Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия
В кн.: CВОБОДНОЕ ТЕЛО / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М.: 1998
Бразильский психиатр Карлос Бриганти, тренер обучающих программ по биосинтезу в области психосоматической медицины, недавно опубликовал статью, где так описывает мифологический образ Нарцисса: " Нарцисс не дышал. Ни разу не вздохнул. Он всегда ощущал себя наполненным до предела, в нем не осталось места для изменений, обмена с миром." Бриганти ссылается на статую работы Бенвенуто Челлини. Нарцисс изображен как человек, задохнувшийся в собственном объятии. Этот архетип крайней степени самоотождествления показан с двух сторон: он лишен социальных связей - и лишен дыхания.
Такая метафора делает очевидной роль дыхания как посредника между внутренним и внешним миром. Дышать значит строить связи с миром, общаться, наводить мосты. Там, где мостов нет, дыхание угасает. Осознав, как много миров дыхание связывает между собой, мы можем еще острее ощутить его богатство.
Прежде всего, связь бессознательного с сознанием. Процесс дыхания непроизволен и бесконечен, "оно" дышит нами, пока мы живы. В то же время мы можем произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его.
Кроме того, диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела. Идет обмен импульсов между областью сердца и "хара", между двигательной сферой и сферой чувств, - при условии, что мы позволяем этот обмен. И наконец, этимология греческого, латинского, древнееврейского слова и санскрита напоминает нам о тесном сплетении дыхания, жизни и души, о вечном взаимодействии между священным духом, создающим жизнь, и естественным природным дыханием, жизнь сохраняющим.
Традиционно считается, что душа соединяет нематериальный мир чистого духа с плотской, чувственной природой тела. Дыхание связывает эти два мира, привносит дух в материю.
Осознав роль дыхания как посредника, следует так же помнить, что оно не только регулирует другие системы, но и само подвержено воздействию различных факторов. В учебниках можно найти впечатляющие иллюстрации тесных связей дыхательной системы со всеми остальными системами тела. Эти связи отнюдь не односторонние, скорее системы саморегулируются с помощью двойных и множественных обратных связей. Из учебников можно много почерпнуть о роли дыхания ВНУТРИ тела, что крайне полезно с терапевтической точки зрения. Однако ряд важных факторов, связанных с дыханием, практически не затронут в литературе. К ним относятся: окружающая среда, социальный контекст и духовное измерение. Без этих факторов невозможно, на мой взгляд, истинное понимание процесса дыхания и глубинная работа с ним. Цель данной работы - ближе рассмотреть СОЦИАЛЬНЫЕ аспекты дыхания.
В курсе биосинтеза я научился у Дэвида Боаделла некоторым простым способам интерпретации дыхания клиента. При любом терапевтическом вмешательстве, особенно связанном с телесным контактом, возможны лишь три реакции клиента: "да", "нет" и нейтральная. Эта модель оказалась очень эффективной. Если дыхание углубляется либо становится ровным, я расцениваю такую реакцию как "да". Если оно стало более поверхностным и редким, - это сигнал "нет". Если ничего не происходит, - реакция нейтральная, что может быть признаком отсутствия контакта с клиентом. Это три варианта базовых паттернов или сигналов невербальной коммуникации. Остается открытым вопрос, до какой степени клиенты осознают эти процессы и насколько они способны описать, что происходит у них внутри? Разумеется, тот же вопрос актуален и в отношении терапевта, т.к. взаимодействие с клиентом влияет и на наше дыхание. Однако терапевтическая ситуация - лишь один из примеров социального взаимодействия: повсюдю в ежедневном общении людей встречаются те же паттерны, просто обычно они остаются незамеченными.
Позднее я вернусь к практическим аспектам терапевтической работы, но сначала я хотел бы обсудить концепцию паттернов взаимодействия и соответствующих дыхательных паттернов, преобладающих в каждом из них.
Теория паттернов взаимодействия выполняет две важных функции. Я хотел бы начать с аспекта развития.
Психологические и социологические теории ХХ века по- разному подходят к развитию младенца. Основной вопрос этих теорий: что является движущей силой развития человеческого существа? Что важнее - биологический или социальный фактор? Простейший ответ - оба, а также сущностный, духовный аспект - не был самоочевиден. Фрейд говорил о стадиях психосексуального развития, о биологических влечениях, которые общество приводит к социально приемлемым формам через конфликт. В теории объектных отношений центральное место занял психосоциальный аспект: потребность в социальном взаимодействии является ключевой для развития ребенка. Не конфликт, а дефицит адекватных интеракций приводит к дефицитарному развитию эго. Разница биологического и социального подходов видна даже на уровне лингвистических терминов: Фрецд говорит об оральной, анальной и генитальной стадиях, а М. Малер использует понятия "аутизм", "симбиоз", "сепарация" и "постоянство объекта". Вильгельм Райх, ученик Фрейда, применил психосексуальный подход как точку отсчета для изучения энергетических процессов, в которых он видел функциональное единство психики и сомы, души и тела. Его последователи Александр Лоуэн и Джон Пиерракос развили собственную теорию структур характера, выделив пять областей патологического развития, частично совпадающих по времени: шизоидная, оральная, психопатическая, мазохистическая и ригидная структуры. Огромное влияние райхианская традиция оказала на Стенли Келемана, чья работа основана также на "Индивидуальной психологии" Альфреда Адлера и др. Келеман разработал концепцию о совпадении глубоко биологических и высоко когнитивных процессов. В своей книге " " он вводит понятие о связующих паттернах.
Однако к сходной концепции приходит и английский исследователь Фрэнк Лейк, находившийся под влиянием теории объектных отношений. Изучив самые ранние взаимосвязи биологических и социальных процессов, он разработал модели формирования характера в пренатальном периоде.
Работы Ф.Лейка и С. Келемана оказали влияние на Дэвида Боаделлу, создателя теории биосинтеза. Он описывает 4 фазы взаимодействия в развитии ребенка. Голландский психотерапевт Мартин Аальберс синтезировал подходы Боаделлы и Келемана, обобщив различные линии данной традиции. Ниже я привожу краткий обзор четырех базовых паттернов.
В терминологии Аальберса видна явная связь биологически - либидозной и социальной сферы. Названия четырех фаз: 1) тактильная, или фаза рождения; 2) оральная, или фаза кормления; 3) анальная, или фаза роста и контроля; 4) генитальная, или фаза поиска близости и единства.
Для 1-й фазы критическим является построение базовой связи, взаимоотношений матери и ребенка, - с тем, чтобы рождение человеческого существа произошло в максимально безопасном и доброжелательном окружении. На карту поставлен процесс глубинного укоренения в физическом и социальном существовании, процесс бытия и принятия. Ребенок получает представление о нем через кожу и органы чувств.
Во 2-й фазе основное значение имеет "радость получения от других". Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим через область рта как моторного центра. Каково же взаимодействие с чувственной зависимостью ребенка? Является ли контакт, поддержка, принятие достаточными, чтобы ребенок научился определять и выражать свои потребности и фрустрации?
В 3-й, анальной фазе, фазе роста, у ребенка развивается все больше способностей. Моторные и речевые навыки помогают становлению воли и автономности. Вопрос регулирования анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования возможных границ внутри конфликта.
И наконец, в генитальной фазе растет осознание половой идентичности в различных социальных контекстах. Возможности понимания, уважительных, доброжелательных отношений слишком часто оказываются нереализованными - они отвергаются или, наоборот, эксплуатируются. Однако, если коммуникация проходит в целом благополучно, закладываются основы для интеграции ума, души и сексуальности, а также для равновесия между либидозными импульсами и творческим выражением.
Таким образом, 4 базовых паттерна взаимодействия описывают 4 ключевых человеческих проблемы. Но сила этого подхода не в том, чтобы свести все проблемы к выше перечисленным терминам. Напротив, здесь есть место интеграции различных теорий развития при условии, что стадии сенсомоторного, когнитивно-речевого, аффективного и морального развития соотносятся должным образом.
Теперь я хотел бы вернуться к нашей теме - к паттернам дыхания в связи с проблемами биологического и социального развития.
Я не считаю своей задачей давать традиционный обзор всех паттернов дыхания и их социального значения, это значило бы слишком упростить сложный набор имеющихся вариантов. Более того, я не считаю ИНТЕРПРЕТАЦИЮ дыхания надежным методом. Однако ИССЛЕДОВАНИЕ его значения в контексте работы с клиентом безусловно является достоверным. Поэтому я перехожу непосредственно к терапевтической работе с дыханием в рамках четырех паттернов взаимодействия.
Ключевая проблема ПЕРВОГО паттерна - быть здесь, присутствовать, существовать. Присутствие требует признания собственного существования. Мое внимание как терапевта направлено на то, в какой степени клиент присутствует здесь, находится в контакте с самим собой и со мной. Дыхание при этом является важнейшим показателем.Часто клиент входит в кабинет с выраженной задержкой дыхания, не в контакте с самим собой. Моя задача - помочь ему установить этот контакт, обрести свое дыхание. Поэтому, внутри данного паттерна, контакт клиента со мной не является самоцелью, у меня нет запроса на него. Скорее я пытаюсь стать хорошей социальной средой для клиента, где он может найти себя.
Как телесно-ориентированный психотерапевт я люблю работать с различными положениями тела и прикосновениями, чтобы усилить контакт клиента с самим собой. Задача номер один - отпустить себя, расслабиться, отдохнуть, - короче, центрирование. Позиции лежа на спине, на животе или на боку хорошо подходят для этой цели. Некоторым больше нравится свернуться клубочком, другим - вытянуться. Когда первая поза выбрана и клиент принял прямое прикосновение, я стараюсь установить положительный контакт между моими руками и его телом в выбранной позе. Самое главное здесь - утвердить контакт, чего можно достичь, касаясь клиента, обнимая его или просто находясь рядом. Прежде, чем двигаться дальше, я отмечаю реакцию дыхания - "да", "нет", "никак". Если реакция на контакт положительная, можно перейти к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, их следует осознать, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачивания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным "я".
Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. Недавно одному из моих клиентов захотелось побыть во взвешенном состоянии под водой, что напомнило ему пренатальный период, когда он не дышал легкими. После некоторых колебаний он последовал за этим образом и идентифицировался со своей неродившейся частью. Его дыхание стало едва заметным, интервалы между вдохами удлинились до минут. Но поскольку он позволил этому процессу происходить, пришли импульсы с глубинных уровней тела. Позднее он описывал, как вся энергия устремилась к солнечному сплетению, пока оно не сократилось непроизвольно, посылая энергию обратно. Его тело затопила волна дыхания и тепла. Смысл этого опыта был ясен клиенту: он осознал степень своего истощения; в таком состоянии, сказал он, никакие действия помочь не могут. Единственная надежда - отпустить себя, дать телу глубинный отдых и возможность вновь обрести равновесие и способность к саморегуляции.
Суть ВТОРОГО паттерна - как обращаться со своими потребностями. Дыхание снабжает тело энергией, поэтому в основе данного паттерна лежат циклы накопления и выброса энергии. Поверхностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению импульсов. Моя задача в этом случае - исследовать функции такого низкого энергетического уровня и возможности его повышения. Прототипом здесь может служить связь в раннем возрасте между процессами сосания и дыхания. Соответственно в энергетической работе с клиентом главным моментом является стимуляция импульсов вдоха. Я могу пытаться стимулировать вдох сильным, "засасывающим" надавливанием. В биосинтезе такое сочетание телесного контакта с дыханием называется "воздушный контакт". Однако во многих случаях реакция на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей. Например, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. Здесь помогают сопровождающие образы "источника жизни" и др. Могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Пульсация соединяет внутренний мир с внешним, наполняет энергией периферию тела, повышает его способность глубоко принять потенциально благоприятную внешнюю среду, чтобы переработать и вновь высвободить эту энергию.
Суть ТРЕТЬЕГО паттерна - сепарация и автономия. Для этого нужны границы, защищающие от того, чего я не хочу, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. Для работы с дыханием в рамках этого паттерна крайне важны две темы: равновесие границ и адекватность выражения.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.
Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. Как я защищаю мое пространство от угрозы вторжения? В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание,- так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп- сигналов.
Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр здесь широк: от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Центральная тема пульсации данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, интеграция "селф" с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.
Основная тема ЧЕТВЕРТОГО паттерна взаимодействия - "встреча и коммуникация". Этот паттерн включает в себя сексуальность и вопросы пола, но выходит за их пределы, в область базовых проблем человеческих отношений и смыслов. В терапевтической ситуации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности, а также опыт человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, в сочетании с экспрессивными возможностями голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Как уравновесить поток внутренних чувств и желаний с сохранением границ уважения друг к другу при таком контакте? И снова дыхание дает нам широкий спектр сигналов, указывающих на давние биографические проблемы. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, т.к. он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это он должен сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.
Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией.
Переживание глубоких человеческих чувств - благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья,- так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостью. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Дыхание сердца - глубинная основа нашего бытия.
В заключение я хотел бы сказать, что данный обзор о работе с паттернами взаимодействия может лишь выявить определенные перспективы. Однако он показывает, как осознавание этих четырех базовых паттернов помогает упростить управление переносом и контрпереносом. Они описывают набор тем и стратегий, которыми должен владеть телесно- ориентированный терапевт, чтобы грамотно работать с проблемами клиента. Для этого недостаточно иметь знания, опыт и способность к коммуникации, нужна также постоянная честность в отношении собственных слабостей и пристрастий в рамках этих паттернов. И, наконец, наши клиенты бросают нам вызов своей человеческой уникальностью
http://psy-treningcentr.narod.ru/rass_6.htm