Способы передвижения, марш подразделений (частей)
Передвижение войск — организованное перемещение их маршем, перевозка с использованием различных видов транспорта:
– автомобильного;
– железнодорожного;
– морского;
– речного;
– воздушного
или перемещение комбинированным способом (сочетая марш и перевозки) в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи.
Передвижение может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Независимо от способа и условий передвижения дивизион (батарея) должен осуществлять его организованно, с соблюдением скрытности, высокими темпами и в короткие сроки, прибывать в назначенный район (на указанный рубеж) своевременно, в полном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.
Марш – организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях прибытия в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.
Перевозка железнодорожным транспортом позволяет сохранить силы личного состава, предохранить вооружение и технику от износа, экономить моторесурсы и горючее. Этот способ обеспечивает высокую скорость передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава к началу передвижения; скорость перевозки практически не зависит от метеорологических условий.
К недостаткам перевозок по железной дороге можно отнести:
- уязвимость железных дорог, станций от современных средств поражения;
- сложность подготовки и обеспечения безопасности передвижения войск;
- при перевозке железнодорожным транспортом снижается боевая готовность частей и соединений, так как их силы и средства перевозятся несколькими эшелонами;
- усложняется управление войсками, затрудняется одновременное вступление их в бой.
Перевозка водным (морским, речным) транспортом позволяет сохранять силы личного состава, технику от износа, экономить моторесурсы и перемещать войска со скоростью не менее — 25—30 км/ч, давая тем больший эффект, чем значительнее расстояние, на которое осуществляется перевозка. Этот способ передвижения может использоваться для доставки войск на острова, изолированные участки побережья, а также при совершении маневра на приморских направлениях и вдоль судоходных рек.
К недостаткам перевозок водным транспортом можно отнести:
- местоположение портов и пристаней легко обнаруживается противником, а это повышает их уязвимость от ударов авиации, ядерного, химического, высокоточного оружия и зажигательных средств;
- для погрузки требуются оборудованные причалы, мощные краны;
- погрузка на водный транспорт и выгрузка более продолжительны;
- иногда необходима дополнительная перегрузка личного состава и техники на рейде;
- должна быть организована надежная противолодочная, противоминная и противовоздушная оборона и проводка судов в порт выгрузки;
- чрезвычайно сложна погрузка и выгрузка тяжелой техники на необорудованных участках побережья;
- использование судоходных рек ограничивается направлением их течения и сезонностью навигации.
Перевозка воздушным транспортом применялась и в годы Великой Отечественной войны. Воздушный транспорт использовался для перевозки материальных средств, эвакуации раненых, десантирования войск в тыл противника.
В ходе наступательной операции Западного фронта зимой 1942 г. в район Вязьмы последовательно батальонами и бригадами был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывавший около 10 тыс. человек. В Белорусской операции летом 1944 г. авиация доставила по воздуху конно-механизированным группам, танковым армиям и корпусам 1182 т горючего, 1240 т боеприпасов и около 1000 т различного технического имущества и запасных частей.
В современных условиях перевозка войск воздушным транспортом найдет широкое применение. Этот вид транспорта обеспечивает быструю переброску войск на значительные расстояния, в любом направлении и в районы, практически недоступные для других видов транспорта, через обширные зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоплений. Он не зависит от дорожной сети и может применяться не только для переброски войск над своей территорией, но и для высадки их в тыл противника. Использование воздушного транспорта позволяет сохранить силы личного состава, сберечь моторесурсы боевой техники, значительно уменьшить расход материальных средств, а главное — внезапно для противника, доставить в указанный район войска в более высокой степени боевой готовности, чем при их передвижении своим ходом.
К недостаткам перевозок воздушным транспортом можно отнести:
- для переброски войск, особенно общевойсковых частей и соединений, по воздуху требуется значительное количество транспортных средств;
- для прикрытия во время полета — большой наряд боевых самолетов;
- использование авиации зависит от метеорологических условий;
- наличия подготовленных аэродромов или площадок в районах погрузки и выгрузки войск.
Комбинированное передвижение представляет собой такое перемещение войск из одного района в другой или на указанный рубеж, при котором сочетаются разные способы передвижения.
В одних случаях войска могут применять различные способы передвижения одновременно, в других — способы передвижения чередуются, последовательно сменяются. При этом могут использоваться все или только некоторые виды транспорта.
При комбинированном передвижении войск максимально используются положительные стороны каждого вида транспорта. Однако, если сочетаются разные способы передвижения, то нарушается организационная целостность войсковых формирований, а это усложняет всестороннее их обеспечение, управление ими и поддержание постоянной бое вой готовности. При чередовании способов передвижения на боеспособность войск может отрицательно влиять неоднократная погрузка и выгрузка их с различных транспортных средств.