Анагенез,градуализм,стасигенез,параллелизм
Анагенез - в биологии, тип эволюционного процесса, близкий к ароморфозу. Термин предложен американским палеонтологом А. Хайаттом (1866) для обозначения начальной стадии развития крупных систематических групп органического мира .Для этой стадии характерны возникновение нового типа организации и расцвет группы. В 1947 году австрийский биолог Б. Ренш термином «Анагенез» обозначил появление новых органов и совершенствование структурных типов в ходе эволюции крупных групп организмов. Он противопоставил анагенезу процессу ветвления филогенетического ствола на одном уровне.Анагенез характеризуется усложнением органов, совершенствованием их деятельности и автономизацией развития. В таком понимании анагенез близок к ароморфозу.
Градуализм.Одна из концепций эволюции, в соответствии с ней особи, обладающие адаптивными преимуществами перед др. особями популяции, будут выживать с большей вероятностью и передавать адаптивные гены потомству; постепенное и непрерывное накопление таких генов в популяции в конце концов приведет к образованию нового вида.
Стасигенез — процесс длительного сохранения вида или иного таксона без прогрессивного изменения в каком-либо направлении, без направленного отбором исторического развития в каком-то направлении (т.е. без анагенеза) и без дивергенции (без кладогенеза). По пути стасигенеза развиваются немногие переживающие свой век представители предковых групп. Реликтовые ракообразные — мечехвосты, кистеперая рыба — латимерия, реликтовое плеченогое — лингула, примитивная рептилия — гаттерия,
Параллельная эволюция или параллелизм- независимое развитие сходных признаков в эволюции близкородственных, но выделившихся групп организмов, протекающее в одном направлении. Предполагает наличие общего предка, имеющего зачатки анатомических черт, способствующих этому и происходит при сходном эволюционном давлении благодаря протеканию естественного отбора. Если организмы не близкородственны, то эволюция является конвергентной. путем параллельной эволюции развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени). У нескольких групп крылатых насекомых передние крылья превратились в надкрылья. У разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных. В нескольких группах терапсид параллельно развивались признаки млекопитающих.
38. Синтезогенез. Механизмы синтезогенеза
Синтезогенез.Механизмы образования закрытых генетических систем возникли в ходе эволюции органического мира. На ранних этапах эволюции эти механизмы были не столь совершенны, как сейчас. Из-за несовершенства изолирующих механизмов даже таксоны высоких рангов могли обмениваться генами. В результате латерального (горизонтального) переноса генов могли синтезироваться новые крупные таксоны. Такое образование таксонов называется синтезогенез, а эволюция, связанная с регулярным обменом генами между таксонами, называется сетчатой эволюцией.
Механизмы синтезогенеза:
1. Трансдукция – перенос генетического материала при помощи вирусов. Широко распространена у современных прокариот, используется в биотехнологии.
2. Симбиогенез – образование синтетических клеток.
2.1. Симбиогенез на основе гологамии; гологамия – это слияние недифференцированных клеток (не гамет), наиболее примитивная форма полового процесса. Встречается у низших эукариот, используется в биотехнологии.
2.2. Симбиогенез на основе незавершенного пищеварения. У современных организмов не обнаружен, но имеются доказательства действия этого механизма в прошлом.
2.3. Симбиогенез на основе взаимного паразитизма. У современных организмов также не обнаружен, но имеются доказательства действия этого механизма в прошлом.
3. Гибридогенез при половом размножении (вторичная интерградация). В настоящее время действие этого механизма не наблюдается. Однако считается, что большинство видов цветковых растений (и некоторых животных) возникло этим путем.
39. Антропосоциогенез – происхождение человека и общества. Биологические
Антропосоциогенез – процесс становления человека как общественного существа. Сторонники этой теории настаивали на том, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу.. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что достигается тем, что в процессе изготовления предмета придается целесообразная форма. Поскольку человек в одном из своих определений есть совокупность способностей и влечений, их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза. Антропосоциогенез и есть, в конечном месте, становления живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношения людей к миру, друг к другу и самим себе.
Важнейшая чета антросоциогенеза – его комплексный характер, поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала возник труд, потом общество, а позднее – язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального антропогенетического фактора, в связи с которым формируется и общежитие и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика.
Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слово язык – это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле – это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает если не предела, то максимума эффективности. Язык участвует в самом порождении нашей предметной среды, равно и как социального единства человеческих индивидов. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов – называние – был священным, ритуальным действием, участники которого как бы сплачивались в тождественном понимании называемой вещи. Тем самым посредством языка конструировалась сама социальность. Лишь посредством языка и с его помощью первичные материальные условия существования палеантропа могли подразделяться на категории «жилище, одежда, утварь» Но это значит, что предметно-практическая деятельность смогла формироваться не раньше, чем появился язык.
Выделяют три главных посыла в антросоциогенезе, то есть в развитии человека на пути к обществу: труд (орудия труда), язык (речь), социализация (интегративные процессы в обществе, то есть объединение людей). Пример. Маугли без социализации сможет прожить, однако, чтоб стать членом общества, он должен развить в себе многие качества, необходимые в данном обществе, созданные обществом.
2. Теория происхождения человека.
Несколько точек зрения на антропогенез:
1) Теологическая. Создание человека Богом. Начало человеческой истории – это грехопадение, когда люди были изгнаны из Рая. Это разрыв человека с природой, начало его цивилизованного развития.
2) Естественно-научная. Человек – это модифицированный предмет. Эта точка зрения была характерна для античности – человек вышел из звероподобного состояния. В эпоху Просвещения человека и обезьяну относили к одному классу животных. В 19в. Дарвин создает теорию происхождения видов.
3) Энгельс писал, что труд сделал их обезьяны человека. Критики этой теории указывают на два ее недостатка:
- переоценка интеллекта обезьян
- эволюция не могла произойти за столь короткий срок.
4) Геомагнитная версия. Смещение магнитного полюса Земли приводит к изменению климата и всего животного мира, а потом и к появлению человека. Процесс этот революционный.
5) Г.Н. Матюшин. Прародина человека – Восточная Африка, зона высокой тектонической активности и залегания радиактивных руд. Происходит мутация, появляется физически ослабленная обезьяна, которая, чтобы выжить, должна развивать свои интеллектуальные способности.
40. Роль труда в происхождении человека. Периодизация эволюции человека с технологической точки зрения. Технологии и культуры каменного века
Впервые на роль труда как решающего фактора в историческом становлении человека указал Ф. Энгельс. В самом деле, все, что отличает человека от человекообразных обезьян, прямо или косвенно связано с трудовой деятельностью человека, с применением орудий труда. Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей. Вся история человеческого общества свидетельствует о том, что она подчинена социально-экономическим законам, т. е. законам становления и развития производительных сил общества и его производственных отношений. Таким образом, труд, по словам Ф. Энгельса, — «…первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии полностью подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На всем пути палеонтологической летописи человека остаткам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности. Изменение внешнего облика наших предков от обезьяноподобного к человекоподобному идет параллельно с изменением орудий труда от более примитивных к более совершенным. Животными предками человека была группа обезьян со стадным образом жизни, вынужденных часто спускаться с деревьев на землю в поисках пищи. Передвижение по земле стаж) предпосылкой к развитию у них прямохождения. Передние конечности, освободившиеся от функции передвижения, стали разносторонне использоваться при добывании пищи. Сначала изредка, а затем все более регулярно в будущих руках этих животных оказывались то камень, то палка, при помощи которых легче было добывать пищу. Но все это еще были действия, не выходящие за пределы чисто животного поведения. Переломным моментом оказался следующий шаг — когда вместо случайно подобранной палки или камня в ход пошли заранее приготовленные палка или камень. Началось изготовление орудий труда — и здесь прошел рубеж между обезьяной и человеком. Прогресс в изготовлении орудий труда сопровождался двумя важнейшими изменениями в самом человеке: развитием руки и его мозга. Это помогло человеку овладеть искусством использования огня. Огонь согревал первобытного человека, оберегал его от крупных хищников, делал его пищу более переваримой. Особенно велико было значение огня при расселении первобытного человека: огонь позволял ему осваивать ранее недоступные районы с холодным климатом. Общение людей во время совместной охоты и изготовления орудий труда на основе усиленного развития нервной системы привело к возникновению членораздельной речи. А это в свою очередь привело к усложнению трудовой деятельности. Мыслительная способность людей развивалась, конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия.
41. Теории происхождения рас. Научная несостоятельность расистских, евгенических и социал-дарвинистских теорий
Расы – это крупные внутривидовые группировки в пределах современного человечества, которые различаются по ряду наследственно обусловленных признаков. Эти признаки могут иметь адаптивное значение. Изучением рас занимает специальный раздел антропологии – расоведение.
Выделяют разное число больших рас:
– двухрасовая система: евро-негроидная и монголоидная.
– трехрасовая: европеоидная, монголоидная (азиатско-американская) и негроидная (экваториальная, или негро-австралоидная).
– пятирасовая: европеоидная, негроидная, монголоидная, австралоидная, американская.
– многорасовые системы – включают десятки рас.
Существует множество теорий происхождения рас:
– Теория моноцентризма – современный человек сформировался в Передней Азии, затем расселился по разным эколого-географическим зонам, и под воздействием естественного отбора сформировались расовые адаптивные признаки.
– Теория широкого моноцентризма – человек как биосоциальное существо сформировался в Передней Азии, затем проник в другие регионы, где скрещивался с местными популяциями приматов (изначально обладавшими адаптивными расовыми признаками) и ассимилировал их.
– Теория полового отбора – расовые признаки в своей основе не носят адаптивного характера, а сформировались вследствие избирательного образования брачных пар (это касается цвета кожи, глаз, волос).
– Теория моноцентризма с последующим выщеплением рецессивных признаков. Например, у большинства индейцев преобладает первая группа крови (рецессивный признак).
– Теория дицентризма – евро-африканская и монголоидная расы произошли от разных предков, то есть их дивергенция началась на стадии человека прямоходящего.
Современный человек представляет собой полиморфный биологический вид. Устойчивые таксономические различия между расами отсутствуют, в частности, у человека не удается выделить подвиды (современное человечество вообще представляет собой единый подвид). Поэтому термину «раса» все чаще придается не биологическое, а социальное значение.
Социал-дарвинизм
Социал-дарвинизм – это система социологических концепций, основанная на биологизации общественных процессов. Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ Герберт Спенсер, который видел в борьбе за существование и естественном отборе движущую силу развития общества. Современный социал-дарвинизм включает в свой состав два течения: расовую гигиену и евгенику.
Сторонники расовой гигиены рассматривали конкуренцию между расами в качестве основной движущей силы общественного развития. Основоположник современного расизма граф де Гобино создал «теорию борьбы высших и низших рас»; при этом высшей расой он считал «арийскую». Евгеника – это учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств. Еще в 1883 г.Фрэнсис Гальтон выдвинул идею о необходимости улучшения человеческого рода генетическими методами. Однако данные популяционно-генетических исследований позволяют утверждать, что в обозримом будущем такие работы не имеют никаких перспектив. Человек как биосоциальное существо сложился в ходе длительных эволюционных преобразований, и надеяться изменить вид за исторически короткие сроки бессмысленно.
42. Роль социально-биологических факторов в эволюции человека. Специфика борьбы за существование и действия естественного отбора в человеческом обществе
На формирование человека (как и любого биологического вида) большое влияние оказали географические, климатические и экологические факторы. Относительно ровный и теплый климат мелового периода в течение палеоцена-эоцена становился более холодным. В олигоцене наблюдалась некоторая стабилизация. В начале миоцена климат в Африке был теплым и влажным. Весь Африканский континент был покрыт влажными вечнозелеными лесами. В этих условиях существовали популяции разных видов человекообразных обезьян (гоминоидов) с высокой численностью. Ведущим эволюционным фактором в таких условиях является стабилизирующий отбор. В конце миоцена климат становится более сухим и холодным, начинается фрагментация лесов. Мегапопуляции гоминоидов распадаются на множество изолированных популяций. Усиливается значение элементарных эволюционных факторов. Начинается внутривидовая дивергенция. В течение плиоцена нарастает экологическая нестабильность. Усиливается значение изоляции и популяционных волн. 2 млн. лет назад начинается эпоха плейстоценовых оледенений, которые достигли максимума примерно 200 тыс. лет назад. Популяции древних людей распадаются на микропопуляции (семьи). Усиливается роль полового отбора, родственного отбора и К–отбора. Завершаются процессы видообразования, связанные с вымиранием неконкурентоспособных видов и внутривидовых группировок. Из множества видов гоминид остается только один – Человек разумный. Роль социальных факторов в эволюции человека. В условиях максимальных плейстоценовых оледенений сверхмалые популяции превратились в семьи. Семья – внутрипопуляционная группировка, в которой все особи связаны непосредственным родством. В дальнейшем семья стала элементарной биосоциальной ячейкой общества. Системы семей, связанные родственными (генетическими) связями, образовывали роды и племена с высоким уровнем иерархии (соподчинения). В условиях коллективного труда и распределения пищи и предметов материальной культуры это способствовало возникновению общества. Биологическая роль общества заключается в том, что создаются новые формы борьбы за существование (конкуренция уступает место реципрокному альтруизму). Ведущим способом борьбы за существование становится коллективный труд с использованием орудий труда. В обществе естественный отбор приобретает специфические черты. К ведущим формам отбора у человека относятся: – стабилизирующий отбор; – движущий отбор на стрессоустойчивость; – движущий отбор на уменьшение агрессивности; – половой отбор; родственный отбор; К–отбор.
43. Теория эволюции как фундамент современной биологии. Практическое значение теории эволюции
Современная эволюционная – это раздел общей и теоретической биологии, изучающий закономерности и механизмы эволюции биологических систем. Всё множество эволюционных концепций, взглядов, гипотез представляет собой теоретический фундамент современной биологии. Эволюционная биология является организующим началом для всего современного естествознания, что способствует формированию целостной картины мироздания. Мировоззренческое значение теории эволюции включает онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты. Эволюционная биология – это интегральная наука, которая обобщает, систематизирует и интерпретирует результаты изучения биологических систем, полученные с помощью различных разделов биологии: молекулярной биологии, цитологии, биологии развития, генетики, экологии, палеобиологии, систематики, анатомо-морфологических дисциплин, антропологии и биологии человека. Теория эволюции тесно связана с другими разделами биологии: молекулярной биологией, цитологией, биологией развития, генетикой, экологией, палеонтологией и палеоботаникой, систематикой, анатомо-морфологическими дисциплинами, биологией человека, – а также с другими естественными науками: физикой, химией, географией. Практическое значение теории эволюции заключается, прежде всего, в том, что она, наряду с классической генетикой, образует теоретический фундамент современной селекции. Теория эволюции непосредственно используется при решении проблем, связанных с необходимостью сохранения биологического разнообразия на всех его уровнях: популяционном, видовом и экосистемном. Теория эволюции непосредственно используется при разработке природоохранных мероприятий.