. пирролидин

УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru
30.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 31.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 32.

33.

их производные

1. индол а) фурфурол г) серотонин

2. пиррол б) пиразолон-3(5) д) порфин

в) триптофан

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 34.

Вклад атома в сопряжённую систему

а) 1 электрон

б) 2 электрона

в) вакантная орбиталь

г) не участвует в сопряжении

35.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru электронная конфигурация атомов азота

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

36.

а) кислотный центр

б) основный центр

в) электрофильный центр

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru 37.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ( ОТВЕТЫ)!

38.

ПРОИЗВОДНЫМИ ПИРАЗОЛОНА-3(5) ЯВЛЯЮТСЯ:

1. анальгин 3. гистидин 5. дибазол

2. амидопирин 4. гистамин

39.

ПРОИЗВОДНЫМИ ИМИДАЗОЛА ЯВЛЯЮТСЯ:

1. анальгин 4. гистамин

2. амидопирин 5. аспирин

3. гистидин

40.

Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru ПРОДУКТОМ РЕАКЦИИ ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЯ СОЕДИНЕНИЯ

ЯВЛЯЕТСЯ:

1. триптофан 3. гистидин 5. серотонин

2. триптамин 4. гистамин

41.

СТРУКТУРА ФУРАЦИЛИНА:

 
  Указания по выполнению самостоятельной работы № 6 - student2.ru

42.

ПРОИЗВОДНЫМИ ИНДОЛА ЯВЛЯЮТСЯ:

1. анальгин 4. триптамин

2. амидопирин 5. серотонин

3. гистидин

Занятие № 11

Биологически важные производные шестичленных гетероциклов. Производные пурина

Мотивация цели.Многие производные шестичленных гетероциклов и конденсированных гетероциклических систем имеют большое медико-биологическое значение (витамины, коферменты, лекарственные вещества, структурные компоненты нуклеиновых кислот, продукты обмена веществ).

Цель самоподготовки. Необходимо усвоить свойства шестичленных гетероциклов с одним и двумя атомами азота и их биологически важных производных, а также свойства пурина и некоторых его производных.

План изучения темы

1. Строение пиридина и хинолина. Их ароматические свойства. Понятие «π-недостаточные системы».

2. Химические свойства пиридина и хинолина.

2.1. Реакции электрофильного замещения в пиридине и хинолине в сравнении с бензолом.

2.2. Реакции нуклеофильного замещения в пиридине и хинолине.

2.3. Основные свойства пиридина и хинолина. Образование солей.

2.4. Нуклеофильные свойства пиридина, реакция алкилирования (образование алкилпиридиниевых ионов). Окислительные свойства алкилпиридиниевых ионов как химическая основа действия НАД+ в организме.

3. Биологически важные производные пиридина и хинолина.

3.1. Никотиновая кислота и её производные – никотинамид, кордиамин. Их медико-биологическое значение.

3.2. Изоникотиновая кислота и её производные – тубазид, фтивазид. Их фармакологический эффект.

3.3. Препараты – производные 8-оксихинолина (нитроксолин, энтеросептол). Принцип их антибактериального действия.

4. Пиримидин. Ароматичность. Сравнение активности в реакциях SE и основных свойств пиридина и пиримидина.

5. Биологически важные производные пиримидина.

5.1. Барбитуровая кислота. Лактим-лактамная и кето-енольная таутомерия. Кислотные свойства. Образование солей.

5.2. Общая структурная формула барбитуратов. Лактам-лактимная таутомерия. Кислотные свойства. Образование солей. Медико-биологическое значение барбитуратов.

6. Пурин и его производные.

6.1. Структура пурина, нумерация атомов в цикле. Ароматичность.

6.2. Кислотно-основные свойства. Прототропная таутомерия.

6.3. Ксантин. Лактам-лактимная таутомерия. Метилированные производные ксантина (теобромин, теофилин, кофеин), их фармакологический эффект.

6.4. Мочевая кислота. Лактам-лактимная таутомерия. Кислотные свойства, образование кислых и средних солей, их растворимость.

Рекомендуемая литература

А - с. 298-311.

А* - с. 291-303.

А** - с. 275-280, 282-286.

Б – тема 2.3, обучающая задача 4 (с. 171-172).

Вопросы для самоконтроля(вопросы, обозначенные*, обязательны для выполнения в письменном виде)

1. Сравните активность пиридина, хинолина, пиримидина и бензола в реакциях электрофильного замещения. Приведите схемы реакций нитрования, сульфирования и бромирования пиридина и хинолина.

2. Объясните возможность реакций нуклеофильного замещения в пиридине и хинолине. Приведите схемы реакций с амидом натрия и гидроксидом калия.

3. Сравните основные свойства пиридина и пиримидина. Приведите схемы реакций пиридина с соляной кислотой и водой.

4. Приведите схему реакции алкилирования пиридина метилиодидом. Какие свойства проявляет пиридин в этой реакции? Приведите схему реакции полученного соединения с гидрид-ионом.

5*. Приведите схемы реакций получения лекарственных препаратов – производных пиридина: никотиновой кислоты и её амида, гидразида изоникотиновой кислоты. Укажите их фармакологический эффект.

6. Проиллюстрируйте с помощью химических реакций кислотные и основные свойства 8-гидроксихинолина.

7. Приведите строение 8-гидроксихинолина и 8-гидрокси-5-нитрохинолина (нитроксолина). Объясните механизм антибактериального действия этих препаратов (приведите строение комплекса 8-гидроксихинолина с ионами Fe2+).

8*. Объясните причину высоких кислотных свойств барбитуровой кислоты. Приведите схему реакции образования соли с одним молем гидроксида натрия.

9. Объясните, почему барбитураты являются менее сильными кислотами, чем барбитуровая кислота. Приведите схему реакции получения натриевой соли барбитала (5,5-диэтилбарбитуровой кислоты).

10. Объясните, почему пурин является ароматическим соединением (рассмотрите вклад каждого атома азота в сопряжённую систему). Приведите схемы реакций, иллюстрирующих кислотно-основные свойства пурина.

11. Приведите таутомерные формы ксантина и структуры его метилированных производных – теофиллина, теобромина, кофеина. Укажите их биологическую роль.

12*. Приведите схему таутомерных превращений мочевой кислоты, объясните причину её кислотных свойств. Приведите схемы реакций образования кислых и средних уратов, укажите их растворимость в воде.

План работы на предстоящем занятии

1. Определение исходного уровня знаний (тестовый контроль).

2. Разбор основных вопросов темы.

3. Выполнение лабораторной работы:

- Растворимость мочевой кислоты и её натриевой соли в воде;

- Открытие мочевой кислоты (мурексидная проба).

4. Оформление лабораторного журнала, контроль выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа

Наши рекомендации