Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ
Экзаменационная работа конструируется исходя из необходимости оценки овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов, освоения всех разделов курса биологии средней школы.
В КИМ представлены задания, проверяющие следующие группы планируемых результатов:
- освоение понятийного аппарата курса биологии средней школы и умения применять изученные биологические понятия, процессы, теории, законы, закономерности в различных ситуациях;
- применение полученных знаний для объяснения биологических процессов, в том числе и межпредметного характера;
- овладение методологическими умениями научного познания живой природы (проводить наблюдения, описание, измерение, эксперимент);
- умение решать биологические задачи различных типов.
Для каждой группы планируемых результатов в экзаменационной работе содержатся задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Большая группа заданий базового и повышенного уровней проверяет освоение понятийного аппарата курса биологии, при этом в работе отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения определений понятий, фактов и т.п. Все задания строятся только на использовании понятий, теорий, законов, закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Поскольку на ЕГЭ по биологии невозможно использовать лабораторное оборудование, то овладение методологическими умениями проверятся при помощи модельных заданий теоретического характера. Эти задания либо оценивают какой-либо прием одного из методов, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, оказания первой помощи. В работе предусмотрены задания, проверяющие умения решать биологические задачи. В ней предлагаются задания практико-ориентированного характера, на составление схем, графиков, родословных, определение структуры нуклеиновых кислот, белков и т.д.
В КИМ ЕГЭ включены задания, оценивающие умения работать с изображением биологических объектов и процессов, с биологической информацией, определять неверные суждения и исправлять их.
Содержание заданий охватывает все разделы курса биологии основной и средней школы. Контрольные измерительные материалы проверяют освоение школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Большая группа заданий базового и повышенного уровней проверяет освоение понятийного аппарата курса биологии. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у школьников биологическую компетентность. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.
Единый государственный экзамен по биологии является экзаменом по выбору и предназначен для дифференциации выпускников при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня разрабатываются для оценки овладения наиболее важных планируемых результатов и конструируются на наиболее значимых элементах содержания. Среди заданий базового уровня выделяются задания, которые соответствуют требованиям ФГОС базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии, подтверждающее освоение выпускником программы среднего общего образования, устанавливается исходя из требований освоения стандарта базового уровня. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе.
Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы включает 23 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 16 заданий, из них 8 – с множественным выбором, 6 – на установление соответствия и 2 – на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей.
Часть 2 включает 7 заданий практико-ориентированного характера со свободным развёрнутым ответом: 1 – на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов, контролирующих знания и умения по всем разделам курса биологии. К каждому заданию этой части прилагаются критерии ответа.
В экзаменационной работе контролируется сформированность у обучающихся различных учебных умений и способов действий, которые в кодификаторе представлены в разделе 1 виде планируемых результатов. Они детализируют предметные требования ФГОС СОО по биологии и операционализованные умения (ОУ), которые являются объектом контроля в рамках государственной итоговой аттестации за курс средней школы.
Варианты КИМ разрабатываются на основе кодификатора планируемых результатов и элементов содержания подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии (см. кодификатор).
В таблице 1 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам
Код ПРО | Планируемые результаты обучения | Количество заданий |
Различать методы научного познания живой природы и формы научного знания | ||
Выделять существенные признаки объектов живой природы, организмов разных царств и биологических систем различных уровней организации жизни и присущие им закономерности | ||
Осуществлять классификацию биологических объектов. | ||
Различать по изображениям, схемам и описаниям реальные биологические объекты и процессы | ||
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу биологической грамотности | ||
Аргументировать и приводить доказательства, обосновывать | ||
Итого |
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 2 кодификатора. В экзаменационной работе контролируется материал из трех разделов и 12 тем, представленных в кодификаторе, которые включают содержание биологического образования основной и средней школы.
Первый раздел «Общие биологические закономерности»контролирует материал о клетке, организме, эволюции и экологии.
Второй раздел «Живые организмы»проверяет знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах.
Третий раздел «Человек и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний.
В таблице 2 дано распределение заданий по разделам.
Таблица 2. Распределение заданий по содержательным разделам курса биологии
Раздел курса биологии, включенный в экзаменационную работу | Количество заданий |
Вся работа | |
I. Общие биологические закономерности | |
II. Живые организмы | |
III. Человек и его здоровье | |
Итого |
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют освоение выпускником программы среднего общего образования, предусмотренной требованиями ФГОС.
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность учащихся действовать в измененных ситуациях, в которых нет явного указания на способ действий. Задания высокого уровня сложности проверяют способность учащихся решать задачи, конструировать и находить способы решения в новых нестандартных ситуациях, используя биологические законы, теории, закономерности.
В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 |
Базовый | |||
Повышенный | |||
Высокий | |||
Итого |
Экзаменационная работа по биологии предусматривает проверку содержания биологического образования и способов деятельности учащихся с помощью заданий разного типа (табл. 1).
Таблица 4. Типы заданий, использующиеся в экзаменационной работе
Типы заданий | Коли-чество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 52 |
С множественным выбором | 34,6 | ||
На установление соответствия | 19,2 | ||
На определение последовательности | 7,7 | ||
С развернутым ответом | 38,5 | ||
Итого |