Геологическая картина мира
Тема 9. Земля и её строение, геологическая история.
1. Каково внутреннее строение Земли?
2. В чем заключается сущность методов изучения земной коры?
3. Каковы особенности докембрийского, палеозойского, мезозойского, кайнозойского этапов развития Земли?
4. Каковы особенности геологической картины мира?
Тема 10. Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы
1. В чем заключаются экологические функции литосферы?
2. Как влияют внешние и внутренние геологические процессы на формирование географической оболочки Земли?
3. В чем заключается влияние человеческой деятельности на геосферы?
4. Каковы особенности геофизической, геодинамической и геохимической функций литосферы?
Биологическая картина мира
Тема 11. Особенности организации живой материи.
1. В чем заключается особенность биологической картины мира?
2. Как взаимосвязаны между собой физические, химические и биологические процессы?
3. Как отличается живая материя от неживой по химическому составу?
4. В чем состоит принципиальное отличие живой материи от неживой?
5. Какие иерархические уровни организации живой материи вы знаете?
Тема 12.Биосфера, ноосфера и космические циклы
1. Что такое биосфера? Каковы её основные составляющие?
2. Каковы условия перехода биосферы в ноосферу? Что такое ноосфера?
3. Почему многообразие живых организмов (комплементарность) является основой устойчивости биосферы?
Тема 13. Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества.
1. Каковы особенности генетики как науки?
2. Что представляют собой материальные носители наследственной информации?
3. Что такое гены, нуклеиновые кислоты, хромосомы? Как эти объекты связаны между собой?
- В чем сущность основных положений эволюционной теории Дарвина?
- Чем принципиально отличается синтетическая теория эволюции от теории Дарвина?
Человек
Тема 14. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
1. Homo sapiens: класс, отряд, семейство, предки.
2. Физиология человека и ее связь со здоровьем.
3. Как влияют космические циклы (всплески солнечной активности) на творческую активность людей, на циклическую повторяемость общественного развития?
4. Как влияют космические циклы (годичные, циркадианные и др.) - на жизнедеятельность человека?
5. Как естественная освещенность влияет на выработку гормонов сна (мелатонина) и бодрствования (кортизола), как влияет образ жизни человека (режим дня) на эти процессы?
6. Что такое десинхроноз?
7. Каковы особенности человека как биологического и социального существа?
8. В чем заключается зависимость между работоспособностью и физиологическими процессами в организме?
9. Какова роль эмоций в творческом процессе?
10. Как связаны творчество и работоспособность?
Тема 15. Биоэтика и экологическая этика
1. В чем заключается сущность антропного принципа в слабой и сильной формулировках?
2. Каковы основные проблемы биоэтики?
3. Какова роль юристов в решении основных проблем биоэтики?
4. Что такое биоэтика и экологическая этика?
5. Что такое коэволюция человека и биосферы?
Эволюционная картина мира
Тема 16. Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма
1. Что такое самоорганизация?
2. В чем заключается механизм процессов самоорганизации?
3. Приведите примеры процессов самоорганизации в неживой природе, живом веществе и в обществе.
4. Как связана деятельность юриста, экономиста или менеджера с процессами самоорганизации в обществе?
5. Какова роль юристов в осуществлении механизма отбора – одного из принципов универсального эволюционизма?
6. Почему эволюция невозможна, если во Вселенной будут действовать только динамические законы?
Тема 17. Эволюция научных картин мира
1. В чем проявляется всеобщность универсального эволюционизма?
2. Каковы принципы универсального эволюционизма?
3. Как связаны принципы универсального эволюционизма с основными положениями эволюционной теории Дарвина?
4. В чем заключается отличие эволюционной картины мира от иных общенаучных картин мира?
Тестовые задания по темам
Тема 1. Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.
1. Научная картина мира представляет собой:
точное отображение реального мира
абстрактную модель действительности или её фрагмента
уменьшенную копию природного или социального объекта
Естественнонаучные и гуманитарные науки развиваются
независимо друг от друга
оказывая взаимное влияние друг на друга
используя одни и те же методы познания
Естественные науки отличаются от гуманитарных
объектом исследования
предметом исследования
методами исследования
объектом и предметом исследования
Предметом дисциплины «Концепции современного естествознания» являются естественнонаучные ######## мира
(картины)
5. Рациональная, т.е. основанная на понимании форма познания мира,– этофилософия
наука
искусство
религия
6. Иррациональная, т.е. основанная на вере, форма познания мира– это
философия
наука
искусство
религия
7. Эмоциональная форма познания мира, основанная на сопереживании, сочувствии– это
философия
наука
искусство
религия