Класс тема урока: Биология – наука о живой природе.

Тип урока: Урок предъявления нового материала.

Цель урока для учителя: Создание условий для получения учащимися знаний о биологии – науке о живой природе.

Цель урока для учащихся: Узнать, что изучает биология.

Образовательные задачи:

  • Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
  • Познакомить учащихся с частными биологическими науками;
  • Ввести понятия о многообразии живых организмов, их классификации на царства и по роли в биосфере; о классификации сред обитания организмов;

· Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители»;

  • Показать учащимся взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умений работать с терминами;
  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, самооценивания;

· коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы.
  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все-таки это – «плёнка» жизни.
  • Способствовать осознанию биологической составляющей библейского сюжета о Ное.

Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания учебного материала – определение проблемного вопроса по имени урока, заполнение рисунка ковчега названиями организмов, и последующая самооценка своего варианта по заданным критериям, сравнение с образцом; рефлексия по окончанию урока.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиа проектор, компьютер, экран.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала

4. Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих

2.Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.

«Изучение и наблюдение природы породило науку»

Марк Туллий Цицерон

Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки-это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.

- А поможет нам в изучении биологии- учебник.

- Как же работать с учебником?

В конце параграфов даны вопросы, задания и лабораторные работы, проводится тестирование знаний. Дополнительный материал выделен в учебнике вертикальной чертой.Он представлен занимательной информацией по изучаемой теме, которая будет способствовать расширению вашего кругозора.

- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?

- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.

Биология – наука

О букашках и лесах,

Рыбах, птицах и прудах.

О грибочках на пеньке,

О цветочках на лужке.

Обо всем живом на свете,

Кто проживает у нас на планете. (Ответы учащихся).

- Да, действительно. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру.

Игра «Угадай-ка»

Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы - хлопайте в ладоши, если не живой - тишина.

(Учитель произносит слова: рысь, камень, дерево, стул, птенец, белка, воздухи т.д.)

Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.

Биология – наука о жизни, о живой природе. (Запись в тетрадь.)

- Наш урок так и называется «Наука о живой природе.

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Все живые организмы делятся на большие группы, которые называют царствами.

- Какие же существуют царства живой природы? А чтобы ответиь на этот вопрос, нужно будет решить ребус, отгадать загадки и решить кроссвород.

А). Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог

- Итак, первое царство – царство бактерии.

Б). Загадай загадку папе:

Без штанов стоит, а в шляпе.

Кто же этот странный тип?

Ну, кончено, это

(Ответы)

- Второе царство - грибы.

В). Отгадайте кроссворд и узнаем третье царство.(Ответы )

- Третье царство – растения.

Класс тема урока: Биология – наука о живой природе. - student2.ru

1.Колючую,зеленую срубили топором,и в Новый год она пришла к ребятам в дом.

2.А о чем она грустит,никому не говорит.

3.Растет она в болоте, лист острый, узкий

4.Растут-зеленеют,упадут- пожелтеют.

5.в поле- метелкой, в мешке- золотом.

6.В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

7. Из Земли вырастаю- весь мир одеваю.

8.Стоит колючая, как еж,зимою в летнем платье.

9.Не море, а волнуется.

10.В поле росла,под жерновом была,из печки на стол караваем пришла.

11.На ветка х- плотные комочки,в них дремлют клейкие листочки.

Г).Атеперь мы с вами отгадаем ребус и узнаем еще одно царство живой природы- Четвертое царство - животные.

.

Класс тема урока: Биология – наука о живой природе. - student2.ru

Д) Есть еще и пятое царство, это царство можно отнести как к живой так и не живой природе. Это царство может жить и развиваться только в других живых организмах. Это царство – вирусы.

Учащиеся записывают царства живой природы в тетрадь.

- Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук.

Науки, изучающие царства живой природы, – это микробиология (бактерии), микология (грибы), ботаника (растения), зоология (животные) и многие другие науки. Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных биологических наук.

Учащиеся записывают в тетрадь названия основных биологических дисциплин.

III. Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнем

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Задание на дом

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”. Ответить на вопросы (устно) и подготовить записывают домашнее задание, задают вопросы: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы индивидуальная сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5


Наши рекомендации