Антиэволюционные взгляды: телеология, трансформизм.. 6

Многообразие и классификации эволюционных теорий. 9

Работы Дж. Рэя и К. Линнея, их значение для создания теории эволюции. 11

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. 13

Логическая структура дарвинизма. Современная критика дарвинизма. 14

Формы борьбы за существование. 20

Палеонтологические методы изучения эволюции. 22

Биогеографические методы изучения эволюции. 24

Морфологические методы изучения эволюции. 30

Эмбриологические и экологические методы изучения эволюции. 33

Изучение процессов эволюции с использованием генетических, биохимических и молекулярно-биологических методов. 35

Популяция. Экологические и генетические характеристики популяций. Генофонд. Гетерозиготность природных популяций. 38

Закон Харди – Вайнберга. Закон Пирсона. 43

Популяционное равновесие и пол. 46

История создания и основные положения синтетической теории эволюции. 47

Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, рекомбинации. 50

Элементарные эволюционные факторы: популяционные волны, миграция. 52

Изоляция как фактор эволюции. Первичная и вторичная изоляция. 55

Дрейф генов как фактор эволюции. 57

Современное определение понятия «естественный отбор». Объект, единица и точка приложения отбора. Направление отбора. 60

Эксперименты по выявлению действия естественного отбора. 61

Доказательства ведущей роли отбора в возникновении новых признаков. 63

Показатели эффективности и скорости действия естественного отбора. 66

Основные формы естественного отбора. 68

Половой отбор. Индивидуальный и групповой отбор. Отбор у агамных форм.. 72

Творческая роль естественного отбора. 74

Биологический вид. Критерии вида. 75

29. Способы и механизмы видообразования. 76

Адаптации и их классификация. 77

Особенности и продолжительность онтогенеза у разных организмов. Значение онтогенетических дифференцировок. 82

Корреляции и координации. 85

Эмбрионизация онтогенеза. 87

Неотения и фетализация. 89

Автономизация — главное направление эволюции онтогенеза. 91

Онтогенез — основа филогенеза. Учение о рекапитуляции. 93

Первичные и вторичные формы филогенеза. 95

Главные направления эволюции. 98

Иерархия и темпы эволюции филогенетических групп. Вымирание групп и его причины 99

Правила» макроэволюции. 105

41. Предпосылки филогенетических преобразований органов. Темпы эволюции органов и функций 108

42. Способы преобразования органов и функций. 112

43. Взаимосвязь преобразования органов в филогенезе. 115

Эволюционный прогресс и его формы.. 118

Методы изучения, возможные механизмы и закономерности эволюции экосистем.. 121

Эволюционный анализ вековых сукцессий и филоценогенезов. 123

Закономерности формирования видового состава экосистем в процессе эволюции. Особенности естественного отбора экосистем.. 125

Основные теории возникновения жизни. 127

49. Теория биопоэза: образование органических веществ и комплексов макромолекул, возникновение и отбор протобионтов. 129

50. Теория биопоэза: возникновение генетического кода, нерешенные вопросы в объяснении происхождения жизни. 134

Эволюция протобионтов. 137

Геохронологическая и стратиграфическая шкала Земли. Основные этапы эволюции биосферы в целом.. 139

Основные пути эволюции растений. 143

Основные пути эволюции животных. 148

Место человека в системе животного мира. Непосредственные предшественники человека 154

56. Основные этапы эволюции рода Homo. 157

Гипотеза широкого моноцентризма и особенности ранней стадии эволюции Человека разумного 163

Основные достижения в развитии Человека разумного. Роль труда и социальная эволюция в процессе возникновения Человека разумного. 167

Классификации рас. 170

60. Гипотезы о происхождении рас. Этапы расообразования. 177

Факторы расогенеза. 179

Расизм и его критика. 182

Возможные пути эволюции человека в будущем.. 185

Концепция недарвиновской эволюции. Нейтрализм.. 189

Ортогенез и номогенез. Направленность эволюционного процесса и ограниченность изменчивости 191

Современные проблемы эволюционной теории. Монофилия и полифилия. Сетчатая эволюция. Проблема вида. 194

Современный сальтационизм.. 198

Концепция автоэволюции. 201


Антиэволюционные взгляды. Креационизм

Эволюционные взгляды предполагают естественные причины

Понятие «антиэволюционизм» объединяет множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин. Само развитие зачастую не отрицается, но для объяснения его причин и механизмов привлекаются всегда внешние по отношению к природе и человеку силы.

Положительное значение антиэволюционных взглядов в истории биологии заключается в том, что в полемике с антиэволюционистами формировались первые, часто наивные и экспериментально не подтвержденные эволюционные теории.

Креационизм – это учение о творении. Стихийный креационизм обнаруживается в самых примитивных мировоззренческих системах. Интуитивно подразумевалось, что когда-то нашего мира не было, кто-то каким-то образом создал его из ничего. Однако «из ничего не происходит ничего». Поэтому акт творения начинается не с нуля.

Функции Творца может выполнять любая сверхъестественная Сила, недоступная нашему пониманию: идеальный Всемирный Разум, различные фантастические структуры, например, волновые или фторуглеродные формы жизни, инопланетные цивилизации.

Креационизм в биологии представлен множеством вариантов.

Теизм – это учение об однократном акте творения, после которого однажды созданные виды не изменяются: «виды являются совершенно постоянными», «не возникает новых видов» (Карл Линней). Однако даже сторонники классического теизма допускали частичное изменение видов под влиянием почвенно-климатических условий и одомашнивания (доместикации); допускалось также возникновение новых видов путем гибридизации.

Концепция непрерывного творения. В биологии представлена различными формами катастрофизма. Катастрофизм (теория катастроф) – это учение о множественных актах творения. Теория катастроф рассматривает историю органического мира как чередование эпох относительно стабильного существования определенных таксономических комплексов (фаун и флор), разделенных их вымиранием и созданием новых групп организмов.

Концепции инволюции (обратного развития) основаны на представлении о том, что созданные Творцом организмы наиболее совершенны и разнообразны, а в ходе развития органического мира происходит деградация организмов, снижение уровня видового разнообразия. В результате должна наступить гибель нашего мира.

Деизм – это учение об однократном акте творения, после которого мир развивается по естественным законам, независимо от воли Творца. Таким образом, Творец рассматривается как Создатель, который в дальнейшем утратил контроль над миром. Философской основой деизма является томизм и агностицизм, провозглашающие примат веры над наукой. Деизм – наиболее распространенная форма современного креационизма; деистами является большинство современных ученых.

Томизм провозглашает примат веры над разумом: это означает, что, если научные и религиозные взгляды по какому-то вопросу не совпадают, то предпочтение следует отдать религиозным догмам. В настоящее время томизм широко распространен в виде неотомизма.

Сущность агностицизма заключается в невозможности познания слабым человеком мира. В биологии широко распространен частичный агностицизм.

Концепции духовного креационизма рассматривает Бога как изначальную причину и конечную цель эволюции. В частности, признается естественное происхождение человека как биологического существа, но сознание и духовная деятельность рассматриваются как результат божественного творения. Философской основой подобных теорий также является неотомизм.

Наши рекомендации