Крымский государственный медицинский
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕИЯ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО
Кафедра медицинской биологии
К. Л. Лазарев, М. Ф. Ромашова, Н.С. Прохорова
Молекулярно-клеточный уровень организации жизни
Методические разработки
К практическим занятиям
По медицинской биологии
Симферополь
Рецензенты:
Барсуков Н. П. – доктор медицинских наук, профессор
Троценко Б.В. – доктор медицинских наук, профессор
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Медицинская биология как наука про основы жизнедеятельности человека, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости, индивидуального и эволюционного развития морфологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды в связи с биосоциальной сутью.
Современные этапы развития медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования.
Суть жизни. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты. Эволюционно организованы структурные уровни жизни; элементарные структуры уровней и основы биологических явлений, которые их характеризуют. Значение явлений про уровни организации живого для медицины.
Особое место человека в системе органического света. Отношение физико-химических, биологических и социальных явлений жизнедеятельности человека.
Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Техника изготовления временных микропрепаратов, изучение и описание.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1.4.1. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия.
а) виды микроскопов;
б) устройство микроскопа;
в.) правила работы с микроскопом;
г) этапы изготовления временного микропрепарата.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
а) установить микроскоп в рабочее положение; определить общее увеличение микроскопа при «малом» и «большом» увеличении;
б) рассмотреть под малым увеличением микроскопа асимметричную букву шрифта: сделать заключение о том, какое изображение дает световой микроскоп;
в) рассмотреть микропрепарат «Волос человека» под «малым» и «большим» увеличением и зарисовать:
г) изготовить временный препарат из волокон ваты, рассмотреть под микроскопом и зарисовать; на рисунке отметить артефакты в виде соринок и пузырьков воздуха.
РЕШЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА 1. При работе с микроскопом обнаружено, что все поле зрения затемнено. Какова причина затемнения ? Как ее устранить ?
ЗАДАЧА 2. Имеется мутное изображение объекта наблюдения. Как устранить этот дефект ?
ЗАДАЧА 3. При микроскопировании микропрепарат виден на «малом» увеличении, но не виден при «большом» увеличении. Какова причина этого? Как устранить возникший дефект ?
ЗАДАЧА 4. При микроскопировании обнаружено, что часть поля зрения освещена ярко, а часть затемнена. Какова причина ? Как устранить обнаруженный дефект ?
1.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ преподавателем и проверка правильности выполнения работ каждым студентом.
1.6. МЕСТО И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы.
ЛИТЕРАТУРА : основная (1), дополнительная (2).
1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004
1.2. Королев В.А.; Кривошеина Г.Н.; Полякова Э. Г. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – Киев: Вища школа, 1986.
2.1. Лазарев К. Л. Клетка и биология развития. Симферополь, 2000.
З А Н Я Т И Е 2
МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ЦИТОПЛАЗМЫ и ЯДРА
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ. Цитоплазма и цитоскелет. Циклоз. Органеллы цитоплазмы – мембраны и мембранные назначения и принципы функционирования. Включения в клетках и их функции.
Ядро – центральный информативный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Хромосомный и геномный уровни организации материала. Хроматин : эухроматин и гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клетки.
1.2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. Общая: Структурно- функциональная организация эукариотической клетки. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы. Вода, значение связей в процессах жизнедеятельности клетки. Органические структуры – углевместимость вещей живых организмов.
1.3. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.3.1. Уметь находить и определять на микропрепаратах клетки и их основные компоненты.
1.3.2. Получить представление о субмикроскопическом строении клеточных структур.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В настоящее время на планете Земля есть две основные формы жизни: неклеточная и клеточная.
Неклеточная форма жизни - это вирусы. Их объединяют в самостоятельную систематическую категорию Царство вирусы.
Клеточная форма жизни представлена огромным разнообразием клеток, которые существуют в виде самостоятельных одноклеточных организмов или входит в состав многоклеточных живых существ. Клеточная форма жизни существует в виде безъядерных структур (прокариот) и ядерных структур (эукариот). Различия между ними представлены в таблице.
Детальное изучение клеточных структур и их взаимодействия привело в середине нашего века к формированию представлений о клеточном уровне организации. Возникновение клетки сыграло решающую роль для прогресса жизни на нашей планете.
За последние 150 лет представления о клетке существенно изменились и расширились. Однако суть клеточной теории осталась неизменной.
Основные положения клеточной теории.
1.Клетка - элементарная структурно-функциональная единица живой материи.
2. Клетки различных организмов сохраняют одинаковый принцип строения.
3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.
Органеллы общего значения
Эндоплазматический ретикулум (ЭР) - разветвленная внутриклеточная структура, представленная системой субмикроскопических канальцев с расширениями - цистернами.. Существует два типа ЭР.
Гранулярный ЭР, мембраны которого содержат рибосомы (рис. 4) .
Рибосомы - это ультрамикроскопические сферические гранулы, состоящие из двух половинок - большой и малой субъединиц, а также рибосомальной РНК. Главное назначение их - участие в синтезе белка.
Гладкий ЭР несет мембраны, лишенные рибосом. Здесь происходит синтез липидов и углеводов. ЭР объединен с ядром клетки, поскольку наружная мембрана ядра непосредственно переходит в мембраны ЭР. Гладкий и гранулярный ЭР связаны друг с другом, но отличаются по составу содержащихся в них белков.
Митохондрии. Как показала электронная микроскопия, митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембрану (рис. 5).
|
![крымский государственный медицинский крымский государственный медицинский - student2.ru](/images/biologiya/krymskiy-gosudarstvennyy-medicinskiy-85011-5.gif)
![крымский государственный медицинский крымский государственный медицинский - student2.ru](/images/biologiya/krymskiy-gosudarstvennyy-medicinskiy-85011-6.gif)
Комплекс Гольджи.По данным электронной микроскопии он состоит издиктиосом. Каждая диктиосома представляет стопку плоских мешочков-цистерн (рис. 6). Число цистерн в одной диктиосоме 5 - 7. От краев цистерн отделяются микропузырьки.
Основная функция комплекса Гольджи заключается в накоплении и конденсации продуктов синтезируемых эндоплазматическим ретикулумом и в образовании лизосом.
Лизосомы. Лизосомы представляют сферические частицы размерами 0,5 - 2,0 мкм. Они имеют плотную липопротеиновую мембрану. содержат большой набор гидролитических ферментов. Они необходимы для процессов внутриклеточного пищеварения.
Другой важной функцией лизосом являетсяавтолиз- посмертное растворение структурных компонентов клетки под действием ферментов лизосом.
Центросома.. Типичная центросома представлена двумя центриолями Они соединенны перемычкой центродесмозой и окружены «лучистой» сферой - астросферой. При электронной микроскопии центриоли имеют вид цилиндра, стенки каждого образованы микротрубочками, собранными попарно. Центросома обеспечивает процесс митоза, формируя митотический аппарат клетки.
Пластиды – органеллы свойственные автотрофным клеткам, способных к синтезу органических соединений. Пластиды отличаются по окраске:
1) бесцветные – лейкопласты,
2) окрашенные в зеленый цвет – хлоропласты,
3) различные желто-красные оттенки – хромопласты.
Все пластиды имеют мембранный принцип строения. Наиболее сложно организованы хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, необходимый для фотосинтеза. Тело хлоропласта состоит из белков и липидов. Внутренняя мембрана хлоропласта ограничивает большую центральную область называемую строма. Она пронизана системой параллельных дисковидных мешочков, возникших в результате впячивания внутренней мембраны.. Этотилакоиды, содержащие фотосинтезирующую систему поглощения света и цепь транспорта электронов. В строме также находятся рибосомы, крахмальные зерна и цитоплазматическая ДНК.
Органеллы специального значения
Реснички и жгутики встречаются у одноклеточных организмов (бактерии, простейшие) и у клеток в составе тканей (клетки эпителия трахеи). Они связаны с элементами движения, которые характерны определенным видам клеток.
Миофибриллы имеются в мышечных клетках и обеспечивают сокращение мыщц.
Нейрофибриллы - являются обязательным компонентом многих нервных клеток и их отростков. Участвуют в передаче возбуждения.
Включения - непостоянные компоненты клетки, возникающие в результате внутриклеточного метаболизма или других процессов жизнедеятельности клетки.
В функциональном отношении все включения подразделяются на три группы: трофические, секреторные и специальные,
Трофические включения отражают повседневный метаболизм клетки. Они представлены гранулами гликогена, белковыми зернами, каплями жира.
Секреторные включения характерны, в основном, для железистых клеток.
Специальные включения присутствуют в высокоспециализированных клетках. К этой группе относят гранулы пигмента меланина, плотно заполняющего цитоплазму меланоцитов - особых клеток с защитной функцией.
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Структурно – функциональная организация эукариотической клетки. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы. Вода значение водных связей в процессах жизнедеятельности клетки. Органические связи – углевместимость вещей живых организмов. Цитоплазма и цитоскелет , Циклоз. Органеллы цитоплазмы мембранные и немембранные, назначение и принципы функционирования. Включения в клетках их функции.
Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала.Хроматин: еухроматин, гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клеток.
КРОК 1
1. При биохимческом анализе клеток человека была получена ДНК, отличающаяся по составу от хромомсомной ДНК. Эта нуклеиновая кислота была получена из: А. Рибосом; В. Пластинчатого комплекса; С. Гладкой эндоплазматической сети Д. Митохондрий; Е. Лизосом. | 2. У человека в клетках кишечного эпителия происходит синтез видоспецифичных жиров и липидов. Этот процесс происходит в: А. Митохондриях В. Пластинчатом комплексе Гольджи С. Лизосомах Д. Гладкой эндоплазматической сети Е. Гранулярной эндоплазматической сети. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать:
а) микропрепарат «Пленка кожицы лука»,
б) микропрепарат «Эритроциты лягушки»,
в) микропрепарат «Эритроциты человека».
2. Изготовить и изучить временные микропрепараты живой растительной клетки из мякоти помидора и кожицы листа.
3. Зарисовать схему строения клетки, отметить детали строения клетки.
КРОК 1
1. Клетку лабораторного животного подвергли избыточному рентгеновскому облучению. В результате образовались белковые фрагменты в цитоплазме. Какой органоид клетки примет участие в их утилизации? А. Комплекс Гольджи. В. Рибосомы. С. Эндоплазматический ретикулум. Д. Лизосомы. Е. Центросомы | 2. В клетку путем фагоцитоза поступили высокомолекулярные соединения - белки и углеводы. Клетка синтезировала собственные соединения протеогликаны и выделила их в виде оформленных капель секрета. Какие из органелл клетки включены в работу на завершающем этапе, связанном с формированием капель секрета? А. Гладкая эндоплазматическая сеть. В. Лизосомы. С. Гранулярная ЭПС Д. Свободные рибосомы цитоплазмы. Е. Пластинчатый комплекс Гольджи. |
3. Как называется процесс синтеза АТФ, идущий сопряженно с реакциями окисления при участии системы ферментов митохондрий? А.Восстановительное фосфорилирование B. Свободное окисление C.Окислительное фосфорилирование D.Фотосинтетическое фосфорилирование E. Субстратное фосфорилирование | 4. Женщине 67 лет удалена опухоль матки. При гистологическом исследовании в опухолевых клетках найдены многополюсные митозы. С нарушением состояния каких органелл клетки связано проявления многополюсных митозов? А. Вторичных лизосом. В. Гладкой эндоплазматической сетки С. Гранулярной ЭПС Д. Пероксисом. Е. Центриолей. |
5. После удаления зуба у пациента образовалась раневая поверхность, где произошла активная регенерация. Определите, какие из органелл обеспечили регенерацию тканей. А. Лизосомы В. Рибосомы С. Пероксисомы D. Митохондрии. Е. Центросомы | 6. В клетках курящего человека произошло разрушение комплекса Гольджи. После этого нарушилась функция: А. биосинтез белка В. сокращение мышечных волокон С. накопление различных веществ D. формирование рибосом Е. процесс деления клетки. |
7. При исследовании некоторых органоидов клетки в них обнаружены собственные нуклеиновые кислоты, содержащие урацил. Это органоиды: А Клеточный центр; В. Пластинчатый комплекс С. Хромосомы; D. Микротрубочки Е. Рибосомы | 8. В растущих тканях организма человека непрерывно синтезируются специфичные клеточные белки. Этот процесс происходит благодаря работе: А. Лизосом В. Рибосом; С. Клеточного центра; Д. Гладкой ЭПС; Е. Ядрышка. |
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом.
1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. Оснащение занятия: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы.
Литература:основная (1) и дополнительная(2).
1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004
1.2. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – М.: Медицина, 1987.
1.3. Биология /Под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Медицина, 1984.
1.4. Королев В.А. с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – Киев: Вища школа, 1986.
1.5. Королев В.А. Лекции по медицинской биологии. - Киев: Вища школа, 1993.
2.1. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Биология живой клетки. – Симферополь, 1999.
2.2. Лазарев К. Л. Клетка и биология развития. Симферополь, 2000.
2.3. Лазарев К.Л., Демиденко Л.А. Медико-биологический словарь-спра-вочник – Сиферополь: Ната, 2003.
З А Н Я Т И Е 3
КЛЕТОЧНЫЕ МЕМБРАНЫ. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ПЛАЗМоЛЕМУ
1.1. Значение темы. Изучение микроскопического строения клеточных мембран позволяет глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствует внедрению в практику новых методов диагностики и лечения.
1.2. 1.2. Цели занятия. Общая: Получить представление о структуре и функции клеточных мембрат и о процессах трансмембранного переноса веществ.
1.3. 1.3. Конкретные цели занятия:
1.3.1.Уметь находить и определять на микропрепаратах клетки и их основные компоненты.
1.3.2.Получить представление о строении клеточных мембран.
Клеточная мембрана
Клетка со всех сторон окрухена плотно прилегающей мембраной, которая приспосабливается к любому изменению её формы с кажущейся лёгкой пластичностью. Эта мембрана называется плазматической мембраной, или плазмалеммой (греч. plasma - форма; lemma - оболочка).
Клеточная мембрана или плазмолема,представляет тонкую биологическую пленку, которая ограничивает клетку. Все известные биологические мембраны образуют замкнутые пространства – компартменты. Таким образом, главная функция клеточной мембраны – обеспечить поступление в клетку веществ и сохранить постоянство ее состава, то есть клеточной.
Все клетки отделены от окружающей среды плазматической мембраной. Клеточные мембраны не являются непроницаемыми барьерами. Клетки способны регулировать количество и тип проходящих через мембраны веществ, а часто и направление движения.
Общая характеристика клеточных мембран:
- Разные типы мембран различаются по своей толщине, но в большинстве случаев толщина мембран составляет 5 - 10 нм; например, толщина плазматической мембраны равна 7,5 нм.
- Мембраны - это липопротеиновые структуры (липид + белок). К некоторым липидным и белковым молекулам на внешних поверхностях присоединены углеводные компоненты (гликозильные группы). Обычно на долю углевода в мембране приходится от 2 до 10%.
- Липиды образуют бислой. Это объясняется тем, что их молекулы имеют полярные головы и неполярные хвосты.
- Мембранные белки выполняют различные функции: транспорт веществ, ферментативная активность, перенос электронов, преобразование энергии, рецепторная активность.
- На поверхностях гликопротеинов находятся гликозильные группы - разветвлённые олигосахаридные цепи, напоминающие антенны. Эти гликозильные группы связаны с механизмом распознавания.
- Две стороны мембраны могут отличаться одна от другой и по составу, и по свойствам.
Рис 7.В настоящее время наибольшим признанием пользуется жидкостно-мозаичная модель мембраны, предложенная в 1972 году Сингером и Николсоном (Singer, Nicolson). Согласно этой модели мембрана состоит из бислоя липидов, в котором плавают (или закреплены) белковые молекулы, образуя в нём своеобразную мозаику. Мембранные белки могут пронизывать бислой насквозь (интегральный белок - 1), примыкать к бислою (периферический белок - 2) или погружаться в него. Многие белки мембраны являются гликопротеинами (3), а мембранообразующие липиды - гликолипидами (4). на схеме также показаны: холестерол (5); углевод (6); элементы цитоскелета (7).
Функции клеточных мембран:
· ограничение клеточного содержимого от окружающей среды
· регуляция обменных процессов на границе "клетка - окружающая среда"
· передача гормональных и внешних сигналов, контролирующих рост и дифференцировку клеток
· участие в процессе клеточного деления.
Типы проникновения веществ в клетку через мембраны
Транспорт через мембраны жизненно важен, т.к. он обеспечивает:
· соответствующее значение рН и концентрации ионов
· доставку питательных веществ
· выведение токсичных отходов
· секрецию различных полезных веществ
· создание ионных градиентов, необходимых для нервной и мышечной активности.
Регуляция обмена веществ через мембраны зависит от физических и химических свойств мембран и идущих через них ионов или молекул.
Вода - основное вещество, поступающее в клетки и выходящее из них. Движение воды как в живых системах, так и в неживой природе подчиняется законам объёмного потока и диффузии. Объёмный поток - это общее движение воды (или другой жидкости), которое происходит благодаря разнице в потенциальной энергии воды, обычно называемой водным потенциалом.
Другой источник водного потенциала - давление. Вода перемещается из области более высокого водного потенциала в область более низкого независимо от причины, создающей это различие. Например, вода, находящаяся на вершине водопада, обладает потенциальной энергией. При падении воды, её потенциальная энергия переходит в кинетическую, которая может быть превращена в механическую и способна совершить работу.
Диффузия - это распространение вещества в результате движения их ионов или молекул, которые стремятся выровнять свою концентрацию в системе.
Признаки диффузии: каждая молекула движется независимо от других; эти движения хаотичны. Диффузия - процесс медленный. Но она может быть ускорена в результате тока плазмы, метаболической активности.
Обычно вещества синтезируются в одном участке клетки, а потребляются в другом. Т. о. устанавливается концентрационный градиент, и вещества могут диффундировать по градиенту из места образования к месту потребления.
Органические молекулы, как правило, полярны. Поэтому они не могут свободно диффундировать через липидный барьер клеточных мембран. Однако двуокись углерода, кислород и другие вещества, растворимые в липидах, проходят через мембраны свободно. В обе стороны проходит вода и некоторые мелкие ионы.
Пропуская воду, клеточные мембраны в то же время не пропускают большинство растворённых в ней веществ. Такие мембраны называют полупроницаемыми, а диффузию через такие мембраны - осмосом.
Эндоцитоз и экзоцитоз
Эндоцитоз и экзоцитоз - это два активных процесса, посредством которых различные материалы транспортируются через мембрану либо в клетки (эндоцитоз), либо из клеток (экзоцитоз). При эндоцитозе плазматическая мембрана образует впячивания или выросты, которые затем, отшнуровываясь, превращаются в пузырьки или вакуоли. Различают два типа эндоцитоза:
1. Фагоцитоз - поглощение твёрдых частиц. Специализированные клетки, осуществляющие фагоцитоз, называются фагоцитами.
Рис 8.Макрофаг, фагоцитирующий
две красные кровяные клетки
2. Пиноцитоз - поглощение жидкого материала (раствор, коллоидный раствор, суспензия). Часто при этом образуются очень мелкие пузырьки (микропиноцитоз).
Экзоцитоз - процесс, обратный эндоцитозу. Таким способом выводятся гормоны, полисахариды, белки, жировые капли и другие продукты клетки. Они заключаются в пузырьки, ограниченные мембраной, и подходят к плазмалемме. Обе мембраны сливаются, и содержимое пузырька выводится в среду, окружающее клетку.
Na-K насос
Одной из важнейших и наиболее изученных систем активного транспорта в клетках животных является Na-K насос. Большинство клеток животных поддерживают разные градиенты концентрации ионов натрия и калия по разные стороны плазматической мембраны: внутри клетки сохраняется низкая концентрация ионов натрия и высокая концентрация ионов калия. Энергия, необходимая для работы Na-K насоса, поставляется молекулами АТФ, образующимися при дыхании. О значении этой системы для всего организма свидетельствует тот факт, что у находящегося в покое животного более трети АТФ затрачивается на обеспечение работы этого насоса.
Рис 9. Модель работы Na-K насоса
А. Ион натрия в цитоплазме соединяется с молекулой транспортного белка.
Б. Реакция с участием АТФ, в результате которой фосфатная группа (Р) присоединяется к белку, а АДФ высвобождается.
В. Фосфорилирование индуцирует изменение конформации белка, что приводит к высвобождению ионов натрия за пределами клетки
Г. Ион калия во внеклеточном пространстве связывается с транспортным белком (Д), который в этой форме более приспособлен для соединения с ионами калия, чем с ионами натрия.
Е. Фосфатная группа отщепляется от белка, вызывая восстановление первоначальной формы, а ион калия высвобождается в цитоплазму. Транспортный белок теперь готов к выносу другого иона натрия из клетки.
Типы обменных процессов
Совокупность всех реакций биосинтеза принято называть ассимиляцией (лат. ассимиляцию – уподобление), или пластическим обменом. В се реакции пластического обмена идут с поглощением энергии.
Противоположный процесс – распад и окисление клеткой органических соединений – носит название диссимиляции. (лат. диссимиляцию-делать неподобным).или энергетического обмена. Все реакции этого процесса идут с выделением энергии.
АТФ как источник клеточной энергии.Для того чтобы осуществлять и выполнять определенные функции клетка нуждается в энергии. Энергия, приобретаемая клеткой сохраняется главным образом в виде молекул аденозитрифосфата – АТФ (аденозитрифосфорная кислота). Молекула АТФ является нуклеотидом, так как состоит из азотистого основания – аделина, сахара, рибозы и трех фосфатных групп (остатки фосфорной кислоты).
АТФ - это макроэргическое соединение, поскольку в двух фосфатных связях накапливается большое количество энергии. Химические связи которыми соединены молекулы фосфорной кислоты, неустойчивы. Под действием фермента АТФ – в ходе гидролиза (присоединения воды) один богатый энергией остаток фосфорной кислоты отщепляется от молекулы АТФ с образованием аденозиндифосфата АТФ и выделением энергии в количестве около 40 кДж/моль. Указанный процесс называется дефосфорилированием.
Обратное явление переход АДФ в АТФ путем присоединения неорганического фосфата – фосфорилированием. Накопление и концентрация энергии в макроэнергетических фосфатных связях при образовании АТФ происходит в ходе энергетического обмена, а также во время фотосинтеза.
Образование АТФ в процессе энергетического обмена.
Энергетическим обменом или диссимиляцией называются процессы распада и окисления клеткой органических соединений. Внутриклеточный этап энергетического обмена подразделяется на два периода.
Первый период безкислородный (анаэробный). Глюкоза поступает из крови в цитоплазму клеток, где под действием ферментов преобразуется в две молекулы молочной кислоты. В реакции участвуют АДФ и Н2 РО4.
С6Н2 О6 + 2Н3 РО4 + 2АДФ → С 3Н6 О3 + 2АТФ + 2Н2О
Образование двух молекул АТФ из одной молекулы глюкозы в целом мало эффективно. Количество выделяемой энергии невелико 200 кДж. Основные процессы связанные с накоплением энергии, происходит во втором периоде.
Второй период – кислородный (аэробный)называют окислительным фосфолирированием (клеточное дыхание). Входе его наблюдается полное кислородное расщепление молочной кислоты до двуокиси углерода СО2. Происходит освобождение атомов водорода Н ( водород выделяется из углеводов в результате прохождения ими сложного ряда химических превращений, называемых циклом Кребса).
Реакция протекает с участием АДФ и Н3 РО4.
2С2 Н6 О3 + 6О + 36АДФ + 36НРО → 6СО + 36 АТФ + 42НО
При этом выделяется большое колличество энергии 2600 кДж. Окислительное фосфорирование совершается в митохондриях клеток. Атомы водорода Н (электроны и протоны) переносятся на систему ферментов в митохондриальной мембране. Здесь они окисляются, то есть теряют электроны: Н 2 __- 2 е → 2Н+. Образуются свободные электроны е и ионы водорода Н + (протоны). В ходе дыхания элетктроны несколько раз пересекают мембрану вынося протоны Н+ в наружную поверхность. Количество положительно заряженных протонов там резко возрастает. Возникает градиент концентрации протонов и электрический потенциал. Благодаря ему протоны стремятся вернутся назад во внутрь.
ПРОВЕРКА ИСхОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Клетка как открытая система. Ассимиляция, диссимиляция. Клеточные мембраны. Их структура и функции. Принцип компартментации Рецепторы клеток. Транспорт веществ через плазмолему. Организация потоков веществ и энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Энергетическое обеспечение клеток АТФ. Разделение энергии. Этапы энергетического обмена. Энергетическое обеспечение клеток АТФ, Разделение энергии.
КРОК 1
1. На практическом занятии по биологии клеток студенты изучали плазматическую мембрану. Преподаватель спросил, как в клетку попадают макромолекулы, которые связываются со специфическими рецепторами на поверхности клетки? А. через ионные каналы благодаря В. эндоцитозу С. с помощью белков переносщиков которые перемещаются наподобие вращающейся двери Д. путем пассивного транпорта Е. благодаря работе натрий –калиевого насоса. | 2. При электронно-микроскопичес-ком изучении клетки выявлена трехслойная ультраструктура, которая ограничивает цитоплазму. Внешняя поверхность ее представлена гликокаликсом, внутрення – лабильными белками. Что представляет собой эта ультраструктура? А. цитоскелет В. оболочка ядра С. плазмолемма Д. ЭПС гладкая Е. ЭПС гранулярная. |
3. Вследствие полного (анаэробного и аэробного) распада одного моля глюкозы в клетках человека высвободилась энергия. Часть ее рассеялась, а часть была аккумулирована в виде: А. 2 молей АДФ А В. 2 молей АТФ С. 36 молей Д. 38 молей Е. 40 молей | 4. С помощью электронной микроскопии обнаружено, что поверхность большинства клеток образует многочисленные выросты цитоплазмы. Какой процесс активно происходит в этих клетках? А. биосинтез белка В. фагоцитоз С. биологическое окисление Д. диффузия Е. Синтез АТФ. |
1.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ преподавателем и проверка правильности выполнения работ каждым студентом.
1.6. МЕСТО И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы.
ЛИТЕРАТУРА: основная (1), дополнительная (2).
1.1. В.П. Пишак Биология медицинская Винница 2004
1.3. Королев В.А. Лекции по медицинской биологии. - Киев: Вища школа, 1993.
1.5. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. – М.: Медицина, 1993.
2.1. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Биология живой клетки. – Симферополь, 1999.
ЗАНЯТИЕ 4
КРОК 1
1. При обследовании 2-х месячного мальчика педиатр обратил внимание, что плач ребенка похож на кошачье мяуканье. Кроме того, у ребенка отмечались микроцефалия и порок сердца. Его кариотип 46, ху, 5р-. В какую стадию митоза был исследован кариотип?
А. Интерфаза,
В. Профаза,
С. Метафаза,
D. Анафаза,
Е. Телофаза.
2. Известно, что в интерфазных ядрах мужских соматических клеток в норме содержится не более 0-5 % глыбок полового хроматина, а в женских 60-70%. С какой целью в практической медицине используют определение глыбок полового хроматина?
А. Для изучения структуры Х-половой хромосомы,
В. Для экспресс-диагностики пола человека,
С. Для изучения структуры У-половой хромосомы,
D. Для определения кариотипа,
Е. Для изучения структуры аутосом
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы.
1.8. Литература основная (I) и дополнительная (II):
(I) 1. Биология (под ред. Ярыгина В.Н.), М., Медицина, 1999.
2.Слюсарев А.А., Жукова С.Н. Биология, Вища школа, 1987, с. 85-97.
З. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. Медицина, 1993,
(II) 4. Альюин В. Гены, Мир, 1987.
5. Георгиев Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия, Мир, 1987.
6. Инге-Вечтамов A.B., Введение в молекулярную генетику, 1987.
7. Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. «Общая медицинская генетика». Москва 2003
ЗАНЯТИЕ 5
КРОК 1
1. Нуклеиновая кислота ДНК состоит из двух комплементарных цепей, способных к самокопированию — репликации, что обеспечивается особенностями ее химической организации. Как называется способ удвоения молекул ДНК? А. Полуконсервативный В. Матричный С. Полимеразный D. Cинтетический Е. Консервативный | 2) В эукариотческих клетках молекулы ДНК находятся не только в ядре, но и в цитоплазме. В какой органелле имеется ДНК? А. рибосомы В. митохондрии С. лизосомы Д. комплекс Гольджи Е. эндоплазматическая сеть |
1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы.
Литература основная (I) и дополнительная (II):
(I) 1. Медицинская биология (под. редакцией Пишак В.Н.), Винница, 2004, с. 82 – 94.
2. Биология (под ред. Ярыгина В.Н.), М., Медицина, 2004.
3.Слюсарев А.А., Жукова С.Н. Биология, Вища школа, 1987, с. 85-97.
4. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. Медицина, 1993,
(II) 4. Альюин В. Гены, Мир, 1987.
5. Георгиев Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия, Мир, 1987.
6. Инге-Вечтамов A.B., Введение в молекулярную генетику, 1987.
7. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Живая клетка. Симферополь, 1996, с.34-44.
8. Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. «Общая медицинская генетика». Москва, 2003.
ЗАНЯТИЕ 6
Генетический код и-рнк
первый нуклеотид триплета (5 – конец) | второй нуклеотид триплета | третий нуклеотид триплета (3-конец) | |||
а | г | у | ц | ||
а | лиз лиз асн асн | арг арг сер сер | иле мет иле иле | тре тре тре тре | а г у ц |
г | глу глу асп асп | гли гли гли гли | вал вал вал вал | ала ала ала ала | а г у ц |
у | стоп стоп тир тир | стоп три цис цис | лей лей фен фен | сер сер сер сер | а г у ц |
ц | глн глн гис гис | арг арг арг арг | лей лей лей лей | про про про про | а г у ц |
КРОК 1
1. Под действием мутагена в гене изменился состав нескольких триплетов, но несмотря на это клетк |