Особенности работы с одаренными и неуспевающими учениками
1. Одаренного ребенка отличает от других более быстрое развитие, речь, стремление к творчеству, высокая познавательная активность и оригинальность мышления, самостоятельность. Среди таких детей есть блестящие ученики, есть троечники и даже двоечники по некоторым предметам.
Чтобы реализовать потенциальные способности одаренных детей, необходимы: 1) системный подход к их обучению; 2) современная диагностика (психологическое тестирование) их способностей; 3) соответствующее программное обеспечение, новые учебники; 4) профессионализм учителя.
Основные особенности работы с одаренными детьми:
1) подбор таких форм уроков, которые позволяют ускорить учебный процесс; 2) следует учитывать хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы у учеников этих классов; 3) умение детей работать с текстовыми заданиями (с учебниками, тестами); 4) сокращение объемов домашнего задания из-за большой нагрузки в течение учебного дня; 5) подбор технологий личностно ориентированного и индивидуального обучения, в том числе эффективных авторских технологий.
2. Неуспевающие ученикихарактеризуются низким уровнем готовности к обучению в школе, нередко с выраженной задержкой темпа психофизического развития.
Методы и формы работы с неуспевающими детьми
1) Личностно - ориентированный подход: обучение с учетом развитости индивидуальных способностей. Сюда относятся работа по выбору и т.д.
2) С новым материалом ознакомление проводят постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Для желающих проводятся дополнительные занятия.
3) Следует применять методы и приемы развития памяти и внимания.
4) Организована систематическая проверка знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать правильную помощь.
5) Оказание помощи неуспевающему ученику на уроках (таблица).
Таблица - Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Подробное объяснение последовательности выполнения задания. Использование при затруднениях карточек-консультаций. |
6) Использование уроков в виде игр. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
7) Использование системы заданий развивающего характера.
8) Применяются методы развития положительной мотивации учения.
9) На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения, доверия к учителю, нет и любви к предмету.
15. Перспективное и поурочное планирование
Основой для планирования учебно-воспитательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований, программ, учебных и дидактических пособий, опыта работы учителя.
Различают перспективныеи поурочные (текущие) планы.
Перспективные планы позволяют равномерно распределить материал программы по времени, предусмотреть закладку опытов, организовать сезонные наблюдения, использовать телепередачи, подготовить ТСО, инструментарий, спланировать повторение и проведение экскурсий, согласовать внеклассные мероприятия. В работе учителя роль годового плана выполняет календарно-тематическое планирование.
Министерство образования ежегодно публикует примерное календарно-тематическое планирование в методических пособиях, на Интернет-сайте и др. Учитель имеет право пользоваться опубликованным в печати вариантом планирования. Большинство учителей используют откорректированные планы. Учитель имеет право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы. Изменение последовательности прохождения тем нежелательно. Допускается небольшое перераспределение времени между темами.
Не существует нормативов, которые прописывали бы форму календарно-тематического планирования. Она определяется самим учителем либо рекомендуется администрацией школы. Тематический план не следует слишком детализировать, это не удобно и не нужно для работы. Название темы в тематическом плане приводится полное, по программе, а названия уроков можно приводить в сокращенном виде, удобном для записи в журнале.
В своей педагогической работе учитель биологии много времени уделяет текущему планированию – разработке планов уроков, факультативных занятий, курсов по выбору и внеклассных мероприятий. Поурочные планы содержат конкретные указания по организации и проведению урока.