Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики

Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой, теорией информации, синергетикой, добросовестными физиологическими, психологическими, генетическими и другими разделами современного естествознания. В рамках этой теории сознание не отрывается от материи и ее движения и вместе с тем не отождествляется с ними, а понимается как высшая форма отражения — особого всеобщего свойства материи. Сознание является отражением материи (ее движения, пространства, времени, и всех других ее свойств) как по содержанию, так и по способу своего существования.

Мысль, что не чувствительность, не ощущение, а именно отражение (не тождественное, а лишь аналогичное ощущению) является всеобщим свойством материи, впервые выдвинул В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». При этом он прямо отталкивался от размышлений французского мыслителя Д. Дидро о том, свойственна ли чувствительность всей материи или она возникает лишь у более сложных, развитых ее объектов. Сохраняя и развивая мысль о взаимосвязи сознания, ощущения, чувствительности с материей, В.И. Ленин более точно охарактеризовал саму эту взаимосвязь, выделив отражение как новый атрибут (всеобщее свойство) материи и подчеркнув способность этого атрибута (как и других) к развитию, не только к количественному, но и к качественному преобразованию своих форм проявления при переходе от неорганической природы к жизни и далее от животных к человеку.

Итак, что же такое отражение? Труднее всего определить его в общей форме и вычленить его из состава конкретных взаимодействий в неживой природе. Сначала неизбежно было отождествление отражения с той частью взаимодействия, которая представляет физико-механическое или химическое отреагирование, ответное действие (противодействие) на исходное внешнее воздействие на данную систему. Но такой подход не добавлял ничего нового к уже установленным закономерностям механики, физики и химии (типа равенства действия и противодействия в механике, угла падения и угла отражения луча света в оптике и т.п.). Отражение — не все взаимодействие систем в целом, не само по себе изменение одной из них в результате воздействия других, а лишь один из моментов, одна из сторон и совокупного взаимодействия, и изменения каждой из взаимодействующих систем. Отражение есть свойство или способность взаимодействующих объектов, систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга. Обозначив одну систему отражающей, а другую — отражаемой, можно совсем коротко сказать: отражение есть воспроизведение в состоянии отражающей системы особенностей отражаемой системы.

В основе отражения как всеобщего свойства материальных взаимодействий лежит их причинно-следственный характер, обусловленность явлений-следствий вызвавшими их явлениями-причинами, т.е. закономерное соответствие следствий причинам. Именно это и позволяет одним системам воспроизводить в себе особенности других систем.

Отражение, изучаемое в механике, оптике, и т.п. (т.е. отражение в смысле ответного реагирования одних систем на воздействия других) с полным правом следует назвать вещественно-энергетическим (или субстратно-энергетическим). Главные законы здесь — законы сохранения массы и энергии. А отражение, изучаемое гносеологией, кибернетикой, теорией информации, точнее всего может быть названо информационным отражением.

Понятия отражения и информации очень близки, в каком-то отношении даже совпадают. До сих пор сохраняется исходное и простейшее понимание информации как сведений, сообщений о чем-либо, передаваемых в процессе взаимодействия объектов, систем. Передача информации является таким же общим свойством материальных взаимодействий, как и передача массы и энергии от одного взаимодействующего тела к другому. Можно сказать, что информация как образ, копия в закодированном, трансформированном, преобразованном виде отражаемого объекта есть содержание отражения. Поэтому информация является общим атрибутом и всякого взаимодействия, и всякого отражения. Информация как содержание отражения представляет собой как бы след одного объекта в другом. Она есть бытие в иной форме, инобытие (как сказал бы Гегель) одних предметов в других: информация действительно и как бы повторяет бытие предмета и вместе с тем не содержит в себе ни капельки этого предмета, давая лишь образ предмета, сведения о нем, но не сам предмет.

Таким образом, гносеологическое отражение (т.е. отражение, изучаемое гносеологией), имея своим содержанием передачу информации, в общем случае может быть определено именно как информационное воспроизведение отражаемого объекта. Будучи атрибутом материи, отражение как процесс передачи информации происходит существенно по-разному в неорганической природе, в мире растений и животных, в жизни людей. В неорганической природе отражение существует лишь как пассивный момент взаимодействий материальных систем, передача информации здесь не отделена от передачи массы и энергии, никаких структурных элементов, специализирующихся на информационном отражении, в таких системах нет. Отражение как самостоятельный процесс существует лишь потенциально для самих неорганических систем, но живые существа уже активно и целенаправленно используют их информационно-отражательные свойства для приспособления к окружающей среде. И это достигается за счет того, что в живых организмах возникают специальные информационно-отражательные устройства, органы отражения. В отличие от пассивного отражения в неорганической природе отражение в живой природе становится все более активным и все более самостоятельным процессом, структурно и функционально вычлененным в совокупной жизнедеятельности организма.

Простейшей формой биологического отражения является раздражимость — отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. У низших растений и животных это — таксисы, например, способность жгутиконосцев в зависимости от интенсивности света либо двигаться к его источнику, либо, наоборот, удаляться от него. У высших растений раздражимость проявляется в форме тропизмов и настий, Тропизмы связаны с движениями роста: зеленые части растений тянутся к свету. Настии — это периодические движения вслед за изменением внешних воздействий, так цветы «закрываются» при наступлении темноты или при похолодании. На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения — форма отражения, свойственная животным. Далее у животных возникают восприятия и представления. Ощущения, восприятия и представления — это формы отражения, объединяемые понятием психики, это формы психического отражения материи.

Материальной основой психики выступает изучаемое в физиологии функционирование нервной системы, органов чувств, спинного и головного мозга, которые в своей совокупности извлекают из окружающей среды (и из самого организма) информацию, обрабатывают ее и в соответствии с нею управляют поведением организма. Где есть психика, там обязательно должна быть нервная система. Различают два типа поведения животных: инстинктивное — врожденное, которое передается по наследству, обеспечивается безусловными рефлексами, и индивидуально приобретенное, связанное с условными рефлексами.

Отражение у живых существ, обладающих нервной системой и психикой, представляет собой сложную внутреннюю работу организма по формированию своего поведения в постоянно меняющейся обстановке. Внешнее воздействие на организм сначала приводит в активное состояние заложенную в нем (от рождения или в процессе индивидуального жизненного опыта) программу построения ответного движения, которая непосредственно и определяет то или иное поведение животного в данных конкретных обстоятельствах. Психика, психическое отражение — это активное, динамичное внутреннее состояние живого существа, опосредующее и определяющее его ответ на предыдущие воздействия на него. И принципиальная направленность эволюции живого мира состоит в увеличении роли этой внутренней настройки. Частным результатом этого является возможность увеличения временных и пространственных зазоров между исходным действием на организм и его ответом на него.

Разветвленная система безусловных и условных рефлексов обеспечивает весьма сложные формы поведения животных, способность их отыскивать обходные пути достижения цели, использовать различные предметы в качестве орудий и т.д. Все это показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки, что между человеком и его животными предками нет непроходимой пропасти, а имеется естественный процесс развития форм отражения. Рассмотрим кратко их ряд от ощущения до абстрактного мышления человека.

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров мозга. В процессе эволюции жизни ощущение возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы.

Восприятие — отражение воздействующих на органы чувств предметов в форме их целостных образов. Здесь уже отражаются не отдельные свойства, а объект как единое целое с множеством его свойств и отношений. Восприятие человека отражает мир не только в меру биологических особенностей его органов чувств, но и посредством различных устройств, специальных приборов, практически безгранично усиливающих и расширяющих возможности чувственного отражения.

Ощущения и восприятия человека опосредованы его предметно-практической деятельностью. Как писал К. Маркс, чувствующий красоту форм глаз, музыкальное ухо воспринимают мир иначе, чем грубые неразвитые глаз и ухо. «Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом... Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу: торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет минералогического чувства». «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей» (Ф. Энгельс). А Гераклит говорил так: «Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души».

Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образа предметов, в данный момент отсутствующих, но либо ранее воспринимавшихся (представление памяти, воспоминания), либо созданных воображением. Представление является связующим звеном между психикой животных и сознанием человека, отличительной чертой которого выступает мышление, неразрывно связанное с понятием и словом. Представление сохраняет наглядность, конкретно-чувственную образность, но оно уже дальше от действительности, чем ощущение и восприятие, поскольку возможно и в отсутствие представляемых предметов, вследствие чего некоторые их свойства представляются ослабленными, а другие, наоборот, фантастически преувеличенными или же оказываются целиком созданными фантазией.

Наши рекомендации