Влияние на природу современного человека: основные экологические проблемы
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Охрана живого мира планеты
Истреблены человеком:
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Нуждаются в нашей защите:
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Меры охраны живой природы:
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Правила экологически грамотного поведения на отдыхе:
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Мой личный вклад в дело охраны природы:
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Как жить в гармонии с природой (советы человечеству и самому себе)
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Задания для сезонных наблюдений в природе
Уважаемые натуралисты-пятиклассники! В течение года вам предстоит в ходе самостоятельных наблюдений проследить, как меняется жизнь растений и животных по сезонам года. Наблюдения можно проводить в городе (на территории гимназии, в парке Победы, в вашем дворе), в саду или в лесу (если вы там бываете с родителями).
Осенние наблюдения
1. Как изменяются осенью погода и длина светового дня? ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Какие изменения происходят у деревьев и кустарников осенью? Назовите не менее трех изменений. ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев. Где раньше изменяется окраска листьев: в центре кроны или по краям? Вверху или внизу? Когда быстрее желтеют листья: в ясную или в пасмурную погоду? Результаты этих наблюдений можно обвести или подчеркнуть прямо в задании.
По итогам наблюдений предположите, какой фактор неживой природы ускоряет изменение окраски листьев. __________________________________________________________________________
4. Какие лиственные деревья и кустарники не меняют окраску листьев осенью, остаются зелеными до заморозков? _______________________________________________________________________
5.Сравните устойчивость травянистых растений к действию холода. Какие растения страдают от заморозков первыми? Какие – долго остаются зелёными? Запишите по 3 растения каждой группы.
Страдают от первых заморозков: 1. 2. 3. | Долго остаются зелеными: 1. 2. 3. |
6. Каких животных вам удалось увидеть? Как изменилось их поведение с наступлением осени?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. *Сфотографируйте красивый осенний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Осень в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов».
Зимние наблюдения
1. Как изменяются зимой погода и длина светового дня? ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. По каким отличительным признакам можно зимой узнать деревья и кустарники, у которых нет листьев? Этими признаками могут быть: необычная форма кроны, окраска коры, наличие плодов, особый запах, особая форма почек и их свойства (например, клейкость) и т.п.
Внесите информацию о трех растениях в таблицу.
Название дерева или кустарника | Признаки, по которым их можно распознать зимой |
0. Берёза | Белая кора, гибкие ветви, есть серёжки (зачатки соцветий) |
1. | |
2. | |
3. |
3.Какие деревья зимуют в нашей области с зелёными листьями? *Какие приспособления помогают им выжить зимой в условиях недостатка влаги (холодная вода из почвы не всасывается)?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. На каких растениях в зимнее время вам удалось обнаружить плоды? *Сделайте фотографии.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Каких птиц вам удалось обнаружить зимой в нашем городе? Подчеркните названия тех, которых не было летом. ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Какие птичьи звуки вам удалось услышать зимой? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Какие следы можно обнаружить зимой в лесу или в парке? Зарисуйте или сфотографируйте их. *По справочникам попробуйте определить, каким животным принадлежат следы.
8. *Сфотографируйте красивый зимний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Зима в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов».
Весенние наблюдения
1. Как изменяются весной погода и длина светового дня? __________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Выясните, какое явление считают первым признаком весны у растений.
_____________________________________________________________________________________
3. Пронаблюдайте за распусканием листьев и цветением растений на территории гимназии.
Укажите даты наступления следующих весенних явлений:
Начало распускания листьев у березы – ……..
Начало распускания листьев у тополя – ……..
Начало распускания листьев у сирени – ……..
Зацветание тополя – ……..
Зацветание клена ясенелистного – ……..
Зацветание мать-и-мачехи – ……..
Зацветание одуванчиков – ……..
Зацветание черемухи – ……..
4. Какие изменения происходят весной в жизни зверей? ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Какие птицы прилетают в нашу область первыми? *Почему разные птицы прилетают к нам в разные сроки (одни в марте, другие в мае)? От чего зависит время прилета разных птиц?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Найдите аудиозапись весенней песни зяблика, послушайте и запомните её. Постарайтесь услышать эту песню «живьём». Если вам это удалось, укажите дату и место, где вы слышали зяблика.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Каких насекомых вам удалось увидеть рано весной? Узнайте, чем они питаются? Где зимовали?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. *Сфотографируйте красивый весенний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Весна в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов»