ФГОУ ВПО Вятская государственная
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО Вятская государственная
сельскохозяйственная академия
Биологический факультет
КАФЕДРА БИОЛОГИИ ПРОМЫСЛОВЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ
В.И. Машкин, Ф.С. Столбова
Биология зверей и птиц
Методическое пособие и указания по учебной
полевой практике
2-е издание, дополненное и переработанное
Киров 2009
УДК 591.611; 599 : 57
ББК 47.1
М 38
Машкин В.И., Столбова Ф.С. Биология зверей и птиц: Методическое пособие и указания по учебной полевой практике - 2-е изд., доп. и перераб.– Киров: Вятская ГСХА, 2009. – 107 с.
Рецензенты:
- ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, к.б.н. А.А. Синицын;
- доцент каф. биологии промысловых зверей и птиц Вятской ГСХА, к.б.н. В.В. Колесников.
Методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией биологического факультета Вятской ГСХА (протокол № 3 от 16 октября 2009 г).
Методическое пособие подготовлено в помощь студентам биологического факультета (специализация «Охотоведение») для изучения курсов «Биология промысловых зверей России» и «Биология птиц». Оно окажет существенную помощь в организации полевой работы студентов по соблюдению техники безопасности пребывания в условиях автономного существования в полевых условиях, оснащению, сбору материалов о состоянии среды обитания животных, идентификации следов их жизнедеятельности, осуществлении необходимых измерений тела и черепа зверей и птиц, обработки материалов наблюдений и составлении отчета.
Приносим глубокую благодарность Сухановой Марии Сергеевне за помощь в подготовке электронной версии рисунков.
© Машкин Виктор Иванович, Столбова Фаина Сергеевна, 2009
© ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, 2009
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.. 4
Общие положения. 4
Общие требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности. 6
Необходимые навыки в полевых условиях. 7
Передвижение. 7
Ориентирование. 9
Потеря ориентировки. 11
Связь и сигнализация. 12
Как построить временное укрытие. 13
Выбор места. 13
Устройство убежищ.. 14
Как развести костер. 17
Несколько советов. 19
Признаки к прогнозу погоды. 19
Метеорологические признакаи. 19
Народные приметы.. 21
Предупреждение несчастных случаев. 23
Предупреждение обмораживания. 23
Предупреждение простудных заболеваний. 23
Укусы насекомых и клещей. 23
Обращение с оружием.. 24
Встречи с дикими животными. 25
Обращение с огнем.. 26
Лавинная опасность. 28
Предупреждение несчастных случаев на воде. 29
Питание в условиях автономного существования. 31
Охота. 32
Рыбная ловля. 33
Дикорастущие съедобные растения и грибы.. 34
Приготовление пищи. 35
Предупреждение отравлений. 36
Водообеспечение. 36
ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ. 40
МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ПО БИОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ. 44
Общие положения. 44
Методы, приемы сбора и обработки материалов по биологии млекопитающих. 45
Оборудование. 45
Объекты наблюдения. 45
Методы проведения практики. 46
Сбор, обработка и оформление материалов. 46
Измерение черепа. 55
Изучение следов жизнедеятельности и другие наблюдения. 56
Сборы коллекций млекопитающих. 59
Полевые экскурсии. 62
Методы и приемы сбора и обработки материалов по биологии птиц. 63
Оборудование. 63
Объекты наблюдения. 63
Методы проведения практики. 64
Сбор и обработка биоматериала. 64
Изучение следов жизнедеятельности. 70
Полевые экскурсии. 74
Сборы коллекций птиц. 80
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ. 83
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 106
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение биологии охотничьих зверей и птиц непосредственно в природных условиях и получение практических навыков полевых работ являются необходимыми условиями подготовки специалистов биологического профиля.
Учебная полевая практика продолжает закрепление полученных теоретических биологических знаний и формирование экологического мышления студентов.
Цель практики - овладение методами полевых наблюдений за жизнью охотничьих зверей и птиц и закрепление теоретических знаний по курсам «Биология и систематика промысловых зверей» и «Биология и систематика птиц» посредством изучения сезонных особенностей биологии и экологии животных в природной обстановке, приобретение и совершенствование практических навыков пребывания в полевых условиях.
Задачи практики:–
· Овладение методами полевых наблюдений за окружающей средой, за жизнью охотничьих зверей и птиц, первичной обработки биологического материала: сбор и фиксирование полевого материала, его первичная систематизация и анализ, физико-географическое описание района работ, идентификация следов жизнедеятельности и определение различных видов животных, изучение питания и других аспектов жизнедеятельности, поведения, внутривидовых и межвидовых взаимоотношений.
· Подготовка снаряжения и оборудования, организация полевых работ: питание, планирование работ, ориентирование на местности, обеспечение безопасности жизнедеятельности в полевых условиях и базовом лагере и пр.
· Приобретение навыков: ведения полевого дневника, прокладки маршрутов и закладки стационарных площадок наблюдений, фиксирования наблюдаемых фактов и явлений жизнедеятельности диких животных, написания отчета.
· Проведение оценки относительной численности животных.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Общие положения
Сроки практики– с_____ по______________ 200 г.
Место проведения практики– учебно-опытное охотничье хозяйство Вятской ГСХА в с. Спасо-Заозерье Зуевского района Кировской области.
По индивидуальным заданиям, выданным научным руководителем, часть студентов может проходить практику в предприятиях и организациях охотничьего, рыболовного и лесного хозяйства, в особо охраняемых природных территориях, научно-исследовательских учреждениях, занимающихся вопросами сохранения и рационального использования ресурсов животных. Но и для них данная программа является обязательной. Основанием для прохождения практики по индивидуальным заданиям служит успеваемость, список студентов с указанием названия организации, ответственного лица (руководителя) на месте прохождения учебной практики и наличие персонального научного руководителя (индивидуальное задание), заявление студента по вызову организации, договор с предприятием или учреждением, приказ о направлении на практику, командировочное удостоверение, инструктаж по технике безопасности на кафедре и роспись в журнале.
Сбор заявок и вызовов начинается за 1-1,5 месяца до начала практики. На основании договоров Вятской ГСХА с предприятиями и договоров по направлениям составляется список студентов с указанием организации, ответственного лица (руководителя) на месте прохождения учебной практики и руководителей с кафедр, дающих индивидуальные задания, и почтовых адресов мест прохождения учебной практики.
Руководитель практики готовит представление и подает его в деканат за 2 недели до выезда, где и принимается решение о месте прохождения учебной практики студентом. Накануне выезда проводится организационное собрание со студентами о сроках, месте проведения и организации учебной практики по «Биологии промысловых зверей» и «Биологии птиц».
Все студенты должны иметь «Программу и методическое пособие по полевой практике студентов по специальности 020201 – «Биология», специализации «Охотоведение» биологического факультета Вятской ГСХА по курсам «Биология и систематика промысловых зверей» и «Биология и систематика птиц».
Основные вопросы организации практики.Ответственность за организацию практики студентов в учебно-опытном хозяйстве «Спасо-Заозерье» возлагается на руководителя практики - одного из преподавателей кафедры, назначенного приказом ректора Вятской ГСХА. Общее руководство индивидуальной практикой осуществляет один из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов хозяйства в соответствии с договором.
За несколько дней до учебной практики руководитель практики совместно с преподавателями, выезжающими на практику, проводит собрание студентов, на котором обсуждаются организационные вопросы и проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда. После инструктажа каждый студент обязан подписаться в кафедральном журнале по технике безопасности (ТБ). Если личная подпись в журнале отсутствует, то студент считается не прошедшим инструктаж по ТБ и к практике не допускается.
Руководитель практики прибывает в хозяйство «Спас-Заозерье» за 2-3 дня до ее начала и совместно с заведующим хозяйства решает организационные и хозяйственные вопросы. Составляется и обсуждается график проведения практики, обеспеченность транспортом, оборудованием, жильем, топливом, продуктами питания и ведомственными материалами.
После прибытия студентов проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда. На общем собрании со студентами обсуждаются режим работы и распорядок дня, задачи практики, содержание занятий и экскурсий, особенности предстоящей работы, методы ее проведения, формы ведения полевых записей.
По результатам прохождения индивидуальной практики студент должен представить:
- Правильно заполненный дневник работ и наблюдений, в котором в соответствии с Программой фиксирует все виды работ и наблюдений при прохождении практики. Осуществляет описание стаций разных видов животных, их убежищ, следов жизнедеятельности и наблюдаемых визуально встреч животных и выполненных прочих наблюдений и работ.
- Биологические материалы по изучению жизни отдельных зверей и птиц, в том числе описание и фотографирование отмеченных следов жизнедеятельности отдельных видов животных и их поведения. Материалы по морфологическому строению (правильно этикетированные и зафиксированные коллекции, препараты, журналы биосборов).
- Каждый студент должен представить на кафедру не менее двух биопрепаратов (черепа, шкурки, рога, тушки животных или другие законсервированные препараты).
- Отчет о практике по утвержденной форме сдается в месячный срок после ее окончания на кафедру «Биология промысловых зверей и птиц».
Студенты, проходившие индивидуальную практику в охотхозяйствах и других предприятиях и учреждениях, дополнительно представляют командировочное удостоверение с отметками о прибытии и выбытии и отзыв-характеристику, заверенную печатью предприятия.
Студенты, не выполнившие программу учебной практики, или получившие отрицательный отзыв, повторно направляются на практику в период студенческих каникул в те же предприятия (организации). В отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании студента в академии.
Общие требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности
К учебной практике допускаются студенты, имеющие необходимые профилактические прививки и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Руководитель практики знакомит студентов с порядком её прохождения, особенностями района работ, возможными опасностями. Он следит за дисциплиной и принимает безотлагательные меры при любом её нарушении, включая и нарушения правил техники безопасности, а после возвращения с практики незамедлительно ставит об этом в известность деканат факультета для принятия к виновным мер дисциплинарного воздействия.
Студенты должны помнить, что при работе в крупных лесных массивах в летний период опасность представляют гнус, клещи, потеря ориентировки. Следует учитывать возможность встречи с хищным зверем, в болотистой местности - попасть в трясину.
До выезда на практику все лица должны пройти вакцинацию против клещевого энцефалита.
Студенты могут проходить учебную практику не только в охотничьем хозяйстве Вятской ГСХА, расположенном в таежной зоне, но и по индивидуальным заданиям в других природно-климатических зонах, поэтому рекомендации по технике безопасности также должны быть конкретизированы для гор, для пустынь и лесной зоны.
К факторам внешней среды, неблагоприятно воздействующим на человека, оказавшегося «один на один с природой», можно отнести холод, жару, вызывающих боль, жажду, голод, переутомление, страх, одиночество.
От несчастного случая и внезапного заболевания никто не гарантирован. Поэтому студент-биолог, как и любой другой полевой работник (охотник, рыбак, геолог и др.) наряду с принятием необходимых мер предосторожности должен уметь правильно и своевременно оказывать первую доврачебную помощь себе и товарищу. От этого будет зависеть не только сохранение здоровья, но порой и жизнь пострадавшего.
Важнейшим условием предотвращения несчастного случая, который может возникнуть в повседневной полевой жизни, является систематическая выработка и закрепление правильных навыков в обращении с оружием, огнем, поведение на воде, в мороз, бурю, при встрече с крупным зверем и других ситуациях. При автономном существовании в полевых условиях возникает ряд задач, от решения которых зависит сохранение здоровья и жизни:
а) защита от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды (высокой и низкой температуры воздуха, солнечной радиации, ядовитых и хищных животных и т. д.);
б) удовлетворение потребностей организма в воде и пище, преодоление стрессового состояния, вызванного создавшейся аварийной ситуацией;
в) оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
г) ориентирование и определение своего местонахождения;
д) установление связи и сигнализация.
Каждый студент при выходе в угодья должен иметь при себе компас, схему местности, спички в непромокаемой упаковке.
Полевая одежда должна соответствовать погоде, характеру намечаемой работы, должна быть лёгкой, тёплой, не стеснять движений, не выделяться на фоне окружающей местности, обеспечивать бесшумность передвижения.
Особое внимание следует уделять подбору обуви, которая должна быть комфортной для ног. Опасна для здоровья тесная, натирающая мозоли, а также сырая обувь из-за снижения у неё теплоизолирующих свойств.
В базовом лагере каждый студент должен иметь сменные одежду и обувь для отдыха и просушки мокрой одежды.
Передвижение
1. Используйте при ходьбе в лесу, в неровной местности и горах палку-посох. Подошва обуви должна быть с протекторным рисунком.
2. Для передвижения по снегу необходимы лыжи, лучше широкие (охотничьи). Для ходьбы по рыхлому субстрату можно изготовить снегоступы-болотоступы, которые изготавливаются из сырых веток орешника, березы или ивы. Для большей гибкости ветки необходимо пропарить над кипящей водой. Ширина овала 20-25 см, длина – 40-50 см. Переплет делается из туго натянутых веревок, лески, лыка, гибких веток или шкуры животного. Нога фиксируется с помощью ремней либо веревки.
3. В зарослях леса следует двигаться, опустив голову и прикрывая глаза рукой. Если идет несколько человек друг за другом по тропе, необходимо соблюдать дистанцию 3-4 м. На головном уборе нужно иметь небольшой козырек, защищающий глаза от удара веток.
4. В расчлененном рельефе наименее энергозатратный и самый короткий путь не прямая линия, а тропа (дорога). В горной местности нужно идти наискосок склона (траверсом), а не поперек его.
5. В жару голову накрывайте головным убором или платком.
6. В болотистой местности запрещается выходить на маршрут одному. Передвигаясь по топким местам, участники группы должны иметь наготове длинные шесты, верёвки, поддерживать расстояние 2–3 метра друг от друга. При этом необходимо учитывать следующее. В моховых лесных болотах участки, покрытые ягелем, более проходимы, чем участки, покрытые сфагновыми мхами. Участки с большими деревьями более проходимы, чем пространства открытые или с чахлыми деревьями. На топких местах сухостоя больше. Сочную зелень на болотах необходимо обходить, так как здесь возможны скрытые «окна». На луговых болотах вблизи речек лучше идти по бровке нижней речной террасы или по руслу.
В случае провала в трясину нельзя делать резких движений. Помощь провалившемуся в болото следует оказывать, подавая с устойчивого места палку, верёвку. Приближаться к пострадавшему нужно осторожно, ползком, подкладывая под ноги ветки, палки.
7. Для предупреждения потертостей необходим соответствующий ноге размер обуви, расcчитанный на толстую портянку, использовать прочные мягкие стельки.
Необходимо чаще мыть ноги. На потертости наложите бактерицидный лейкопластырь либо лист подорожника. Пользуйтесь чистыми портянками, носками (лучше шерстяными). Научитесь правильно обертывать ногу портянкой.
8. Кожаную обувь смазывать жиром или дегтем, который в полевых условиях можно вытопить в жестяной банке из березовой коры на костре.
9. Сушить обувь на костре нежелательно. Лучше с вечера набить отсыревшую обувь сухим сеном, мхом или опилками, которые хорошо впитывают влагу.
10. Во избежание потливости ног натирать их борной кислотой, тальком. Выстиранные носки (если нет костра или печи) сушите, положив их на ночь под одежду на собственный живот.
11. В случае порчи или утери обуви простейшей защитой подошвы ног будут сандалии, изготовленные с использованием шкуры животного, коры деревьев, мотопокрышки, пластиковой бутылки и др. подручных материалов.
12. В любое время года без ножа, без топора, без веревки и без спичек в лес и поле, на реку невыходите. Спички лучше хранить в полиэтиленовой бутылочке с плотно закрывающейся пробкой.
13. Во время грозы нельзя укрываться от дождя под одиночно стоящими деревьями, значительно выделяющимися по высоте над другими, а также вблизи опасно нависших деревьев.
Ориентирование
Где бы ни оказался человек в результате аварийной или другой (форс- мажорной) ситуации, он в первую очередь должен сориентироваться, определить свое местонахождение.
По компасу определить страны света несложно, но при его отсутствии можно прибегнуть к помощи солнца, звезд, растений и т.д. Надежнее всего ориентироваться с помощью спутникового навигатора типа GPS и др.
1. По странам света. Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. Направление на север в северном полушарии определяют, став в полдень спиной к солнцу. Тень, отброшенная телом, словно стрелка, укажет на север. При этом запад будет по левую руку, а восток - по правую. В южном полушарии все наоборот: тень ляжет на юг, а запад и восток окажутся соответственно справа и слева.
2. C помощью часов. Если положить часы на горизонтальную поверхность и поворачивать их до тех пор, пока часовая стрелка не будет направлена в сторону солнца, а затем через центр циферблата на цифру 1 (13 часов) мысленно провести прямую линию, то биссектриса угла, образованного ею и часовой стрелкой, пройдет с севера на юг. При этом до 12 часов дня юг будет находиться справа от солнца, а после двенадцати - слева.
|
4. Установление времени дня по азимуту. При поломке или утере часов местное время с относительной точностью узнают по компасу, измерив азимут на солнце. Разделив его затем на 15 (величина поворота солнца за один час) и добавив к частному единицу, мы получим число, которое будет указывать местное время в момент отсчета. Например, азимут солнца 180° будет соответствовать 13 часам по местному времени (180 : 15 +1 = 13).
5. Ориентирование по признакам природной среды. Точность такого способа невелика, поскольку на неё влияют рельеф местности, преобладающие направления ветров в различные времена года, наличие открытых или подземных водоёмов и т. д. (рис.2).
С северной стороны кора деревьев обычно грубее, чем с южной, а деревья, камни, пни раньше и обильнее покрываются лишайниками и мхами.
Если мох растёт по всему стволу, то с севера его больше, особенно у корневой части.
|
А вот смола на деревьях хвойных пород более обильно накапливается с южной стороны.
На поперечном срезе дерева годичные кольца на южной стороне заметно шире (можно срезать ножом небольшое дерево и посмотреть срез).
Трава, растущая возле столбов, кустов, камней, деревьев и в других местах, доступных солнцу, с северной стороны выглядит более свежей, но обычно ниже ростом.
Растения, обращенные к югу, получают значительно больше тепла и света, а потому и развиваются быстрее в первой половине лета. Так, на южной стороне кустика земляники расположены самые спелые ягоды, а зелёные ягоды или зелёный бочок чаще указывают на север. Быстрее созревают с южной стороны ягоды черемухи, малины, шиповника.
Хорошим компасом издавна считается лебеда, или марь белая. Как только заходит солнце, марь наклоняет верхушку стебля на запад и остаётся в таком положении до утра. Подсолнух же в течение всего дня «следит» за солнцем; за эту особенность он и получил своё имя. У многих лиственных деревьев лицевая сторона листа поворачивается к солнцу даже в пасмурную погоду. В горах дуб и сосна чаще растут на южных склонах, а вот ель, пихта, тис и бук – на северных. Снег быстрее подтаивает на южных склонах гор и оврагов. Снежная лунка весной вокруг ствола дерева более вытянута в южном направлении, чем в северном (рис.2).
Многие животные также ориентируют свои жилища на тёплую сторону. Муравейники почти всегда находятся с южной стороны дерева, пня или куста; южный их «склон» более пологий, чем северный. С «видом на юг» строят жилища степные пчёлы.
Надежным ориентиром в лесу служат квартальные столбы, которые устанавливаются на пересечении просек, идущих в направлении север-юг и запад-восток Нумерация кварталов проводится с запада на восток и с севера на юг, поэтому ребро квартального столба, расположенное между щеками с наименьшими номерами кварталов, всегда показывает на север. Исключение составляют лишь просеки, прорубаемые в зависимости от рельефа местности или по противопожарным соображениям в других направлениях, например, параллельно шоссейной дороге.
Все здесь написанное – это рекомендации аварийного ориентирования, но все они не «перетягивают» простейшего компаса. Перед тем как отправиться в лес, поле и пр. пойдите и купите компас.
Потеря ориентировки
Чтобы не заблудиться в лесу, необходимы следующие меры.
1. Перед выходом в лес ознакомиться с общей схемой местности (речки, ручьи, озера, распадки, хребты) и точно уяснить направление конкретного маршрута туда и обратно.
2. Не допускать стихийного движения. Постоянно контролировать правильность избранного направления; в случае непредвиденного изменения (преследование зверя) постоянно контролировать, в каком направлении оно происходит. Старайтесь запоминать местность, по которой двигаетесь (на случай возвращения по ней).
3. Имейте при себе компас и при возможности сигнальные ракеты.
4. Не паникуйте в случае потери ориентировки. Прежде всего, не теряйте самообладание и спокойно обдумывайте сложившуюся обстановку. Анализируйте пройденный путь и предполагаемое местонахождение. Принимая решение, твердо верьте в его неуклонное выполнение.
5. Если находитесь в данной местности впервые, полезно сделать в основных направлениях затески на деревьях (для себя и тех, кто ищет вас).
6. Не рискуйте напрасно. Главная заповедь переходов гласит: лучший путь не тот, который короток, а тот, что безопасен.
7. Исключая степные и пустынные местности, ночные переходы допустимы лишь в крайнем случае. Риск хождения в темноте не покрывается пройденным в течение ночи расстоянием. Подготовку на ночевку делайте засветло.
8. Заблудившись, ищите на встреченных тропах еле заметные затески либо надсеченные и сросшиеся корявые деревца, что отличает тропу охотника от звериной. На охотничьей тропе не встречаются торчащие поперек сухие ветви, а на звериной тропе они остаются, так как звери не обламывают их, а перешагивают через них или пригибаются и проходят под ними.
9. Если встретили охотничью тропу, идите по ней прежде всего в сторону уклона рельефа.
11. Спускайтесь по рекам и распадкам вниз.
12. В снежный период возвращайтесь «обратным следом».
13. В вечернеевремя разжигайте большие костры на возвышенных местах.
Связь и сигнализация
Если человек (группа людей) не пришел в заранее условленное место или время, организуется его поиск. Поиск потерявшихся или терпящих бедствие нередко ведется с помощью самолетов, вертолетов. Однако обнаружить местонахождение людей в лесной чаще, в расчлененном рельефе гор или на плавсредстве среди морских просторов не всегда легко.
О пропавших людях сообщается в населенный пункт для организации поиска. Оповещается возможно большее число людей в округе.
Создается поисковая группа из знающих местность людей, которая направляет лучших следопытов по следу пропавшего; разбив местность на участки, производит тщательный поиск.
Средства связи и сигнализации - важнейшие элементы аварийного оповещения. Их эффективность во многом зависит от того, как быстро будут обнаружены терпящие бедствие и насколько своевременно придет помощь.
1. Современные средства связи совершенны и компактны: мобильные, спутниковые, радиотелефоны, компактные радиостанции и пр.
2. Существуют разнообразные ракеты, сигнальные патроны, мортирки и т.п.
3. Эффективно зеркало, дающее «солнечный зайчик», который может увидеть летчик (вспышка сигнального зеркала в безоблачный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 км, на расстоянии 20-25 км).
4. Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Топливо для костров должно быть заготовлено заранее обязательно на открытых местах (просека, поляна, вершина холма), иначе густые ветви деревьев будут задерживать дым, и сигнал останется незамеченным. Чтобы дым был чернее и гуще, в костер, после того как он разгорелся, добавляют свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и пр.
Известный знак для летчиков о необходимости помощи – два в 20-40 м друг от друга разожженных костра. Три костра в линию – международный сигнал бедствия. Особенно хорошо заметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якоре посреди водоема.
В пустынной местности, где топлива может оказаться недостаточно, вместо костра используют банки с песком, пропитанным смазочным материалом. Сигнальный костер поджигают только в том случае, когда поисковый самолет (вертолет) уже находится в зоне видимости или слышимости или с ним уже удалось установить радиосвязь. В зимнее время при снегопаде сигнальный костер следует укрывать от снега лапником.
5. Бутылочная почта эффективна на судоходных реках или с заселенными берегами рек. В пустую пластиковую или другую ёмкость кладут записку с указанием места аварии, количества нуждающихся в спасении людей. Привлекательным для посторонних (чтобы бутылку не приняли за мусор) является записка, завернутая в денежную купюру.
Выбор места
Нельзя сооружать свой временный дом:
1. На речных отмелях, низменных берегах и островах в руслах пересохших рек, на дне каньонов и узких ущелий. Из-за проливных дождей уровень воды может подняться, и вашу стоянку затопит.
2. У подножия крутых склонов, усеянных камнями, под нависшими скалами, в устьях оврагов - здесь вероятны камнепады, грязевые оползни и др.
3. Не следует останавливаться, особенно в период неустойчивой погоды или приближающегося ненастья, на перевалах, гребнях, вершинах гор и холмов - в этих местах опасна гроза. В горах не забывайте о том, что возможен сход снежных лавин.
4. Не стоит размещать лагерь рядом со звериными тропами: дикие животные могут принести немало неожиданных хлопот (их привлекает упаковка из-под пищевых продуктов, использованные вами бинты и вата). Неудобства причинят и обитатели лесных муравейников.
5. Рядом с укрытием не должно быть подрубленных, гнилых, дуплистых деревьев: их легко свалит ветер.
В районах с холодным климатом особенно важно учитывать рельеф местности. Избегайте низменных участков: массы холодного воздуха стекают вниз и образуют так называемые холодные отстойники.
Где следует устраивать укрытие.
Важнейшее требование к месту стоянки - наличие рядом воды и дров.
1. В жаркое время года важнее найти воду, лучше проточную.
2. Когда холодно, именно топливо становится основным условием остановки, особенно в тундре.
В тундре летом укрытия следует сооружать в максимально сухих местах, в отдалении от болот - на речных террасах, каменистых или песчаных повышениях почвы.
В степи, чтобы защититься от ветра в холодную погоду, стоянку лучше делать за пригорком или в балке. Если погода сухая и тёплая, да ещё досаждают комары, лагерь разбивают на возвышении, обдуваемом со всех сторон ветром, или на наветренном склоне долины. Костёр в этом случае разводят с подветренной стороны в 8-10 м от укрытия.
В пустынях, в том числе горных, дневная температура достигает очень высоких значений, а ночью становится такой низкой, что замерзает вода. В этих районах требуется защита как от жары, так и от холода.
Удача, если удастся отыскать укрытие, созданное самой природой. Оно требует минимальных доделок, и вы сэкономите время и силы. Можно использовать выступы скал, торосы (нагромождения льда), пещеры, большие расщелины, стволы упавших деревьев, сугробы.
С наибольшими трудностями предстоит встретиться человеку, выживающему в одиночку: все работы по устройству лагеря и костра он будет выполнять один. Несколько советов на этот случай.
1. При сильном морозе и отсутствии костра спать не рекомендуется.
2. В суровых условиях расходуйте силы экономно.
3. Начинать оборудовать укрытие лучше засветло; к моменту наступления темноты вся главная работа должна быть выполнена.
4. Укрытие нужно возводить на ровной площадке, без кочек, ям и пней. Она должна быть горизонтальной, так как даже небольшой наклон мешает нормальному отдыху.
5. Не стремитесь построить просторное укрытие, главное - защититься от ветра и воды, обеспечить достаточную вентиляцию. Оптимальный размер площади на одного человека - 2 х 0,75 м. Используйте любые подручные материалы и средства.
6. В тёплое время года в лесистой местности в качестве укрытия подходят навесы и шалаши.
7. Прежде чем приступить к их сооружению, заготовьте в необходимом количестве нужные материалы: жерди, ветви, лапник и т. п. Если у вас нет ножа или топора, поищите острые камни и действуйте ими.
Устройство убежищ
Наиболее просты в изготовлении шалаши в виде пирамиды. Чаще всего они строятся, когда имеется ткань или полиэтилен, причём ткань следует натягивать так, чтобы морщин было как можно меньше. Угол между стенками - примерно 60° обеспечит хороший сток воды. Высота такого укрытия - обычно 1,5 м. Начинать натягивать ткань нужно с задней стенки, постепенно продвигаясь к выходу. Шалаши данного типа строят, используя одну жердь и деревья или только три жерди. В последнем случае угол между длинной (коньковой) жердью и стропилами (перекрещивающимися жердями) должен составлять 90° - тогда конструкция будет прочной и устойчивой.
|
В зависимости от наличия ткани можно с использованием деревьев построить шалаш с одной жердью (палкой), либо кольцевой с несколькими жердями. При отсутствии крупных деревьев делают шалаш из ткани с тремя жердями. Просты в изготовлении двускатные шалаши (рис.4). Двускатный шалаш из ткани с наружным тентом создает дополнительную теплоизоляцию и обеспечивает надежную защиту от попадания воды в укрытие.
|
На заболоченных и увлажненных местах в укрытии следует сделать раму для лежанки, на которую положить лапник хвойных деревьев. Дополнительно используйте пучки сухой травы или мха, листья рогоза или крупные стебли осоки. Осока считается «теплой» травой. Из толстых пучков растений получится хороший тюфяк, а из тонких - неплохое одеяло.
Сделать постель в лесу можно их зеленых веток, лучше из пихтовых, еловых или сосновых. Ветки нужно класть плотными рядами, так чтобы нижний толстый конец был прикрыт верхушками следующего ряда - внахлест, как кроют черепицей крыши домов. Желательно сделать несколько слоев - и получится хороший матрац, на котором мягко и тепло. Можно использовать мох или сухую траву. Если есть ткань, постелите ее вместо простыни.
|
|