Нервная система и органы чувств
I Анатомия и физиология.
Скелет.
1) Что это за кость? У кого из классов позвоночных она впервые появилась в процессе эволюции? Ее функции в организме.
Какие кости к ней крепятся? Тип соединения? Как называется часть скелета, которую они формируют?
2) Название кости? В какой отдел позвоночника она входит? С какими костями соединяется? Тип соединения? Функции этой кости? Для чего нужны отверстия в ней? И что означают поперечные борозды?
3) Что за кости представлены на рисунке? Функции? Тип соединения? У кого из организмов они впервые появились в процессе эволюции? Назовите типы костной ткани.
4)Назовите типы соединений, представленные на рисунке? Приведите примеры.
5) Назовите тип соединения костей? Приведите примеры – не менее двух. Назовите структурные элементы, входящие в состав данного соединения.
6) Назовите тип костной ткани, представленной на рисунке. Подпишите части под номерами: 1, 2, 5, 3, 7. Приведите примеры таких костей – не менее 3-х.
7) Назовите отделы позвоночника человека? У кого из животных впервые в процессе эволюции появился такой скелет?
8) Как называется тип ткани, представленной на рисунке? Чем отличаются ткани под буквами А, Б и В? В каких органах и отделах тела они находятся и какие выполняют функции? Каким зародышевым листком образованы?
9) Как называется мышца, обозначенная на рисунке? В чем ее особенность? Из какого типа мышечной ткани она состоит. Каким образом прикрепляется к кости? И какую функцию выполняет?
А |
Б |
Е |
Д |
Г |
В |
11) Что изображено на рисунке? Каким отделом мозга контролируются данные процессы? Какие мышцы их обеспечивают? В каком случае происходит их сокращение и в каком расслабление?
12) Как называется структура, представленная на рисунке? Из чего она состоит? И какие функции выполняет?
13) Какая система организма приведена на рисунке? Какую функцию она выполняет? Назовите каждый орган, обозначенный стрелкой. Каким отделом головного мозга контролируется?
14) Как называются структуры, обозначенный стрелками? Опишите их состав и роль в процессе дыхания.
15) Опишите функции структур, обозначенных цифрами 3 и 5. Каким образом они участвуют в защите организма от патогенных бактерий?
16) Какой тип ткани представлен на рисунке? Каким зародышевым листком образована? Какие мономеры всасываются из этой ткани непосредственно в кровь?
17)Назовите основные сосуды, которые участвуют в кровообращении. Какая по ним течет кровь? Где находятся полулунные клапаны? Какой круг кровообращения изображен?
Нервная система и органы чувств.
1) Назовите участки спинного мозга под номерами 1 и 2? Какие нейроны входят в их состав? Описать дугу рефлекса.
2) Назовите все структуры спинного мозга, обозначенные стрелками. Опишите их функции.
3) Назовите тип нервной системы, изображенной на рисунке?
Опишите расположение в организме? Подробно опишите влияние на органы, представленные на рисунке?
4) Что изображено на рисунке? Назовите компоненты, обозначенные цифрами?
5) Назовите отделы мозга, обозначенные на рисунке цифрами, и опишите их функции? Какие отделы имеют собственную кору? Какие соединяются специальными структурами? Какие отделы мозга наиболее развивались в процессе эволюции позвоночных животных?
6) Опишите структуры органа слуха, обозначенного цифрами. Опишите их функции и классы животных, у которых впервые эти структуры появились в процессе эволюции. Что такое кортиев орган? В состав какой структуры уха он входит и у кого впервые появился?
7) Опишите структуры, участвующие в преломлении света, структуры глаза, участвующие в аккомодации и восприятии света. Что такое вспомогательный аппарат глаза? Какие болезни глаза, связанные с нарушением работы и функций хрусталика?
Кровеносная система.
1)Назовите структуры сердца, обозначенные стрелками. Опишите ток крови. Где обозначена артериальная и венозная кровь? У кого из позвоночных животных впервые появилось такое сердце? У кого впервые появился водитель ритма – пейсмейкер? Опишите, что такое пульс и тоны сердца.
2) Рядом с рисунком сердца указаны сосуды под цифрами 1, 2, 3. Какие это сосуды? Их функции и расположение в организме? У кого из беспозвоночных животных кровеносная система наиболее близка к таковой у хордовых? И почему?
3) Назовите структуры сердца, обозначенные стрелками? И опишите их функции? У кого впервые из позвоночных животных впервые появились подобные структуры?
4. Выделительная система.
1) Что изображено на рисунке? Назовите структуры, обозначенные стрелками и опишите их функции. Где происходит ультрафильтрация? Где происходит обратное всасывание (реабсорбция)? За счет чего идет ультрафильтрация и механизмы обратного всасывания? Существует ли разница диаметров почечных сосудов и ее физиологический смысл?
2) Как называется структура, изображенная на рисунке? Какой тип ткани участвует в образовании данной структуры? Опишите ее функции и физиологический механизм работы.
4) Какие структуры на рисунке почки обозначены номерами 1, 2, 4, 6 и 9. В каких из них содержится первичная, а в каких вторичная моча?
1) Как называется типа ткани, представленной на рисунке? Где находятся разновидности данной ткани под буквами А, Г и Е? Какие функции они выполняют?
А |
Б |
В |
2) Какой орган человека изображен на рисунке? Опишите названия и функции структур, обозначенных буквами А, Б и В?
5) Какие органы представлены на рисунке? У кажите их функции ( не менее трех для каждого).
6) Какой процесс представлен на рисунке? Опишите механизм, который лежит в основе этого процесса.
7) Какой процесс представлен на рисунке? Что лежит в его основе? Опишите механизм.
II. Общая биология.
1) Назовите стадию эмбриогенеза, изображенную на рисунке. Назовите ткани и органы, которые образуются из зародышевого листка, обозначенного стрелкой. Опишите последовательность возникновения зародышевых листков.
2) Какой процесс изображен на рисунке? Какие стадии эмбриогенеза изображены на рисунке буквами А, Б и В? Назовите структуры, обозначенные цифрами и ткани и органы, которые образуются из этих них.
3) Назовите процесс, изображенный на рисунке. К каким специализированным структурам он приводит? Назовите стадии, обозначенные буквами, и набор хромосом, соответствующий каждой стадии.
4) Назовите процесс и фазы, изображенные на рисунке. К какому набору хромосом приводит данный тип деления клетки и значение этого деления?
5) Какой тип деления и фаза изображены на рисунке? Какое количество хромосом и нитей ДНК (хроматид) будет в данной клетке в конце этой фазы (изображенной на данном рисунке), если это деление происходит в клетках человека?
6) Какая клеточная органелла изображена на рисунке? Как называются структуры под номерами 4, 3, 7 и 6. Где происходит синтез АТФ и накопление крахмала?
7)Назовите функции органеллы, изображенной на рисунке? Как называются структуры под номерами 3 и 4? Опишите их функции.
8) Какая клетка изображена на рисунке? Назовите и опишите функции органелл, обозначенных цифрами 4, 5, 7 и 9.
В |
Б |
А |
10) Какому классу относится данная молекула? Опишите структуры, входящие в ее состав и функции этой молекулы.
11) Как называется клеточная органелла, представленная на рисунке? Укажите не менее трех ее функций.
12) Что изображено на рисунке? К какому классу относится данное соединение? Какие связи участвуют в поддержании данной структуры?
13) Назовите структуру, представленную на рисунке, ее компоненты, обозначенные цифрами, и их функции.
14) К какому классу относится молекула, изображенная на рисунке? Какие связи участвуют в поддержании структуры данной молекулы?
15) Какой процесс изображен на рисунке? В каком участке клетки он происходит? Какой принцип лежит в основе этого процесса?
16) Что изображено на рисунке? К какому результату приводит? Приведите пример.
17) Пример какой движущей силы эволюции приведен на рисунке? Как она называется и к какому результату приводит?
18) Как называется последовательность, фрагмент которой представлен на рисунке? К каким типам доказательств эволюции она относится? Опишите основные этапы.
19) Какой закон наследственности представлен на рисунке? Запишите генотипы. Что необходимо для проявления этого закона?
20) Какой закон наследственности Менделя представлен на рисунке? Что необходимо для его проявления? Напишите в процентном соотношении расщепление по генотипу и по фенотипу. Сколько разных генотипов и фенотипов представлено на рисунке?
21) Какой закон представлен на рисунке? Кто его авторы? Назовите не менее двух следствий из этого важного закона и сформулируйте его.
22) Какое направление развития органического мира иллюстрирует рисунок? К каким классам относятся организмы, обозначенные цифрами? Почему они так похожи?
23) Примеры какого экологического явления демонстрируют рисунки? Назовите причину ( для каждого представленного случая), почему это происходит?
24) Какой процесс изображен на рисунке? Что необходимо для его осуществления? Приведите примеры таких процессов.
25) Как называется процесс на рисунке? Какие организмы способны питаться аналогичным способом? Какие клетки организма человека обладают подобной активностью? Значение этого процесса для организма человека?
26) Как называется структура клетки на рисунке? Опишите ее функции и строение. К каким последствия может привести неправильная работа таких структур в половых и соматических клетках?
27)Как называется органелла на рисунке? Назовите не менее трех ее функций. Какие функции должны выполнять органы человека, содержащие наибольшее количество этих органелл в клетках?
28) Как называется процесс на рисунке? Каким физическим явлением он вызван? Какая органелла растительной клетки играет наиболее важную роль в регуляции этого процесса?
III. Зоология.
1) Какой организм изображен на рисунке? Его роль в изучении эволюционного процесса? Назовите структуры, обозначенные цифрами 4, 5, 6, 9 и 10. Опишите их функции. Какой тип беспозвоночных животных наиболее близок в структурном и систематическом плане данному организму?
2) К какому типу и классу относится организм, представленный на рисунке? Опишите функции органа, обозначенного номером 15.
6) Развитие какого животного изображено на срезах? Как называются структуры, обозначенные номерами 7, 8 и 9?
2) К какому типу и классу относится животное, изображенное на рисунке? Какой цифрой обозначены органы дыхания? Какие структуры участвуют в образовании этой структуры?
3) К какому типу и классу относится животное, представленное на рисунке? Назовите органы, обозначенные цифрами 1, 5, 6, 11 и 12. Опишите их функции.
А Б В Г |
4) Внутреннее строение какого организма представлено на рисунке? Какие системы обозначены буквами А, Б, В и Г?
5) Как называется организм, представленный на рисунке? К какому подцарству и типу он принадлежит? Назовите структуры, обозначенные цифрами 1, 4, 6 и опишите их функции.
6) Как называется организм, представленный на рисунке? Назовите структуры под номерами 1, 4, 5, 6 и 7. Опишите их функции.
7) Клетки какого организма представлены на рисунке? Какие они выполняют функции и где располагаются?
8)К каким типам простейших относятся данный организмы? Какой образ жизни они ведут?
А Б В Г Д в |
9) К какому типу и классу относится данный организм? Какой тип является его ближайшим предком, согласно современным данным? Докажите , что представленный на рисунке организм является тупиковой ветвью с эволюционной точки зрения.
10) Жизненный цикл какого организма представлен на рисунке? Какими цифрами обозначены основной и промежуточный хозяин? Каким хозяином может стать человек? И каким образом?
11) Поперечный срез какого организма представлен на рисунке? В чем состоят его ароморфозы, по сравнению с предковой формой? Какие структуры обозначены номерами 10, 7, 6, 4, 5 и назовите их функции.
12) Разновидности какого типа ротового аппарата представлены на рисунке? У каких насекомых он имеется и какие структуры ему гомологичны?
13) К какому отряду относится насекомое на рисунке? Каким образом данный организм используют в сельском хозяйстве?
14) К какому отряду относятся организмы на рисунке? В чем состоит особенность их образа жизни? Опишите связь их размножения и кариотипа.
15) Жизненный цикл какого гельминта представлен на рисунке? Назовите окончательного и промежуточного хозяина. Какие существуют меры профилактики данного гельминтоза?
16) Внутреннее строение какого организма представлено на рисунке (назовите тип и класс)? Как называется структура, обозначенная стрелкой? К какой системе она относится? Образованием какого органа является? Какие функции выполняет?
17) К какому типу и классу относятся организмы на рисунке? Приведите не менее трех доказательств.
18) Развитие какого животного представлено на рисунке? В чем состоит отличие от взрослой особи и сходство с предковой формой? Как называется организм, давший начало данному классу позвоночных животных?
19) К какому типу и классу относятся животных не рисунке? Докажите. В чем особенность образа жизни данных животных? И в чем преимущества такого образа жизни?
20)Жизненный цикл какого гельминта представлен на рисунке? В каком из организмов происходит половое размножение паразита? Каковы меры профилактики?
21) К какому типу и классу относятся данные животные? Приведите доказательства. Какой образ жизни они ведут? Какие особенности строение подтверждают это?
22) Какие типы развития птиц представлены на рисунке под номерами 1 и 2? Чем они отличаются друг от друга? В каких случаях возникают?
23) Жизненный цикл какого паразитического организма представлен на рисунке? Назовите основного и промежуточного хозяев. Как называется заболевание? И Какие существуют меры по предотвращению данного заболевания?
24) Конечности какого беспозвоночного изображены на рисунке? Какие функции они выполняют? И на каких отделах тела находятся?
25) Какие организмы изображены на рисунке? Какие между ними взаимоотношения? Что они друг от друга получают?
26) Какой тип развития насекомых представлен на рисунке? Какие существуют стадии? Приведите пример отрядов насекомых с таким превращением.
27) Жизненный цикл какого каких организмов изображен на рисунке? Какими буквами указаны половые и бесполые стадии?
28) Животные какого типа и какого класса представлены на рисунке? Приведите не менее трех доказательств.
29) Из каких отделов состоит скелет лягушки? Сколько отделов в позвоночнике? Перечислите кости, входящие в состав свободных конечностей. Что такое уростиль и какой цифрой она обозначена?
30)Как называется орган под номером 2? Какие функции он может выполнять у разных рыб? Как называются плавники под номером 15? Каким структурам земноводных они гомологичны?
31) Какие структуры в скелете птиц на рисунке являются приспособлениями к полету? Найдет пряжку, цевку и вилочку. Какие еще структуры тела птиц, за исключением скелета, изменились или редуцировались в связи с полетом?
32)Срез какого животного изображен на рисунке? Каким образом питается данный организм? Покажите структуры, участвующие в питании и дыхании. Покажите структуры, гомологичные парным конечностям.
33) Что изображено на рисунке? Как называются животные, обладающие такой структурой? У каких животных имеются все зародышевые оболочки? Найдите их на рисунке.
34) Какой тип развития насекомых представлен на рисунке? Какие стадии имеются? Какие позвоночные животные развиваются подобным образом? Приведите не менее трех примеров.
35) К какому классу и отряду относится рыба на рисунке? Какой класс позвоночных произошел от данного отряда?
36) Какой тип развития животных представлен на рисунке? Как называются стадии, обозначенные цифрами? Какие существуют особенности, связанные с инстинктивным поведением некоторых рыб во время нереста?
37)Из какого зародышевого листка и слоя кожи происходят структуры на рисунке? Как называются структуры под буквами и какие они выполняют функции?
38) Жизненный цикл какого организма приведен на рисунке? В чем состоит его особенность? Как человек может заразиться? И какие факторы необходимы для развития данного организма во взрослую особь?
38) Скелеты конечностей каких классов позвоночных животных приведены на рисунке? Какое направление эволюции они демонстрируют и каково их происхождение?
39) Какой класс организмов представлен на рисунке? Каковы особенности внутреннего и внешнего строения этих организмов?
40)Как называется организм на рисунке? В чем состоит его роль в процессе эволюции? Приведите доказательства.
41) Сколько слоев клеток имеет данный организм? На какой стадии он закончил свое развитие? Куда выбрасываются непереваренные остатки?
42)К какому типу относится животное, срез которого представлен на рисунке? Приведите не менее трех доказательств.
Б |
А |
В |
44) К какому типу, классу и отряду относятся данный организм? Назовите тип его приспособительной окраски и значение этой окраски.
45) Как называется организм на рисунке? Какое значение он имеет в экологических сообществах? Какой тип развития имеет данный организм?
46) В чем состоит сходство и различие скелетов этих организмов? Приведите не менее четырех положений.
47) Какими цифрами обозначены отделы пищеварительной системы? Как они называются и какую функцию выполняют? Какие органы не представлены на рисунке?
IV Ботаника.
1) Назовите структуру, обозначенную номером 1 и опишите ее функции. Назовите номер, которым обозначена зона корня, образующая конус нарастания. В какой зоне находятся видоизмененные клетки кожицы корня?
2) Назовите структуры на поперечном срезе листа, обозначенные стрелками и опишите их строение и функции.
3)Назовите названия зон спила ветки липы, обозначенные стрелками, опишите их строение и функции.
4) Видоизменения какого органа растения изображены на рисунке? Назовите и опишите его функции. Что обозначено цифрами 1, 2 и 5?
5) К какому отделу принадлежит организм, представленный на рисунке? Какой процесс здесь изображен? При каких условиях он возникает?
6) К какому отделу относится растение, жизненный цикл которого изображен на рисунке? Как называются гаплоидные стадии и какими цифрами они обозначены?
7) Видоизменение какого органа покрытосеменного растения представлено на рисунке? Приведите пример такого растения и назовите функции, которые выполняет данный орган.
8) Назовите структуру, представленную на рисунке, и ее части, обозначенные стрелками. Какая ткань является основой для функционирования данной структуры?
А Б В |
9) Как называются типы соцветий, обозначенные буквами А, Б и В? Приведите примеры таких растений.
10) Видоизменения какого органа представлены на рисунке? Приведите не менее трех доказательств. Какие функции выполняет данное видоизменение?
11) Видоизменение какого органа представлено на рисунке? Как оно называется и как называются его структуры, обозначенные цифрами 1, 3 и 4?
12) Что изображено на рисунке под номерами 2, 3, 4 и 5? Видоизменением какого органа являются структуры под номерами 2 и 3?
13) Какое явление в жизни растений изображает этот опыт? Какие процессы лежат в основе этого явления?
14) Видоизменение какого органа растения представлено на рисунке? Назовите структуры, обозначенные цифрами.
15) К какому семейству принадлежат растения, представленные на рисунке? Назовите типа плода, соцветия, а также количество пестиков и тычинок.
16) Семена каких классов растений изображены на рисунке? Как называются структуры, обозначенные цифрами?
17) Какой процесс из жизни покрытосеменных растений изображен на рисунке? В чем отличие такого же процесса у голосеменных растений? Назовите набор хромосом зародышей покрытосеменных и голосеменных, а также эндоспермов этих отделов растений.
18) Какая растительная ткань представлена на рисунке? Из каких клеток она состоит? Где находится и какие функции выполняет.
19) Жизненный цикл какого растения представлен на рисунке? Какой набор хромосом у структур, обозначенных номерами 1, 2, 3 и 5?
20) Структуры какого растения изображены на рисунке? Назовите формулу цветка, тип плода и биологическую особенность данного семейства.
21) Назовите структуру и ее функции, представленную на рисунке. И укажите ее составляющие под номерами 1, 2 и 3. Каково физиологическое значение данной структуры в жизни растений?
22) Растения каких двух классов представлены на рисунке? Какие видоизменения побегов они образуют?
23) Какой орган растения представлен на рисунке? Какими цифрами обозначены вегетативные части цветка, а какими – генеративные? Какой цифрой обозначена структура, участвующая в образовании семени? Как она называется?
24) Какой плод изображен ан рисунке? Классифицируйте его и приведите примеры растений, образующие такие плоды.
25) Назовите типы жилкования листа, обозначенные цифрами на рисунке. Какую систематическую категорию можно определить согласно этому признаку? Существуют ли исключения? Назовите.
26) Как называются части растений, изображенные на рисунке? Назовите типы листорасположения, обозначенные цифрами. Назовите структуру, обозначенную стрелкой.
27) Как называются плоды, обозначенные цифрами 3, 4 и 6? Они являются сухими или сочными, многосемянными или односемянными? В чем отличие плода под номером 3 от плода под номером 4?
28) Укажите части проростка растения, обозначенные стрелками. К какому классу относится данное растение? Приведите не менее трех доводов.
29) Как называются организмы на рисунке? Что общего и различного в строении и образе жизни этих организмов?
30) Что изображено на рисунке под буквами А, Б и В? Назовите функции данных образований и отличия?
31) Как называются данные типы плодов на рисунке? В чем состоит сходство и отличие данных плодов? Какие семейства растений образуют такие плоды?
32)Как называются соцветия на рисунке? Для каких семейств растений они характерны? Какие типы плодов образуют?
33)Какие части цветка образуют структуры под номерами 1, 2 и 3?
34) Растения какого семейства представлены на рисунке? Приведите не менее трех доказательств.
35) Какой организм изображен на рисунке? Назовите тип его диссимиляции и значение для человека?
36) К какому отделу относятся организмы на рисунке? В чем состоит их отличие? Назовите не менее четырех позиций.
37)Назовите среду обитания данного организма. В чем состоит особенность его строения и, следовательно, обмена веществ?
38) Назовите не менее двух функций данного организма и определите его кариотип. Что он образует и из чего образуется?
39) Что изображено на рисунке? В каких взаимоотношениях находятся эти организмы? Что они друг другу дают?
40)Какой процесс представлен на рисунке? Назовите не менее двух причин этого эволюционного события.
41) Какие из представителей не рисунке относятся с высшим, а какие к низшим грибам? Почему? Какие типы размножения характерны для данных организмов?
42)Что изображено на рисунке? К какому типу отношений относится данное взаимодействие организмов? Что они друг от друга получают?
43)Какие организмы изображены на рисунке? Как они размножаются?
44) Что изображено на рисунках? Что общего у данных представителей?
45)Какой организм изображен на рисунке? Какой процесс представлен? В чем его преимущество?
46) Какой опыт представлен на рисунке? Кто его провел и что он демонстрирует?
47)Клетка какого организма изображена на рисунке? Приведите не менее трех доказательств.
48) Какие типы ветвления представлены на рисунке? Приведите примеры к каждому типу. Какой из них является самым прогрессивным и почему?
49) Как называется структура на рисунке? Какие функции она выполняет? Какие типы тканей ее образуют?
50) Видоизменения каких органов растения представлены на рисунке? Приведите доказательства. Какие функции они выполняют?