Роль бактерий в природе и в народном хозяйстве.
Выше уже отмечалось большое значение многих видов бактерий при процессах гниения и различных типах брожения, т. е. выполнение санитарной роли на Земле. Бактерии также играют огромную роль в круговороте углерода, кислорода, водорода, азота, фосфора, серы, кальция и других элементов.
Многие виды бактерий способствуют активной фиксации атмосферного азота и переводят его в органическую форму, способствуя повышению плодородия почв. Особо важное значение имеют те бактерии, которые разлагают целлюлозу и пектиновые вещества, являющиеся основным источником углерода для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.
Сульфатредуцирующие бактерии участвуют в образовании нефти и сероводорода в лечебных грязях, почвах и морях. Так, насыщенный сероводородом слой воды в Черном море является результатом жизнедеятельности сульфазредуцирующих бактерий. Деятельность этих бактерий в почвах приводит к образованию соды и содового засоления почвы. Сульфатредуцирующие бактерии переводят питательные вещества в почвах рисовых плантаций в такую форму, которая становится доступной для корней этой культуры. Эти бактерии могут вызывать коррозию металлических подземных и подводных сооружений.
Благодаря жизнедеятельности бактерий почва освобождается от многих продуктов и вредных организмов и насыщается ценными питательными веществами Бактерицидные препараты успешно используются для борьбы со многими видами насекомых-вредителей (кукурузным мотыльком и др).
Многие виды бактерий используются в различных отраслях промышленности для получения ацетона, этилового и бутилового спиртов, уксусной кислоты, ферментов, гормонов, витаминов, антибиотиков, белково-витаминных препаратов и т.д.
В настоящее время благодаря успехам генной инженерии появилась возможность в широких масштабах использовать кишечную палочку для получения инсулина, инсулина, а водородные бактерии - для получения пищевого и кормовою белков. Без бактерий невозможны процессы при дублении кожи, сушке листьев табака, выработке шелка, каучука, обработке какао, кофе, мочении конопли, льна и других лубоволокнистых растений, квашении капусты, очистке сточных вод, выщелачивании металлов и т д.
Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Выше перечислялись многие бактерии, которые вызывают раз яичные инфекционные болезни человека и животных. В борьбе со многими инфекционными болезнями, дифтерией, скарлатиной, туберкулезом и другими уже имеются определенные успехи. При каждой заразной болезни оздоровительные мероприятия проводятся дифференцированно. Если при борьбе с дифтерией и другими болезнями дыхательных путей решающую роль сыграли прививки, то при туберкулезе — лечение специальными препаратами в сочетании с гигиеническим режимом и создание специализированных больниц, диспансеров и санаториев. Борьба с кишечными инфекциями (бактериальная дизентерия и др.) заключается в лечении больных, охране окружающей среды от загрязнения возбудителями болезней и в повышении санитарной культуры населения. При кровяных инфекционных болезнях (сыпной и возвратный вшивые тифы и др.) оздоровительные мероприятия направляются на выявление и лечение больных людей и животных и уничтожение переносчиков.
Основные структуры клетки.
МЕТОДЫ МИКРОСКОПИРОВАНИЯ
Световая микроскопия. Микрокопирование — основной метод изучения препаратов — используется в биологии уже более 300 лет. С момента внедрения первых микроскопов они постоянно совершенствовались. Современные микроскопы представляют собой разнообразные сложные оптические системы, обладающие высокой разрешающей способностью. Они позволяют изучать очень тонкие детали строения клеток и тканей. Размер самой маленькой структуры, которую можно видеть в микроскопе, определяется наименьшим разрешаемым расстоянием (d0). В основном оно зависит от длины световой волны , и эта зависимость приближенно выражается формулой d0 = ½ . Таким образом, чем меньше длина световой волны, тем меньше разрешаемое расстояние и тем меньшие по размерам структуры можно видеть в препарате.
Для изучения биологических препаратов чаще применяют различные световые микроскопы, в которых источником освещения является естественный или искусственный свет. Минимальная длина волны видимой части спектра света соответствует примерно 0,4 мкм. Следовательно, для обычного светового микроскопа разрешаемое расстояние равно приблизительно 0,2мкм (d0 = ½ х 0,4мкм = 0,2 мкм), а общее увеличение (произведение увеличения объектива на увеличение окуляра) достигает 2500 раз.
Конструктивные основные части микроскопа:
ü штатив, объединяющий механические приспособления;
ü оптическая система, дающая увеличенное изображение исследуемого материала;
ü осветительная система для направления световых лучей на рассматриваемый объект (рис. 1).
Штатив состоит из подставки и тубусодержателя, подвижно соединенного с ней. Тубусодержатель несет цилиндрическую трубку — тубус, имеющую оптическую систему. Для перемещения тубуса используется макрометрический винт, с помощью которого осуществляется предварительная фокусировка. Точная наводка на фокус достигается вращением микрометрического винта. К штативу крепится предметный столик. На него помещается препарат.
Оптическая система представлена объективами и окулярами. Объективы ввинчиваются в подвижное плато — револьвер и обращены к рассматриваемым предметам. Окуляры вставляются в отверстие тубуса и направляются к глазу исследователя. Объектив дает истинное увеличение объекта, но обратное. Окуляр вторично увеличивает изображение, делает его мнимым, оставляя обратным. На объективы и окуляры нанесены цифры, характеризующие силу увеличения. Для практической работы студенты обычно используют объектив малого увеличения — 8, большого увеличения — 40, иммерсионный — 90, окуляры 7, 10, 15. Общее увеличение, даваемое микроскопом, равно произведению увеличения окуляра и объектива (например, – ок. 7 х об. 8 = ув. 56).
Для характеристики объектива существенное значение имеет его разрешающая способность. Она определяется наименьшим расстоянием между двумя точками, изображение которых наблюдается раздельно в данной оптической системе. При исследовании в проходящем свете при обычном освещении разрешающая способность микроскопа равна 0,2 мкм. В практической работе улучшить разрешающую способность можно, используя иммерсионное масло, которое вводится между исследуемым препаратом и специальным иммерсионным объективом. Показатель преломления иммерсионного масла в 1,5 раза выше показателя преломления воздуха, кроме того, он совпадает с показателем преломления объектива, что обусловливает более полное использование светосилы объектива.
Осветительная система состоит из подвижного зеркала (10), необходимого для направления световых лучей в сторону исследуемого предмета и конденсора — системы линз, которые собирают лучи от зеркала и концентрируют их на исследуемом объекте. Зеркало имеет две поверхности — плоскую и вогнутую. Для получения более интенсивного освещения при отсутствии конденсора пользуются вогнутой поверхностью зеркала. При работе с большими и особенно иммерсионными объективами применяют конденсор и плоское зеркало. Конденсор имеет ирис-диафрагму, регулирующую световой поток и кольцо светофильтра. Осветительный аппарат (конденсор, диафрагма, светофильтр) перемещается по вертикали вращением рукоятки конденсора.
Для научных исследований применяются более сложные конструкции микроскопов (например, Laboval 4, Olympus-IMT2), с помощью которых можно фотографировать биологический объект.
Правила работы с биологическим микроскопом
1.Микроскоп хранят в футляре для защиты от пыли, влаги и света. Перенося микроскоп без футляра, правой рукой берут его за ручку штатива, левой — поддерживают снизу.
2. Приступая к работе с микроскопом, окуляр, объектив и зеркало протирают мягкой тряпкой. То же делают после окончания работы. Если линза объектива загрязнилась, необходимо протереть ее смоченной в бензине тряпочкой и вытереть насухо.
3. Начинают рассматривать препарат с малого увеличения (объектив 8х).
4. Перед началом работы необходимо осветить поле зрения микроскопа, для чего смотрят в окуляр левым глазом, поворачивают зеркало в направлении светового потока, пока поле зрения не будет хорошо и равномерно освещено.
5. Препарат помещают на предметный столик покровным стеклом кверху.
6. Для установления препарата в фокусе пользуются макрометрическим винтом. Для этого, глядя сбоку, а не в окуляр, поворотами винта опускают объектив почти до самого препарата. Затем, глядя в окуляр, начинают вращать винт в обратном направлении, поднимая тубус, пока в поле зрения не появится четкое изображение предмета. Одновременно смотреть в окуляр и опускать тубус запрещается во избежание повреждения линзы объектива и препарата. Микрометрический винт можно поворачивать не более чем на пол-оборота в обоих направлениях. Объект изучения должен быть в центре поля зрения.
7. Переходя с меньшего на большее увеличение, нужно поворотом револьвера поставить объектив большого увеличения (об. 40х) против нижнего отверстия тубуса, опустить объектив почти до самого препарата и лишь после этого смотреть в окуляр. Наводить на резкость надо только микровинтом.
8. Работая с иммерсионным объективом (об.90х), на предметное стекло наносят каплю масла, на которое опускают объектив иммерсии. Масло создает однородную среду для преломления световых лучей и значительно улучшает освещение объекта, что весьма необходимо при работе на большом увеличении.
9. Никогда не следует развинчивать окуляр и объектив.
Методика изготовления препаратов. Для изучения объектов изготовляют временные или постоянные микропрепараты, для чего необходимы предметные и покровные стекла и объект исследования.
Предметное стекло представляет собой пластинку размером 76х40 мм, толщиной до 3 мм, а покровное — прямоугольную пластинку (24х24 или 18х18 мм), толщиной 0,15.- 0,2 мм.
Для изготовления временного микропрепарата объект помещают на предметное стекло в каплю воды и накрывают покровным стеклом. Чтобы не появились воздушные камеры, необходимо дотронуться до края капли одной из сторон покровного стекла и постепенно опускать его до горизонтального положения.
Воды берут столько, чтобы заполнить щель между предметным и покровным стеклами. Если жидкости много и она выступает за границы покровного стекла, ее убирают фильтровальной бумагой. Если же воды мало, ее вводят под покровное стекло пинцетом или стеклянной палочкой.
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Медицинская биология как наука про основы жизнедеятельности человека, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости, индивидуального и эволюционного развития морфологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды в связи с биосоциальной сутью.
Современные этапы развития медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования.
Суть жизни. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты. Эволюционно организованы структурные уровни жизни; элементарные структуры уровней и основы биологических явлений, которые их характеризуют. Значение явлений про уровни организации живого для медицины.
Особое место человека в системе органического света. Отношение физико-химических, биологических и социальных явлений жизнедеятельности человека.
Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Техника изготовления временных микропрепаратов, изучение и описание.