Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте от 3 до 19 лет
Возраст, лет | Показатели развития | Рост, см | Масса тела, кг | ОГК, см | ЖЕЛ, мл | Сила правой кисти, кг | Становая сила, кг |
М | 95,04 | 14,65 | 51,97 | - | - | - | |
σ | 4,16 | 1,61 | 2,36 | - | - | - | |
М | 102,76 | 16,59 | 53,36 | - | - | - | |
σ | 4,17 | 1,93 | 2,26 | - | - | - | |
М | 111,72 | 19,89 | 56,24 | - | - | - | |
σ | 4,17 | 2,39 | 2,30 | - | - | - | |
М | 115,33 | 21,44 | 57,73 | - | - | - | |
σ | 5,16 | 3,79 | 3,90 | - | - | - | |
М | 120,88 | 23,76 | 59,58 | - | - | - | |
σ | 5,29 | 3,63 | 3,91 | - | - | - | |
М | 124,3 | 24,71 | 60,9 | 1,28 | 9,8 | 30,2 | |
σ | 4,9 | 3,33 | 3,4 | 0,12 | 1,5 | 4,8 | |
М | 130,6 | 27,54 | 62,5 | 1,56 | 11,4 | 36,3 | |
σ | 4,9 | 4,31 | 3,8 | 0,18 | 1,8 | 5,3 | |
М | 136,4 | 31,12 | 65,1 | 1,68 | 13,6 | 46,2 | |
σ | 5,5 | 5,23 | 4,3 | 0,21 | 1,9 | 5,7 | |
М | 142,9 | 35,62 | 67,3 | 1,97 | 17,1 | 48,4 | |
σ | 6,1 | 6,71 | 4,7 | 0,34 | 2,4 | 6,0 | |
М | 148,8 | 39,34 | 70,3 | 2,09 | 19,91 | 51,91 | |
σ | 6,4 | 6,9 | 4,9 | 0,41 | 3,5 | 6,4 | |
М | 152,4 | 45,75 | 74,6 | 2,33 | 21,2 | 56,71 | |
σ | 7,1 | 7,12 | 5,1 | 0,38 | 4,0 | 6,7 | |
М | 157,4 | 49,16 | 76,7 | 2,59 | 24,91 | 62,11 | |
σ | 7,0 | 7,41 | 5,3 | 0,39 | 4,7 | 7,3 | |
!5 | М | 159,6 | 53,09 | 79,3 | 2,78 | 28,31 | 69,71 |
σ | 7,2 | 7,23 | 5,7 | 0,41 | 4,8 | 8,5 | |
М | 161,1 | 55,6 | 80,5 | 3,11 | 31,1 | 72,11 | |
σ | 6,5 | 7,57 | 4,9 | 0,43 | 5,0 | 9,1 | |
М | 162,0 | 58,14 | 82,1 | 3,21 | 32,2 | 75,11 | |
σ | 6,6 | 7,27 | 4,6 | 0,44 | 5,2 | 10,3 | |
М | 162,1 | 59,18 | 84,03 | 3,39 | 32,6 | 78,2 | |
σ | 5,64 | 7,10 | 3,38 | 0,50 | 5,3 | 11,3 | |
М | 162,8 | 59,60 | 84,93 | 3,40 | 33,8 | 80,41 | |
σ | 5,12 | 6,82 | 4,82 | 0,54 | 5,03 | 10,6 |
Результат в диапазоне от -1σ а до +1σ характеризует физическое развитие в пределах широкой нормы; от -2σ до +2σ - ниже или выше нормы; колебания в пределах от -3σ до +3σ характеризуются как слабое или хорошее физическое развитие.
Представление о физическом развитии обследуемого ребенка можно получить, построив профиль его физического развития.
При построении профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По правую сторону от нее наносят на равном расстоянии границы отклонения в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую — -1σ, -2σ, -3σ. По этим границам проводятся вертикальные линии. Величину сигмального отклонения отмечают точкой на соответствующей горизонтали. Соединив точки, получают профиль физического развития - ABCDEF (рис.).
Профиль физического развития
На основании построенного профиля определяют, к какому уровню физического развития относится испытуемый. Кроме того, с помощью профиля определяют пропорциональность физического развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на одну сигму. Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне взаимосвязи с другими.
В настоящее время наиболее распространен метод оценки физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии. Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей (рост, вес, окружность грудной клетки). Физическое развитие по шкалам регрессии оценивается как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.
Гармоничное физическое развитие характеризуется соответствием массы тела и окружности грудной клетки за счет хорошего развития мускулатуры.
Дисгармоничное развитие отмечается, когда масса тела и окружность грудной клетки отстают по показателям на 1-2 частные сигмы от длины тела или имеется повышенное отложение жира.
Резко дисгармоничным считается развитие, когда масса тела и окружность грудной клетки значительно отстают от длины тела или значительно превышают ее вследствие избыточного отложения жира.
Пример оценки гармоничности развития. Мальчик 8 лет при росте 129 см имеет массу тела 25,9 кг и ОГК - 63,5 см. Сравнивая имеющиеся показатели с должными, определяем разницу. Разница в массе тела составляет: 25,9 - 24,9 + 1,0 : 3,26 = +0,3σ. Разница в окружности грудной клетки составляет: 63,5 - 62,9 = +0,6 см. Эту разницу делим на частную сигму окружности грудной клетки: +0,6 : 3,25 = = +0,2σ. Масса тела и окружность грудной клетки находятся в пределах М ± 1σ. Таким образом, физическое развитие мальчика гармоничное, соответствует возрасту.
У обследуемого ребенка проведите замеры антропометрических показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силы кисти, становой силы спины.
Индивидуальные показатели физического развития ребенка занесите в таблицу.
Возраст, лет | Пол | Рост, г | Масса, кг | ОГК, см | ЖЕЛ, мл | Сила кисти, кг | Становая сила, кг | |
Правая рука | Левая рука | |||||||
Постройте профиль физического развития обследуемого и сделайте вывод об уровне его физического развития. Сравните уровни физического развития у детей, живущих в разных экологических условиях. Обоснуйте полученные результаты.
Работа № 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
О влиянии некоторых факторов окружающей среды на растущий организм можно судить по изменениям физической работоспособности.