Типология психологических моделей личности по К.К. Платонову, З. Фрейду, К. Юнгу, К. Хони, А. Маслоу
Персонология (психология личности) : структура личности
Структура личности Зигмунда Фрейда Структура личности Карла Юнга Структура личности Сергея Рубинштейна Структура личности Константина Платонова
Структуру личности следует понимать как систему стабильных психологических характеристик, которые выполняют роль основных «строительных блоков» психики. Они аналогичны таким понятием, как атомы и клетки в естественных науках. Однако, в отличие от этих наук, все структурные компоненты психики являются гипотетические, и их нельзя увидеть в пространстве, а лишь наблюдать их функционирование.
В структуре личности разные психологи выделяют различные составляющие. Рассмотрим структуры личности, которые предложили 3. Фрейд, К. Юнг, С Рубинштейн, К. Платонов. Все они принадлежат к первой половине XX в.
Структура личности Зигмунда Фрейда
По З. Фрейду, личность имеет три структурных компонента: ид, эго и суперэго, которые следует рассматривать скорее как процессы, чем состояния.
Ид (от лат. Id - оно) - старейшая базовая структура личности, которая функционирует в бессознательной сфере и предоставляет нашему поведению энергию. Это врожденный и исключительно простой аспект личности, который действует по принципу биологического влечения и удовлетворения, то есть напряжение разряжается немедленно. Это достигается либо через рефлекторные действия, или через фантазии. Поскольку ид не знает страха и тревоги, оно может быть неосторожным и поэтому стать опасным для индивидуума и общества. На протяжении всей жизни ид имеет центральное значение для индивидуума.
С появлением у ребенка представления о том, что кроме него самого существует еще и внешний мир, возникает второй структурный компонент личности «Эго» (от лат. Ego - я). «Эго» действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики и отвечает за принятие решений. Его функция удовлетворить желание ид, перед тем согласовав их с требованиями социальной окружающей среды. Итак, «Эго» подчиняется принципу реальности, цель которого - привнести в наше поведение разумность. В зависимости от приобретенного опыта его может меняться.
Суперэго (от лат. Super - сверх; ego - я) так же, как и «Эго», действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики. «Эго» формируется в процессе социализации и интернализации. Это - набор моральных норм личности. Он начинает формироваться в 3-5 лет и завершается, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Этот самоконтроль направляется идеалистическими целями и морально-этическими принципами человека.
Типология психологических моделей личности по К.К. Платонову, З. Фрейду, К. Юнгу, К. Хони, А. Маслоу
Психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.
Бихевиоризм (поведенческая психология) возник в 1912 г. в результате работ Д.Б. Уотсона (1878-1958), в которых была объявлена необходимость построения научной психологии исключительно на данных объективного метода. Но объективно можно регистрировать только то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул-реакция». Суждения о том, что происходит во внутреннем мире, были объявлены ненаучными, т. е. бихевиоризм в сущности отказался от изучения психической деятельности, став «психологией без психики». Бихевиористские исследования велись в направлении поиска стимулов, которые вызывают нужную реакцию. В логическом соответствии с теорией и практикой прагматизма были признаны полезными все стимулы, которые приводят к успеху. Позднее последователями бихевиоризма была введена категория «промежуточных переменных» и вставлена в середину приведенной выше традиционной формулы.
Бихевиоризм дал почву для развития механистичных подходов в практике обучения и воспитания, породил практику психологического манипулирования людьми, в том числе в политических и идеологических целях, но остается распространенным в американской психологии.
Глубинная психология (фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ) придает решающий характер глубинным, прежде всего бессознательным явлениям в психической жизни человека. Последняя сравнивается с айсбергом, девять десятых которого находится под водой (подсознание), а одна десятая (сознание) - над водой. Основы глубинной психологии были заложены австрийским психиатром 3. Фрейдом (1856-1939), придававшим решающее значение агрессивным и сексуальным подсознательным влечениям, энергии последних («либидо»), инстинктам жизни и смерти. Последователи его учения, шокированные таким низменным, животным пониманием человеческой сущности, пытались придать решающее значение иным влечениям: чувству неполноценности и потребности компенсировать его, «коллективному бессознательному» (мифологии, религиозной символике, искусству, передаваемому по наследству), чувству одиночества и др.
Заслуга глубинной психологии в том, что она дополнила понимание психологии человека существованием в ней подсознательного и бессознательного и исследованиями его взаимодействия с сознанием. Фрейдом был вскрыт феномен психологической защиты. Испытывающий психологические трудности (неспособность справиться с ними, колебания, тревогу, длительное подавление, сдерживание желаний, тоску, неуверенность, горе и пр.) человек использует психологические защитные механизмы: вытеснение (непроизвольное удаление из сознания остро неприятного, тревожащего), подавление, рационализацию (использование примитивных самооправданий, самообман), противодействие (замена тревожащего желания другим и удовлетворение его), замещение (срыв, разрядка своего переживания агрессией против чего-то или кого-то) и др. Психоанализ (метод изучения и устранения причин невротизма - нервно-психических расстройств, связанных с подсознанием) способствовал распространению в разных странах института психологической помощи (основанной на нем). Однако представление человека как постоянно, неразрешимо, внутренне противоречивого, мучающегося, страдающего, постоянно подавляющего свои животные инстинкты под влиянием необходимости соблюдения социальных норм, противоречащих, по мнению Фрейда, его внутренней сущности, а поэтому подверженного невротическим заболеваниям, в большей степени отвечает подходам психиатрии*, чем господствующим в других научных течениях данным и положениям. Фрейдизм сыграл отрицательную роль в распространении сексуальной распущенности, якобы снимающей основные психологические проблемы жизни человека. Глубинная психология пользуется популярностью во многих странах Старого и Нового света.
Когнитивная («понимающая») психология сложилась на рубеже 60-х годов как реакция на бихевиористские и фрейдистские увлечения. Это научное течение характерно исследованием знаний человека, его мышления, образных и вербальных компонентов, познавательных процессов, понимания человеком окружающего мира и приданием им решающей роли. Когнитивный подход считает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека. Типичны для него такие утверждения: как человек думает - так и относится, чувствует, делает; свое понимание ситуации человеком более важно, чем ее объективные особенности; неправильное поведение порождается неправильным мышлением.
Важные и интересные исследования познавательной сферы психической жизни человека обнаруживают у когнитивистов определенную односторонность, недооценку ее системности, включающей в себя и другие сферы.
Гуманистическая психология возникла и развивалась за рубежом во второй половине XX в. преимущественно в исследованиях А. Маслоу (1908-1970), К.Р. Роджерса (р. 1902), Э. Фромма (1900-1980), В. Франкла (р. 1905). В противовес фрейдизму, видящему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации). Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться). Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам.
Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованностью каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей достижения жизненного успеха.
Трансперсональная психология - также продукт научно-психологических поисков последних десятилетий XX в. Ее подход заключается в рассмотрении психологии человека в глобальном масштабе как связанной со всем человечеством, космосом, Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Связи психики индивида с историей и уровнем развития человеческой цивилизации прослеживались в психологической науке давно. Поэтому основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Г. Гегеля (1770-1831) вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке.
Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии его зародыша, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседниками, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, не объяснимых с позиций традиционной психологии,и др.
Однако во всех этих умозаключениях много от воображения, мало доказанного научными методами, возможно, и поспешного желания объяснить то сложное, что достоверно и обоснованно еще не объяснено.
К.К. Платонов в своей «Занимательной психологии» приводит показательный пример. Один из знакомых горячо убеждал его, что владеет передачей мыслей на расстоянии и предлагал доказать это на примере своей жены. Пошли к нему домой. Жена сидит у телевизора и смотрит передачу. Поздоровались, сели сзади. Муж, уставившись в затылок жены, стал мысленно передавать команду «Повернись ко мне!», «Повернись!», «Повернись!». Через некоторое время жена действительно обернулась и спрашивает: «Саша, ты чего сопишь?».
Часто так и бывает: когда что-то не улавливается в действительных причинах и влияниях, ищут их в надуманных.
Трансперсональная психология привлекла к себе внимание многих малообразованных людей и своим появлением невольно способствовала активизации фантазии и мистики среди населения и работников искусств, что нашло частично отражение в обилии появившихся на экранах телевизоров и кинотеатров мистических фильмов и фильмов ужасов.
Отечественная психологическая наука, начиная с работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова, всегда отличалась стремлением к объективному подходу, стремясь вместе с тем к глубокому проникновению в психологию человека. Гуманизм в традициях отечественной культуры и науки стал особенно выраженным на рубеже XX в. и нашел отражение в психологии. С возникновением социалистической системы психологическая наука продолжала без подыгрываний политической конъюнктуре, как это и должна делать любая наука, стремящаяся к истине, развивать идеи уважения, внимания к человеку, справедливого, научно корректного подхода к нему, что в 30-е годы вошло в противоречие со сталинским курсом, и ее исследования были свернуты на целых 30 лет. Лишь с середины 50-х годов они были возобновлены. Выдающуюся роль в становлении современного уровня отечественной психологии сыграли работы М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Климова и др.
Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработанной методологией, своей системной научной парадигмой, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становления личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний.
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются˸
‣‣‣ отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
‣‣‣ внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
‣‣‣ каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
‣‣‣ объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
‣‣‣ исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности˸ ʼʼ личность как сумма психических свойств,
ʼʼличность как опыт человека, ʼʼ биологизация личности, ʼʼ социологизация личности.
Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в её структуре следующие основные подструктуры˸
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она должна быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как ʼʼатрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления ᴇᴦο активностиʼʼ. По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
2. Подструктура опыта, которая ʼʼобъединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личностиʼʼ. К. К. Платонов, признает что ʼʼдалеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личностиʼʼ. Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на базе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.