Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека.
Раздел 3
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции, Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Среда-источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Авторская программа | Рабочая программа по классам | ||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
Раздел 1. Живые организмы | |||||||
1. | Тема 1.Биология – наука о живом мире | ||||||
2. | Тема 2. Многообразие живых организмов | ||||||
3. | Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля | ||||||
4. | Тема 4.Человек на планете Земля | ||||||
Итого: | 35 ч | ||||||
5. | Тема 1. Наука о растениях - ботаника | ||||||
6. | Тема 2. Органы растений | ||||||
7. | Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений | ||||||
8. | Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира | ||||||
9. | Тема 5. Природные сообщества | ||||||
Итого: | |||||||
10. | Тема 1. Общие сведения о мире животных | ||||||
11. | Тема 2. Строение тела животных | ||||||
12. | Тема 3. Подцарство Простейшие, или одноклеточные | ||||||
13. | Тема 4. Подцарство Многоклеточные | ||||||
14. | Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | ||||||
15. | Тема 6. Тип Моллюски | ||||||
16. | Тема 7. Тип Членистоногие | ||||||
17. | Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | ||||||
18. | Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии | ||||||
19. | Тема 10.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | ||||||
20. | Тема 11. Класс Птицы | ||||||
21. | Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери | ||||||
22. | Тема 13. Развитие животного мира на Земле | ||||||
Итого | |||||||
Раздел 2. Человек и его здоровье | |||||||
23. | Тема 1. Общий обзор организма человека | ||||||
24. | Тема 2. Опорно-двигательная система | ||||||
25. | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма | ||||||
26. | Тема 4. Дыхательная система | ||||||
27. | Тема 5. Пищеварительная система | ||||||
28. | Тема 6. Обмен веществ и энергии | ||||||
29. | Тема 7. Мочевыделительная система | ||||||
30. | Тема 8. Кожа | ||||||
31. | Тема 9. Эндокринная и нервная системы | ||||||
32. | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы | ||||||
33. | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность | ||||||
34. | Тема 12. Индивидуальное развитие организма | ||||||
Итого | |||||||
Раздел 3. Общие биологические закономерности | |||||||
35. | Тема 1. Общие закономерности жизни | ||||||
36. | Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне | ||||||
37. | Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне | ||||||
38. | Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | ||||||
39. | Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды | ||||||
Итого | |||||||