Роль социально-биологических факторов в эволюции человека
Роль биологических факторов в эволюции человека
На формирование человека (как и любого биологического вида) большое влияние оказали географические, климатические и экологические факторы.
В течение кайнозойской эры формируется современный облик Земли.
С разделением Австралии и Антарктиды (≈ 35-55 млн. лет назад) и Южной Америки и Антарктиды (≈ 12-25 млн. лет назад) возникает холодное течение вокруг Антарктиды, а появление Панамского перешейка приводит к появлению Гольфстрима. Примерно 40-50 млн. лет назад исчезает древний океан Тетис, разделявший Африку и Евразию. В это время повышается активность вулканических процессов. Начинается эпоха альпийского горообразования.
Относительно ровный и тёплый климат мелового периода в течение палеоцена-эоцена становился более холодным. В олигоцене наблюдалась некоторая стабилизация.
В начале миоцена (≈ 25 млн. лет назад) климат в Африке был тёплым и влажным. Весь Африканский континент был покрыт влажными вечнозелеными лесами. В этих условиях существовали популяции разных видов человекообразных обезьян (гоминоидов) с высокой численностью. Ведущим эволюционным фактором в таких условиях является стабилизирующий отбор.
В конце миоцена (≈ 7-10 млн. лет назад) климат становится более сухим и холодным, начинается фрагментация лесов. Мегапопуляции гоминоидов распадаются на множество изолированных популяций. Усиливается значение элементарных эволюционных факторов. Начинается внутривидовая дивергенция.
В течение плиоцена (≈ 2-7 млн. лет назад) нарастает экологическая нестабильность. Усиливается значение изоляции и популяционных волн.
2 млн. лет назад начинается эпоха плейстоценовых оледенений, которые достигли максимума примерно 200 тыс. лет назад. Популяции древних людей распадаются на микропопуляции (семьи). Усиливается роль полового отбора, родственного отбора и К-отбора. Завершаются процессы видообразования, связанные с вымиранием неконкурентоспособных видов и внутривидовых группировок.
Из множества видов гоминид остается только один – Человек разумный.
Особенности различных этапов биологической эволюции человека можно представить следующим образом.
Геологический период; млн. лет | Климат, экологические условия | Характеристики популяций | Характер эволюции | Эволюционные преобразования |
Ранний и средний миоцен 15-25 млн. лет | Устойчивый влажный лес; сплошная однородная среда | Крупные популяции | Стабилизирующий отбор, медленные темпы эволюции | Ранние, большей частью, древесные гоминоиды |
Поздний миоцен 7-10 млн. лет | Нарастание аридности; фрагментация лесов | Изоляция средних и мелких популяций | Повышение роли элементарных эволюционных факторов | Дивергенция гоминоидов; возникновение гоминид с первоначально низким видовым разнообразием |
Плиоцен 2-7 млн. лет | Нарастание экологической нестабильности; дифференцировка ниш | Колебания численности популяций | Усиление действия изоляции, популяционных волн | Возрастание внутривидового полиморфизма |
Плейстоцен; максимальные оледенения ~ 200 тыс. лет | Периодические похолодания и потепления | Регулярные колебания численности популяций; усложнение популяционной структуры видов | Усиление действия эффекта основателя, дрейфа генов. Усиление роли полового отбора, отбора родственников и К-отбора | Интенсивное видообразование, максимальное видовое разнообразие в начале плейстоцена; затем – вымирание многих форм и снижение видового разнообразия |
Роль социальных факторов в эволюции человека
В условиях максимальных плейстоценовых оледенений сверхмалые популяции превратились в семьи. Семья – внутрипопуляционная группировка, в которой все особи связаны непосредственным родством. В дальнейшем семья стала элементарной биосоциальной ячейкой общества.
Системы семей, связанные родственными (генетическими) связями, образовывали роды и племена с высоким уровнем иерархии (соподчинения). В условиях коллективного труда и распределения пищи и предметов материальной культуры это способствовало возникновению общества. Биологическая роль общества заключается в том, что создаются новые формы борьбы за существование (конкуренция уступает место реципрокному альтруизму). Ведущим способом борьбы за существование становится коллективный труд с использованием орудий труда.
В течение каменного века (палеолита) в разных частях Старого Света создаются разнообразные технологии и культуры:
– олдувайская (чопперы – односторонние рубила) – самая древняя: ≈ 2 млн. лет (Африка);
– ашельская (двусторонние рубила) – нижний палеолит – ранний и средний плейстоцен: ≈ 100 тыс. лет (Европа);
– мустьерская (отщепы) – средний палеолит – поздний плейстоцен: ≈ 60 тыс. лет (Европа);
– ориньякская (ножевидные пластины) – верхний палеолит – поздний плейстоцен: ≈ 40 тыс. лет (Африка).
Примерно 10 тыс. лет назад каменный век сменяется веком металлов – бронзы, а затем и железа.
В обществе создаются принципиально новые условия для фенотипического проявления признаков (например, стало возможным проявление изобразительных, музыкальных, математических и иных способностей).
В обществе естественный отбор приобретает специфические черты. К ведущим формам отбора у человека относятся:
– стабилизирующий отбор;
– движущий отбор на стрессоустойчивость;
– движущий отбор на уменьшение агрессивности;
– половой отбор; родственный отбор; К-отбор.
Происхождение рас
Расы – это крупные внутривидовые группировки в пределах современного человечества, которые различаются по ряду наследственно обусловленных признаков. Эти признаки могут иметь адаптивное значение. Изучением рас занимает специальный раздел антропологии – расоведение.
Выделяют разное число больших рас:
– двухрасовая система: евро-негроидная и монголоидная.
– трёхрасовая: европеоидная, монголоидная (азиатско-американская) и негроидная (экваториальная, или негро-австралоидная).
– пятирасовая: европеоидная, негроидная, монголоидная, австралоидная, американская.
– многорасовые системы – включают десятки рас.
В целом, расы сформировались в эпоху позднего палеолита (30-40 тысяч лет назад), однако их дифференцировка продолжалась вплоть до неолита (10 тысяч лет назад). Происхождение рас связано с расселением человечества по всей Земле. Примерно 40-50 тыс. лет назад уровень Мирового океана был на 200 м ниже современного. Это приводило к формированию сухопутных мостов.
Например, современный Индонезийский архипелаг был в это время сушей и входил вместе с континентальной частью Юго-Восточной Азии в единый массив (Сунда). Новая Гвинея, Австралия и Тасмания образовывали другой массив (Сахул). Между этими массивами тянулась цепочка островов, разделённых небольшими проливами, которые не являлись препятствием даже для примитивных лодок. Эти обстоятельства и сделали возможным заселение Австралии современными людьми ≈ 40 тыс. лет назад.
Существует множество теорий происхождения рас:
– Теория моноцентризма – современный человек сформировался в Передней Азии, затем расселился по разным эколого-географическим зонам, и под воздействием естественного отбора сформировались расовые адаптивные признаки.
– Теория широкого моноцентризма – человек как биосоциальное существо сформировался в Передней Азии, затем проник в другие регионы, где скрещивался с местными популяциями приматов (изначально обладавшими адаптивными расовыми признаками) и ассимилировал их.
– Теория полового отбора – расовые признаки в своей основе не носят адаптивного характера, а сформировались вследствие избирательного образования брачных пар (это касается цвета кожи, глаз, волос).
– Теория моноцентризма с последующим выщеплением рецессивных признаков. Например, у большинства индейцев преобладает первая группа крови (рецессивный признак).
– Теория дицентризма – евро-африканская и монголоидная расы произошли от разных предков, то есть их дивергенция началась на стадии человека прямоходящего.
Многие антропологи вообще отрицают существование биологических рас у человека, поскольку расы выделяются на основании немногих морфологических признаков. Современный человек представляет собой полиморфный биологический вид. Устойчивые таксономические различия между расами отсутствуют, в частности, у человека не удаётся выделить подвиды (современное человечество вообще представляет собой единый подвид). Поэтому термину «раса» всё чаще придается не биологическое, а социальное значение.
Социал-дарвинизм
Социал-дарвинизм – это система социологических концепций, основанная на биологизации общественных процессов. Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ Герберт Спенсер, который видел в борьбе за существование и естественном отборе движущую силу развития общества. Современный социал-дарвинизм включает в свой состав два течения: расовую гигиену и евгенику.
Сторонники расовой гигиены рассматривали конкуренцию между расами в качестве основной движущей силы общественного развития. Основоположник современного расизма граф де Гобино создал «теорию борьбы высших и низших рас»; при этом высшей расой он считал «арийскую». Расизм не имеет никакого отношения к биологии; это – социальная доктрина, провозглашающая превосходство одних рас над другими. Опасность современного расизма заключается в том, что его сторонники, манипулируя биологической терминологией, апеллируют к невежеству определённых слоев общества. Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения современной биологии ни одна биологическая раса, национальность, группа людей, несмотря на определённые различия между ними, не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом.
Евгеника – это учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств. Ещё в 1883 г. Фрэнсис Гальтон выдвинул идею о необходимости улучшения человеческого рода генетическими методами. Однако данные популяционно-генетических исследований позволяют утверждать, что в обозримом будущем такие работы не имеют никаких перспектив. Человек как биосоциальное существо сложился в ходе длительных эволюционных преобразований, и надеяться изменить вид за исторически короткие сроки бессмысленно.
Методы, предлагавшиеся старыми евгениками, были сугубо селекционными: ограничения на межрасовые браки, иммиграционные барьеры, даже стерилизации генетически неполноценных людей. На практике методы евгеники послужили основанием для создания концентрационных лагерей в фашистской Германии, где подвергались массовому уничтожению представители неарийских рас. Естественно, что подобная теория и практика несовместимы с гуманистической моралью общества, в центре внимания которого находится человек. Современная медицинская генетика отвергает евгенические вмешательства в наследственность человека с целью улучшения его природы. Рекомендации, даваемые в медико-генетических консультациях в отношении заключения брака или прогноза генетической полноценности потомства, направлены на то, чтобы они учитывались консультируемыми лицами, которые добровольно принимают соответствующее решение.