Эксперименты с крысами
Третьими в мире искусственный спутник Земли запустили французы. Менее известен тот факт, что Франция, кроме того, отличилась еще и собственной программой медико-биологических экспериментов с уникальным подбором экспериментальных животных. После окончания Второй мировой войны Франция - одна из держав- победительниц - не осталась в стороне от начавшейся новой «ракетной гонки». Но, в отличие от США и СССР, широко использовавших немецкий опыт практического ракетостроения, ей пришлось в основном рассчитывать на собственные силы.
В 1946 г. по решению Дирекции по разработкам и производству вооружения (Direction des etudes et fabrications d'armement - DEFA) в городе Верной была основана военная Лаборатория баллистических и аэродинамических исследований (Laboratoire de recherches balistiques et aerodynamiques, LRBA). Двадцать восемь немецких специалистов- ракетчиков были перевезены во французскую оккупационную зону, где формируется «Исследовательское бюро Эммен-динген» (Bureau d'Etudes d'Emmen-dingen) для помощи LRBA в освоении германского опыта проектирования больших баллистических ракет.
В марте 1949 г. начался «Проект 4213» - разработка простой и по возможности экономичной ракеты на жидком топливе, которая в дальнейшем получила название Veronique ( «Вероник»), Название является составным словом, «сконструированным» из объединения части названия города, где была разработана ракета - VERnon, и слова «электоника» - electrONIQUE. Первый образец этой ракеты совершил полет 2 августа 1950 г., достигнув высоты целых 3 (три!) метра. Но лиха беда начало. Упорное выполнение этой программы в дальнейшем позволило осуществить более 80 пусков пяти различных модификаций новой ракеты.
Французская программа медико-биологических экспериментов стартовала в 1959 г. Она была разработана и выполнялась Научно-исследовательским центром аэрокосмической медицины (Centre d'Etudes et de Recherches de Medecine Aerospatiale - CERMA) под руководством профессора Робера Еранпьера (Robert Grandpierre). Первоначально запланировали проведение 17 суборбитальных полетов в период с 1961 по 1964 г. На втором этапе в 1965 г. предполагалось проведение медико-биологических экспериментов на борту искусственного спутника Земли. Тем не менее, по финансовым и политическим причинам программу удалось реализовать лишь частично, проведя только семь экспериментов на геофизических ракетах. Все полеты проводились с полигона Хаммагир (HaTmaguir), расположенного на территории Алжира в 130 км юго-западнее города Бешар на каменистом плато в пустыне Сахара.
Для первых пяти полетов этой программы использовалась модификация Veronique AGI, разработанная во Франции к Международному геофизическому году (французская аббревиатура AGI - Аппёе Geophysique Internationale). Было решено изучить бдительность млекопитающего в условиях невесомости, регистрируя деятельность коры головного мозга. Для этого следовало зафиксировать на животном электроды так, чтобы считывать сигналы в любое время. Первые хирургические вмешательства с целью внедрения серебряно-никелевых электродов в мозг крыс были очень длительными. Они продолжались около 10 часов! Уровень смертности при этом был исключительно высок. Понемногу техника улучшалась, продолжительность операций сокращалась, процент выживших крыс повышался. Период, в течение которого подготовленный грызун мог впоследствии использоваться в экспериментах, был ограничен 3-6 месяцами из-за прогрессивной поляризации внутричерепных электродов, старения грызуна и некроза черепа, вызванного клеем, фиксирующим разъем на черепе. Для начальных испытаний в Париже отобрали 47 белых крыс линии Вистар.
Крыса с помощью специального жилета удерживалась в вытянутом положении в кабине в контейнере. Жилет был изготовлен из льняной ткани. От выбранного первоначально для этих целей нейлона быстро отказались из-за вызываемых им электростатических помех.
Первый полет, состоявшийся в 1961 г., должен был определить направление и методы дальнейших исследований. От его успешной реализации зависело очень многое.
Первоначально запуск был запланирован на 20 февраля, но состоялся только 22-го. Обычные переживания и волнения перед стартом усилились после того, как во время предыдущего запуска по другой научной программе 18 февраля взорвалась ракета Veronique AGI 30, однотипная с используемой для полета животного Veronique AGI 24. Первая крыса, помещенная в контейнер, исхитрилась перегрызть зубами пучок кабелей, по которым велась передача информации. «Опозорившееся» животное было впоследствии заменено одним из 10 резервных, привезенных из Парижа в Хаммагир.
Хотя двигатель Veronique и отработал положенные 45 секунд из-за его неравномерной тяги максимальная высота подъема составила всего 110 км - половину запланированного. А на этапе баллистического полета головная часть ракеты не стабилизировалась и летела, хаотически вращаясь. Из-за вызванных таким вращением угловых ускорений период, во время которого животное должно было находиться в невесомости, оказался «смазанным», и получить состояние полного «нуля гравитации» не удалось. Головная часть опустилась на землю спустя 8 минут 10 секунд. Экипаж службы поиска на вертолете обнаружил и успешно эвакуировал крысу через 40 минут после старта. На следующий день, 23 февраля, ее привезли в Париж, где встречавшие журналисты дали животному, известному лишь под номером RC 139, кличку «Гектор» (Hector). Спустя шесть месяцев после своего космического полета Гектор был подвергнут эвтаназии для того, чтобы изучить возможные эффекты влияния невесомости на внедренные электроды.
На следующем этапе решили осуществить парный запуск с интервалом в три дня, что, по замыслу ученых, должно было обеспечить возможность параллельных наблюдений за двумя животными. В связи с практически одновременным полетом крысам RC 271 и RC 268 еще до старта дали имена «Кастор» (Castor) и «Поллукс» (Pollux) - в честь самых ярких звезд созвездия Близнецов.
Первый старт Veronique AGI 37 состоялся 15 октября 1962 г. Из-за ветра и по техническим причинам ракета начала подъем немного позднее запланированного срока. Максимальная высота составила 120 км. На этапе баллистического полета состояние невесомости длилось 6 минут. Прием телеметрической информации осуществлялся до обрыва связи на 175-й секунде. После завершения полета головная часть ракеты опустилась на расстоянии 110 км от места старта, что более чем в два раза превысило расчетное. Из-за потери УКВ-связи с посланным на поиски вертолетом (связь пропала именно в силу отдаленности района поиска) головную часть удалось обнаружить только через 1 час 15 минут после старта. За это время температура в контейнере, в котором Кастор находился вниз головой, поднялась до 40° С, и животное погибло от перегрева.