Социальная (культурная) эволюция
Биологическая эволюция в основном закончилась около 40 тыс. лет назад, когда окончательно сформировался неоантроп. До этого основным механизмом антропогенеза был естественный отбор на лучшую
орудийную деятельность. После этого биологическая эволюция сменилась социальной, а главным механизмом антропогенеза стал естественный отбор на способность к накоплению, передаче и анализу знаний, накопленных предыдущими поколениями.
Тесно связана с развитием этой способности эволюция материальных носителей информации. На ранних этапах развития человека накопленные знания и навыки передавались путём копирования физических действий, затем – вербально. Сами предметы материальной культуры (орудия, украшения, одежда, жилища и т.д.) можно считать первыми примитивными носителями информации. Далее появились рисунки как способ накапливать и сохранять знания и опыт. Затем появляется письменность. Настоящая революция – книгопечатание. И, наконец, -с середины 50-х гг. ХХ в. – новая революция -создание и широкое использование ЭВМ.
Простое перечисление показывает, что с каждым новым этапом
ёмкость, продолжительность хранения и тираж носителей информации увеличивались, открытия отделялись от их создателей, знание становилось отвлеченным иболее доступным. Всё это способствовало ускорению социальной эволюции человека и всё большему его отдалению от мира природы.
По скелетным остаткам можно воссоздать внешний облик и сравнить между собой людей, живших 40—30 тыс. лет назад, 10—5 тыс. лет назад, 500 лет назад, и современных людей. Существенных различий в строении тела между этими группами людей нет. В то же время различия несомненно есть в культуре. Современный человек знает о свойствах окружающего его мира неизмеримо больше, чем его прародители, он ставит и обсуждает проблемы, представление о которых отсутствовало у предыдущих поколений. Все знания передаются следующим поколениям не автоматически, а с помощью обучения. Так, путем вертикальной передачи приобретенных знаний осуществляется социальное развитие, закономерности которого оказываются совершенно иными, нежели закономерности биологической эволюции. Одновременно с совершенствованием способности к передаче утилитарных навыков человек развивал свой культурный мир, создавал не только орудия, но и мифы,религии, наукииискусства.
Некоторые этапы социальной (культурной) эволюции Homo:
• копье — 40 тыс. лет назад;
• украшения — 20 тыс. лет назад;
•скульптурные изображения женщины, наскальные и накостные рисунки мамонтов, львов, туров, носорогов — 35—32 тыс. лет назад;
•музыкальный инструмент (флейта) — 25 тыс. лет назад;
• лук и стрелы — 18 тыс. лет назад;
• расцвет наскальной живописи — 17—15 тыс. лет назад;
• глиняный кирпич — 12 тыс. лет назад;
• глиняный сосуд — 8 тыс. лет назад;
• колесо-диск — 6,5 тыс. лет назад
• гончарный круг — 6 тыс. лет назад;
• пиктография — 5,5 тыс. лет назад;
• папирус — 4,7 тыс. лет назад;
• колесо со спицами — 3,5 тыс. лет назад;
• алфавит с гласными — 3,2 тыс. лет назад.
Социальная эволюция возникла на основе биологической. Значительное время оба типа эволюции сосуществовали, оказывая влияние на все развитие рода Homo. При этом влияние биологической эволюции уменьшалось, а социальной — увеличивалось.
Возникновение трудовой деятельности, производства орудий труда явилось качественным скачком, поворотным моментом от истории биологической (филогенеза) к истории социальной.
Классификации рас
Раса — это исторически сложившаяся группировка (группа популяций) людей, характеризующихся морфо-физиологическим сходством и происходящих из определённого географического региона. Развиваясь под влиянием исторических факторов и принадлежа к одному виду (H.sapiens), раса отличается от народа, или этноса, который, обладая определенной территорией расселения, может состоять из представителей нескольких рас, или, наоборот, к одной и той же расе может принадлежать ряд народов и носителей многих языков.
В более широком понимании термин расаиспользуется по отношению к растениям и животным и обозначает наследственную внутривидовую группировку, меньшую по рангу, чем подвид.
О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки объяснить их происхождение.
Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII в., когда, опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Ф. Бернье впервые в 1684 г. ввёл понятие «раса» и классифицировал человечество на три расы — европеоидную, негроидную и монголоидную. Сходную классификацию предлагал К. Линней, который, признавая человечество в качестве единого вида, выделял дополнительную (четвертую) расу — лапландскую (население северных районов Швеции и Финляндии).
Француз Ж. Блюменбах в 1775 г. разделил род человеческий на основе цвета кожи на пять рас — кавказскую (белую), монгольскую (желтую), эфиопскую (черную), американскую (красную) и малайскую (коричневую), а У. Бойд в 1953 г. на основе результатов изучения антигенов крови поделил человечество на пять рас (групп):
1. Европейская, включая лопарей, южных европейцев и северных африканцев.
2. Африканская группа.
3. Азиатская группа, включая жителей индийского субконтинента.
4. Американская группа, включая всех аборигенов.
5. Тихоокеанская группа (меланезийцы, полинезийцы, австралоиды).
В практическом плане очень популярна классификация рода человеческого, делящая его на три большие расы: европеоидов, негроидов и монголоидов.
В рамках каждой большой расы выделяют отдельные антропологические типы с устойчивыми комплексами признаков, называющиеся малыми (локальными) расами.
Существует три основных подхода к классификации рас: без учета их происхождения, с учетом происхождения и родства и на основе популяционной концепции. В соответствии с первым подходом, три большие расы включают в себя 22 малые, причем между большими расами располагаются по две переходные малые. Схема расовой классификации изображается при этом в виде круга.
Несмотря на то, что при такой классификации не учитывается происхождение рас, само существование малых переходных рас, сочетающих в себе одновременно признаки двух больших рас (эфиопская, южносибирская, уральская и т.д.), свидетельствует, с одной стороны, о динамизме расовых комплексов признаков, а с другой — об условности членения человечества даже на большие расы.
Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки в соответствии с их промежуточным положением, но являются промежуточными и в генетическом отношении. Из этого следует, что они либо гибридогенны, либо сохранили в своей организации более древние черты, характерные для этапа существования человечества, предшествующего формированию больших рас.
В основе таких классификаций лежит обнаружение черт архаизма и эволюционной продвинутости отдельных рас, в соответствии с чем разные большие и малые расы занимают разное положение на ветвях такого древа. Выявление архаичных (сходство с обезьянами) и прогрессивных черт среди морфологических признаков носит субъективный характер, благодаря чему схемы расовых классификаций такого рода очень многообразны. Но самым большим недостатком подхода к классификации рас исходя из их происхождения является попытка расположить расы на разных уровнях эволюционного древа, т.е. признание их биологической неравноценности.
Кроме того, данные палеоантропологических исследований показывают, что вплоть до верхнего палеолита на территориях, заселённых людьми, практически нигде не сформировались расовые типы человека, с которыми были бы генетически связаны современные большие расы. Это подтверждает анализ верхнепалеолитических находок скелетов людей современного физического типа из сунгирских погребений (Россия, под Воронежем), живших приблизительно 26 тыс. лет назад. Все черепа, принадлежащие им, характеризуются мозаичным сочетанием расовых признаков и не могут быть отнесены ни к одной из современных рас.
Только более поздние мезолитические находки свидетельствуют об окончательном формировании у человека расовых признаков. Так, известны мезолитические черепа с территории Северной Африки возрастом 10—8 тыс. лет с явными признаками не просто негроидной, а сразу малой эфиопской расы. Сходные данные получены на территории Европы и в других регионах. Все это указывает на то, что процесс формирования расовых признаков шёл параллельно в разных регионах и завершился 10—8 тыс. лет назад формированием малых рас на основе племён, обитающих на одной территории и близких по культуре. Большие же расы, вероятно, являются условной, сборной группой.
Это заключение хорошо согласуется с популяционной концепцией рас. Суть ее заключается в следующем. Если принять, что большие расы человека представляют собой огромные популяции, то малые расы — субпопуляции больших, внутри которых имеются ещё более мелкие естественные общности людей – конкретные этносы (нации, народности). Если предположить при этом, намеренно упрощая ситуацию, что этносы не разделяются на элементарные популяции (демы, изоляты), и считать их просто состоящими из конкретных индивидов, то получится сложная структура, включающая в себя четыре уровня иерархии.
Рассматривая расогенез в качестве процесса, продолжающегося и в настоящее время, Ф.Г. Добржанский (1962) классифицировал человечество на 34 расы, а именно:
1. Северо-западная европейская — жители Скандинавии, северной части ФРГ, Северной Франции, Великобритании и Ирландии.
2. Северо-восточная европейская — жители Польши, Европейской части России, Украины, Белоруссии, большинство существующих популяций в Сибири.
3. Альпийская — жители территорий, простирающихся от Центральной Франции, южной части ФРГ, Швейцарии, Северной Италии до побережья Черного моря.
4. Средиземноморская — популяции по обе стороны Средиземноморья, от Танжера до Дарданелл, Аравии, Турции, Ирака.
5. Хинду — жители Индии, Пакистана.
6. Тюркская — жители Туркестана, Западного Китая.
7. Тибетская — жители Тибета.
8. Северо-китайская — жители Северного и Центрального Китая, Маньчжурии.
9. Классическая монголоидная — жители Сибири, Монголии, Кореи, Японии.
10. Эскимосская — жители арктической Азии и Америки.
11. Юго-восточная азиатская — жители Южного Китая до Таиланда, Бирмы, Малайзии и Индонезии.
12. Айну — популяция аборигенов в Северной Японии.
13. Лопари (саами) — аборигены арктической Скандинавии и Финляндии.
14. Североамериканская индейская — туземные популяции Канады и США.
15. Центрально-американская индейская — обитатели территорий, простирающихся от юго-западных районов Северной Америки через Центральную Америку до Боливии.
16. Южноамериканская индейская — популяции Перу, Боливии и Чили, занимающиеся главным образом сельским хозяйством.
17. Фужиан - аборигены юга Южной Америки, не занимающиеся сельским хозяйством.
18.Восточно-африканская - популяции Восточной Африки, Эфиопии, части Судана.
19. Суданская — популяции большей части Судана.
20. Лесная негроидная — популяции, обитающие в лесах Западной Африки и вдоль большей части реки Конго.
21. Банту — аборигены Южной Африки и части Восточной Африки.
22. Бушмены и готтентоты — аборигены, населяющие Южную Африку.
23. Африканские пигмеи - популяции малорослых людей, обитающих в лесах Экваториальной Африки.
24. Дравидианы — аборигены Южной Индии и Цейлона.
25. Негрито — популяция малорослых людей с вьющимися волосами на территории от Филиппин до Андаманса, Малайи и Новой Гвинеи.
26. Меланезийская папуасская — аборигены Новой Гвинеи до Фиджи.
27. Мураджиан — популяция аборигенов Юго-Восточной Австралии.
28. Карпентариан — популяция аборигенов Северной и Центральной Австралии.
29. Микронезийская — популяции островов западной части Тихого океана.
30. Полинезийская - популяции островов центральной и восточной части Тихого океана.
31.Неогавайская — популяция, недавно возникшая на Гавайских островах.
32. Ладино — популяция, недавно возникшая в Центральной и Южной Америке.
33. Североамериканская цветная — негритянская популяция в США.
34. Южноафриканская цветная — негритянская популяция Южной Африки.
Рассмотрим основные отличительные особенности рас.
Европеоиды светлокожи, для них характерны прямые или волнистые светло-русые или темно-русые мягкие или средней жесткости волосы, серые, серо-зеленые, голубые и каре-зеленые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, широкий таз, узкий и сильно выступающий нос, нетолстые губы и довольно обильный волосяной покров тела и лица. Для женщин этой расы характерны полусферические груди и выпуклые ягодицы. Люди, принадлежащие к этой расе, занимают большую часть Европы, а также прилегающие к ней области.
Негроиды темнокожи, для них характерны курчавые или шерстистые темные волосы, толстые губы, очень широкий и плоский нос с продольными ноздрями, очень крупные зубы, карие глаза, длинная голова, редкая растительность на лице и теле, узкий таз, большие ступни. Для женщин характерны груди конической формы и мало выпуклые ягодицы. Люди, принадлежащие к этой расе, занимают практически весь экваториальный пояс от Африки до островов Тихого океана. К этой расе принадлежит население Африки, а также негрито (пигмеи), океанические негроиды (меланезийцы), южно-африканские бушмены и готтентоты.
Монголоиды смуглокожи, обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны прямые жесткие иссиня-черные волосы, плоское скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века (третье веко, или эпикантус) во внутреннем углу глаза, плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Люди, принадлежащие к этой расе, занимают Восточную Сибирь и Монголию, Дальний Восток, Центральную и Юго-Восточную Азию. Видоизменённую монголоидную расу представляют индонезийцы и американские индейцы.
Часто в виде отдельной расы выделяют австралоидов, которые почти так же темнокожи (их кожа имеет шоколадный цвет), как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный рост волос на лице и теле. Австралоиды являются аборигенами Австралии. Однако австралоидов часто считают негроидами.
Иногда как отдельную расу выделяют америндов (американских индейцев), для которых характерны смуглая кожа, скуластое лицо, достаточно выступающий нос и эпикантус, иссиня-черные волосы. Однако чаще америндов относят к монголоидам.
Правильное понимание процессов расогенеза зависит от подходов к определению сущности и классификации рас. Длительное время господствовал так называемый типологический подход, в соответствии с которым определение расы проводили на основе стереотипов, якобы отражающих все признаки расы. Поэтому, руководствуясь характеристиками отдельных индивидов, считали, что между расами существуют абсолютные различия, что не соответствует действительности.
Научно обоснованным подходом к классификации рас является
популяционный. Эффективность классификаций рас зависит от количества используемых признаков, поскольку чем больше признаков для проведения различий между расами, тем более эффективной оказывается классификация. Поскольку расы являются популяциями, то, изучая какую-либо расу, описывают фактически большую группу людей, но не отдельного индивида. Поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то невозможно найти абсолютные критерии, на основе которых можно было бы подтвердить или исключить принадлежность индивидуума к той или иной расе.
Расы должны рассматриваться как группы, но не как индивиды. Например, сравнение черепных костей шведов и русских показало, что между этими национальными группами имеются существенные различия, но они являются средними различиями, а между индивидуумами обеих групп имеется перекрываемость, т.е. зияние (хиатус)отсутствует. Таким образом, определение расовых различий по популярным стереотипам (типологически) является неправильным, поскольку абсолютных различий между расовыми группами не существует.
60. Гипотезы о происхождении рас. Этапы расообразования