Класс урок на тему: «Анализаторы слуха и равновесия. Гигиена слуха».

«Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».

Цели:

Образовательные:

· раскрыть значение органа слуха;

· познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей;

· продолжить формирование понятия анализатор.

Развивающие:

· развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний слухового анализатора

Воспитательные:

· дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике;

· разъяснить вред шума.

Общеучебные умения:

· работать с учебником и дополнительной литературой,

· анализировать и сравнивать информацию,

· обобщать и устанавливать причинно- следственные связи,

· составлять таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Слуховой анализатор», компьютер, презентация.

ХОД УРОКА:

Организационный момент: (1-2 мин.)

Солнце вышло из-за тучки,

Протянуло к тебе ручки,

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало.

Проверка знаний: (10 -12 мин.)

Учитель:

- С чего начинается каждый урок?

- Для чего необходимо повторять?

(если не будем помнить прошлого, не сможем познать новое, потому что все взаимосвязано).

2.1.На доске выписаны термины для повторения:

-анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело.

2.2. Карточки для слабых учащихся (выполняют 3-4 ученика).

2.3. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения?

- почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место?

- с какой стороны должен падать свет на рабочее место?

- почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

- назовите причины конъюнктивита?

- чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

- что такое бельмо и катаракта?

- почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

2.4 Индивидуальный дифференцированный опрос у доски:

- зарисовать строение зрительного анализатора,

- укажите, у кого из пациентов зрение нормальное, и какими нарушениями зрения страдают другие?

- определите, где изображена фокусировка лучей, попадающих в глаз от удаленного предмета: у близорукого человека; у дальнозоркого человека; у человека с нормальным зрением.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Учитель:Сегодня мы продолжим знакомство с анализаторами человека и их значением в нашей жизни.

-Вспомните определение анализатора.

-Чтопозволяет вам общаться со мной и отвечать на мои вопросы?(при общении человек видит и слышит того, с кем общается).

– Вспомните, сколько процентов информации человек получает с помощью зрительного анализатора? (90 % и более)

- Какой анализатор, вы поставили бы на второе место после зрительного анализатора? (слуховой анализатор).

- Как вы думаете, о чем будет тема сегодняшнего урока? (Слуховой анализатор. Гигиена слуха).

3.2 Целеполагание и мотивация: Сегодня на уроке нас ждет большая и сложная работа, поскольку кроме знакомства со строением и функциями второго по значимости анализатора, нам нужно будет сделать попытку найти решение и одной из нравственных проблем – это проблема человеческого общения.

“Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения”

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Ценность звуковой информации.

Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль – может быть выражена звуком. С чем сравнится шум дождя, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?!

Как и зрение, слух является дискантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков (пение птиц).

Вывод: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Особенно важна звуковая информация для человека в общении.

Вопрос: Объясните, какую-то роль играет слуховой анализатор в общении между людьми?

(С помощью звуковой информации люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, передают информацию из поколения в поколение).

Работа с таблицей

Мы продолжаем разговор об анализаторах. Перед вами таблица, в которой даны утверждения. Оцените достоверность утверждений, поставив в предложенную таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.

№ п/п Утверждения В начале урока В конце урока
Система, состоящая из рецептора, проводящего пути и центра в коре большого мозга называется анализатором.    
Термин «анализатор» введен М.И. Сеченовым.    
Рецепторы - специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.    
Анализаторы способны к взаимовыручке по принципу «за себя и за того парня».    
Слуховые косточки это система костных рычагов.    
Звуковая волна преобразовывается в органе слуха в колебания жидкости, а затем в нервный импульс.    
Для профилактики болезней уха, при взрывных работах открывать рот.    
Человек способен воспринимать ультразвуковые волны.    

Учитель:- Какие задания показались вам трудными в решении.

Ученики - Последние четыре, потому что они связаны с органом слуха, который мы не изучали

Задание: Сформулируйте цель сегодняшнего урока, опираясь на данные вопросы:

- что бы вы хотели узнать?

- чему бы вы хотели научиться?

- зачем вам это надо?

3.5 Значение слуха.

(Вступление сопровождается музыкальным сопровождением, составленным из приятной спокойной классической музыки, тяжелого рока, шума прибоя или дождя, или промышленных шумов).

Прислушайтесь к музыке бушующего морского прибоя. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. Какие ощущения у вас вызвала прослушанная музыка? Как вы определите значение органа слуха?

Вывод учителя: Звуковая волна может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом, …

З.6 Записи в тетрадь: Значение слуха:

- слух способствует эстетическому воспитанию человека;

- является каналом общения;

-участвует в передаче знаний, накопленных человечеством

Наши рекомендации