Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.
Выпускник научиться:
· Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
· Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
· Владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
· Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
· аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатовне выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Изучение курса «Биология» в 7 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).
Личностные результаты:
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• формирование и развитие ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение применять полученные знания в практической деятельности;
• осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
• формирование личного позитивного отношения к окружающему миру, уважительного отношения к окружающим; терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
• понимать смысл биологических терминов;
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
• осуществлять элементарные биологические исследования;
• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
• распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
• устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
• приводить примеры животных разных систематических групп;
• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
• характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
• оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии;
• выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп; находить сходство в строении животных разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
• объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;
• составлять элементарные цепи питания;
• различать группы живых организмов в зависимости от роли, которую они играют в биоценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;
• объяснять причины устойчивости биоценозов; сравнивать естественные и искусственные биоценозы;
• объяснять роль животных в круговороте веществ в биосфере; определять роль животных в природе и в жизни человека;
• обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении животного мира;
• формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• демонстрировать знание правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
3) в сфере трудовой деятельности:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
• владеть навыками ухода за домашними животными;
• проводить наблюдения за животными;
4) в сфере физической деятельности:
• уметь оказать первую помощь при укусах ядовитых и хищных животных;
5) в эстетической сфере:
• оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Планируемые результаты изучения курса к концу 7 класса
Изучение курса биологии в 7 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как представителей самостоятельного царства живой природы;
• выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп;
• приводить доказательства эволюции и общности происхождения живых организмов;
• различать по внешнему виду и описанию организмы различных систематических групп царства Животные и выделять их отличительные признаки; осуществлять классификацию животных;
• характеризовать приспособления животных разных систематических групп к условиям различных сред обитания, приводить примеры таких приспособлений;
• демонстрировать навыки оказания первой помощи пострадавшим при укусах животных;
• описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;
• применять методы биологической науки для изучения животных — проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов — приводить доказательства,
классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников, практическую значимость животных в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять эстетические достоинства животных разных систематических групп;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы — признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы;
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ (КУРС У) 7 класс
№ п/п | Раздел/ Темы урока | Кол-во часов | Содержание | Тип урока | Формы контроля | Вид деятельности ученика | Домаш- нее задание |
Введение (2ч) | |||||||
1. | История развития зоологии (1/1) | Общие сведения о животном мире. История изучения животных. Методы изучения животных | УОНЗ | Текущий Ф | Знакомство с учебником. Определение понятий: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описание и сравнение царств органического мира. Характеристика этапов развития зоологии. Классификация животных. Знакомство с методическим аппаратом и правилами работы с учебником. Сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Заполнение схемы «Царства живой природы» | §1 | |
Современная зоология (1/2) | Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с текстом учебника. Определение понятий: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составление схемы «Структура науки зоологии». Сотрудничество с учащимися класса при обсуждении информации о значении зоологических знаний, о роли и значении животных в природе и жизни человека. Объяснение необходимости рационального использования животного мира и его охраны. Знакомство с Красной книгой | §2 | ||
Раздел I Многообразие животных (36 часов) | |||||||
Глава 1 Простейшие (2ч) | |||||||
Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники (1/3) | Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | УОМН | Текущий И | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Определение понятий: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнение и поиск сходства и различий простейших с растениями, систематизация знаний при заполнении таблицы «Сходства и различия простейших животных и растений». Работа с микроскопом. Знакомство с многообразием простейших; особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполнение самостоятельных наблюдений простейших в культурах. Оформление отчета, включающее ход наблюдения и выводы. Сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | §3 | ||
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории (2/4) | Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы | УОНЗ | Текущий И | Работа с текстом учебника. Определение понятий: «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизация знаний при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомство с многообразием простейших; особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | §4 | ||
Глава 2 Многоклеточные животные (34ч) | |||||||
Беспозвоночные (16 ч) | |||||||
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные (1/5) | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Г | Работа с текстом, рисунками учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Определение понятий: «ткань», «рефлекс», «губки», «скелетные иглы», «клетки»; «специализация клеток», «слои клеток: наружный, внутренний». Систематизация знаний при заполнении таблицы «Характерные черты строения губок». Получение информации о появлении тканей, объединение ткани в органы, органов в системы органов; возникновении симметрии (лучевой и двусторонней), отсутствие внутреннего осевого скелета, подразделение на двухслойных и трехслойных животных. Классификация типа губок. Выявление отличий между представителями различных классов | §5 | ||
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы (2/6) | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма | УОНЗ | Текущий И | Работа с текстом, рисунками учебника. Определение понятий: «двухслойное животное», «кишечная полость», «симметрия радиальная», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «клетки стрекательные», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Характеристика типа кишечнополостных. Систематика типа кишечнополостных. Выявление отличительных признаков между представителями разных классов. Сотрудничество с учащимися класса. Получение информации о значении кишечнополостных в природе и жизни человека | §6 | ||
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные (3/7) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с текстом учебника, Определение понятий: «орган», «система органов», «трехслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «хозяин окончательный», «чередование поколений». Знакомство с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Наблюдение за животными, обсуждение результатов работы. Характеристика типа. Умение применять полученные знания в практической жизни | §7 | ||
Тип Круглые черви (4/8) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 2«Знакомство с многообразием круглых червей» | УОМН | Текущий И | Определение понятий: «первичная полость тела»; «системы: пищеварительная, выделительная, половая»; «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Характеристика типа. Работа с микроскопом, обсуждение результатов работы. Умение применять полученные знания в практической жизни | §8 | ||
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты (5/9) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с текстом учебника, обсуждение сообщений. Определение понятий: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Характеристика типа. Систематика кольчатых червей | §9 | ||
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки (6/10) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя» | УОМН | Текущий И | Определение понятий: «олигохеты», «диапауза», «защитная капсула», «пиявки», «гирудин», «анабиоз». Получение биологической информации из различных источников. Выполнение непосредственных наблюдений за дождевыми червями, обсуждение результатов исследования. Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результат, выводы. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика типов плоских, круглых и кольчатых червей» | §10 | ||
Тип Моллюски (7/11) | Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | УОМН | Текущий И | Определение понятий: моллюски», «раковина» «мантия», «мантийная полость», «легкое», «жабры», «сердце», «терка», «железы: пищеварительная, слюнные»; «глаза», «почки», «дифференциация тела». Наблюдение за живыми животными, обсуждение результатов исследования | §11 | ||
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие(8/12) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин | УОНЗ | Текущий И | Работа с тестом, иллюстрациями учебника; сотрудничество с другими учащимися класса. Определение понятий: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявление отличий между классами | §12 | ||
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры (9/13) | Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звезд и других иглокожих; видеофильма | УОНЗ | Текущий Ф | Определение понятий: «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Сравнение животных разных классов между собой, выявление сходства и отличия. Работа с текстом учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | §13 | ||
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные (10/14) | Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными». Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОМН | Текущий И | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Определение понятий: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина — ловчая сеть»; «легочные мешки и трахеи», «жаберный, легочный, трахейный типы дыхания», «партеногенез». Выполнение наблюдений за ракообразными. Оформление отчета, включающего описание и наблюдение, его результаты и выводы. Иллюстрация примерами значения ракообразных в природе и жизни человека | §14 | ||
Класс Насекомые(11/15) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | УОМН | Текущий И | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Определение понятий: «насекомые», «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». Выполнение непосредственных наблюдений за насекомыми. Самооценка учащимися своей экологической культуры. Оформление отчета, включающего описание и наблюдение, его результаты и выводы. Заполнение таблицы «Сходства и различия классов паукообразных, ракообразных и насекомых» | §15 | ||
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки (12/16) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Определение понятий: «таракановые», «прямокрылые», «уховертки», «поденки». Работа с текстом параграфа. Аргументация своей позиции; сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Презентация изучаемого материала с помощью ИКТ | §16 | ||
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы (13/17) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Работа учащихся с текстом и рисунками учебника. Определение понятий: «стрекозы», «вши», «жесткокрылые, или жуки», «полужесткокрылые, или клопы»; «развитие с превращением: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое». Аргументация своей позиции; сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Заполнение таблицы «Приспособленность насекомых к среде обитания» | §17 | ||
Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи (14/18) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Работа учащихся с текстом и рисунками учебника, анализ таксономических групп насекомых. Определение понятий: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи». Презентация изучаемого материала с по- мощью компьютерных технологий. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика отрядов насекомых» | §18 | ||
Отряд насекомых: Перепончатокрылые (15/19) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Определение понятий: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «пчелы: матка, трутни, рабочие»; «мед», «прополис», «воск», «соты». Иллюстрация примерами значения перепончатокрылых в природе и жизни человека. Работа с учебником; Обсуждение сообщений учащихся; аргументация своей позиции | §19 | ||
Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» (16/20) | УР | Тематичес- кий тестовый контроль №1 | Сравнение животных изучаемых классов и типов между собой. Обобщение знаний. Выполняют тестовое задание; формируют выводы; заполняют таблицы; осуществляют самооценку усвоения материала | §§3-19 | |||
Позвоночные (18 ч) | |||||||
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные (17/21) | Класс Ланцетники. Надкласс: Рыбы круглоротые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Предварительный Ф | Работа с рисунками и текстом учебника. Заполнение схемы «Классификация типа Хордовые». Определение понятий: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок», «бесчерепные», «ланцетники», «черепные, или позвоночные». Заполнение таблицы «Общая характеристика типа Хордовые». Получение информации о значении данных животных в природе и жизни человека | §20 | ||
Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные (18/22) | Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | УОМН | Текущий И | Работа с рисунками и текстом учебника. Определение понятий: «хрящевые рыбы», «костные рыбы», «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой, костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполнение непосредственных наблюдений за рыбами. Оформление отчета, включающего описание наблюдений, их результаты и выводы | §21 | ||
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные (19/23) | Многообразие хрящевых рыб. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с рисунками и текстом учебника. Определение понятия «хрящевые рыбы: акулы, скаты, химеры». Работа с дополнительными источниками информации | §22 | ||
Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные (20/24) | Многообразие костных рыб. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с рисунками и текстом учебника. Определение понятий: «костные рыбы: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные», «нерест», «проходные рыбы». Выявление черт сходства и отличия у представителей данных отрядов. Определение путей увеличения численности промысловых рыб. Работа с дополнительными источниками информации. Заполнение таблицы «Характеристика основных групп рыб» | §23 | ||
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые (21/25) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с рисунками и текстом учебника. Определение понятий: «земноводные: безногие, хвостатые, бесхвостые»; «головастик»; «легкие». Выявление отличий в строении рыб и земноводных. Определение роли земноводных в природе. Работа с текстом, рисунками учебника; обсуждение сообщений учащихся, высказывание впечатлений. Взаимопроверка таблицы «Характеристика основных групп рыб» | §24 | ||
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые (22/26) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с рисунками и текстом учебника, обсуждение сообщений, сотрудничество с учащимися. Определение понятий: «внутреннее оплодотворение»; «диафрагма»; «кора больших полушарий». Использование полученных знаний в жизни. Понимание сложившихся взаимосвязей в природе. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика земноводных и пресмыкающихся» | §25 | ||
Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы (23/27) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Формируемое понятие — «панцирь». Сравнение изучаемых групп животных между собой. Работа с учебником и дополнительной литературой, работа с рисунками, обсуждение сообщений, сотрудничество с учащимися. Заполнение таблицы «Характеристика пресмыкающихся» | §26 Заполнить таблицу | ||
Класс Птицы. Отряд Пингвины (24/28) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птиц» | УОМН | Текущий И | Работа с текстом и рисунками учебника, обсуждение сообщений учащихся. Определения понятий: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Выполнение непосредственных наблюдений за внешним строением птиц. Оформление отчета, включающего описание и наблюдение, его результаты и выводы. Заполнение таблицы «Особенности внешнего строения птиц» | §27 | ||
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные (25/29) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с текстом и рисунками учебника. Определение понятий: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявление признаков сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных | §28 | ||
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные(26/30) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Работа с текстом и рисунками учебника. Определение понятий: «хищные и растительноядные птицы», «оседлые, кочующие и перелетные птицы». Изучение взаимосвязей, сложившихся в природе. Определение путей повышения численности хищных птиц | §29 | ||
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые (27/31) | Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | УОНЗ | Текущий Ф | Определение понятий: «насекомоядные», «зерноядные», «всеядные». Работа с учебником и дополнительной литературой. Сотрудничество с учащимися в группе. Подготовка презентации подготовленных материалов. Заполнение таблицы «Характеристика отрядов птиц» | §30 | ||
Экскурсия «Изучение многообразия птиц» (28/32) | Знакомство с местными видами птиц в природе, зоопарке или в музее | УОМН | Текущий Г | Работа в группах по изучению разнообразия птиц. Определение понятия «приспособленность». Отработка правил поведения на экскурсии. Сотрудничество с учащимися в группе при проведении наблюдений, обсуждении их результатов и объяснении методики подготовки отчета, включающего описание экскурсии, ее результатов и выводов | Отчет об экскурсии | ||
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые (29/33) | <