Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
Феномен асимметрии мозга активно исследуется в последние десятилетия. Доказано, что асимметрия — фундаментальное свойство головного мозга. Она проявляется в раннем детстве, нарастает и достигает максимума к зрелому возрасту и значительно ослабляется в старости. Только парная работа асимметричных по функциям полушарий мозга обеспечивает ясное сознание человека. Давние исследователи психических проявлений правой—левой асимметрии мозга H.H. Брагина и ТА. Доброхотова подчеркивают: «Феномен функциональной асимметрии, на наш взгляд, нельзя понять вне всеобщих законов природы. Его можно, по-видимому, рассмотреть как кульминационное выражение принципа симметрии и нарушения симметрии правого и левого в природе. Этот принцип предполагается адекватным для изучения человека и его сознания потому, что по внешнему строению, форме он представляет собой зеркально-симметричный или право—левый объект природы. Он состоит из правых и левых частей, из которых составляются парные органы движений, чувств и, наконец, целостной нервно-психической деятельности или сознания».
Опознание голосов животных и птиц, музыкальный слух и музыкальные способности — дело правого полушария. Больные с повреждением левого полушария, вызвавшим глубокие нарушения речи вплоть до полной немоты, сохраняли способность воспроизводить известные им мелодии, даже напевать простые песенки. Известны случаи, когда из-за левостороннего повреждения мозга выдающиеся композиторы теряли речь, но сохраняли способность сочинять музыку. Наоборот, очень незначительные повреждения определенных областей правого полушария, не вызывая нарушения речи, приводили к потере музыкальных способностей: нарушалось пение, игра на музыкальных инструментах, исчезал дар композиции.
Не только теоретически, но и практически важно учитывать психические особенности правшей и левшей. Между тем руководства по психологии и психопатологии учитывают лишь сознание правшей, не упоминая даже особенности левшей. Обращая на это внимание, H.H. Брагина и ТА. Доброхотова приводят определенные результаты исследований данной проблемы.
У правшей правое полушарие функционирует в настоящем-прошлом (обращено в прошлое), левое — в настоящем-будущем (обращено в будущее). При искажении правого полушария у правшей наиболее часты следующие нарушения сознания: происходит «остановка», «растягивание», «утеря», «замедление» или «ускорение» течения времени. По-другому переживаются пространственные характеристики мира. Объемное может представиться плоским, плоское — объемным. Неподвижные предметы могут восприниматься как движущиеся, а находящиеся в движении - как неподвижные. Возникают состояния с «двухколейностью» переживаний: больной продолжает воспринимать реальную действительность, но чаще воспринимает лишь расположенную справа от него половину внешнего мира; параллельно с этим в его сознании возникает второй поток переживаний, представляющих то, что было в каком-то отрезке прошлых его восприятий.
Часты состояния, называемые «вспышкой пережитого». Больной не видит окружающую действительность, а оказывается в каком-то куске прошлой своей жизни, причем переживает ее точно в прежней последовательности событий. В других случаях поражения правого полушария правшей больной не воспринимает действительность, а его сознание переполняется фантастическими сценами — представлениями о своем участии в межпланетных полетах, встречах с инопланетянами, о том, что он находится в состоянии невесомости.
При поражении левого полушария правшей происходят другие нарушения мышления: «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове или, напротив, «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — переживания множества мыслей, мешающих друг другу, до конца «не додумывающихся», сопровождающихся тревогой, ощущением тягостности, невозможности освободиться от этих мыслей. Бывают «провалы памяти» (больной не может вспомнить нужные слова, имена близких, даже собственное имя).
Часты состояния, известные под названием «абсанс» — кратковременное отключение сознания, но с сохранением позы и с исчезновением с лица больного всех признаков внимания (лицо «каменное», взгляд неподвижный). Потом, через секунды лицо больного оживает и он продолжает прерванную деятельность. Во время других состояний при поражении левого полушария у правшей больной выполняет психомоторную деятельность, определяемую галлюцинациями, бредом. Такие больные агрессивны и потому социально опасны.
Теперь о левшах. У них или мала, или отсутствует зависимость структуры характера нарушений сознания от стороны поврежденного мозга. Далее, если у правшей при одностороннем поражении мозга нарушения сознания однотипны, то у левшей они полиморфны, многообразны. В каждом случае они уникальны, неповторимы. Удивительны галлюцинации левшей. Для них характерна тенденция к сочетанию различных галлюцинаций - зрительных, слуховых, осязательных (особо частых), обонятельных, вкусовых и каких-то других, как будто у левшей больше пяти органов чувств. В своей совокупности эти галлюцинации создают ощущение присутствия «постороннего человека». Чаще всего левши «ощущают» человека сзади себя. По силе переживания галлюцинации левшей почти равны восприятию реальных событий. Они отличаются также ритмичностью: появляются и исчезают, повторяясь «сотни раз».
У левшей описаны не встречающиеся у правшей феномены, свидетельствующие как бы об иных, чем у правшей, способностях восприятия мира. Органы чувств у левшей как будто недостаточно дифференцированы, способны к «взаимопомощи». Среди этих феноменов кожно-оптическое чувство: больные могли «читать», «видеть» кожей, чаще пальцами рук; осязанием они иногда различали соленое и сладкое.
Другое явление, испытываемое левшами в момент приступа, названо феноменом расширения зрительного пространства: больные становились способными видеть то, что располагалось явно за пределами досягаемого зрением пространства; такие люди видели, например, объекты, находившиеся сзади них.
Особенно интригующим представляется феномен предвосхищения: во время приступа больные оказывались способными видеть, слышать события будущего времени. Одна больная проговаривала звуки и писала буквы в словах в обратной последовательности - от конца к началу. Описаны разные формы подобной зеркальной деятельности — письмо, чтение, восприятие, рисование, движение. Некоторые из них — письмо, восприятие - отмечены и у здоровых левшей. Так, зеркальное восприятие возникало в полете у летчиков-левшей: крен самолета влево они воспринимали как крен вправо и их действия по управлению машиной, предпринимавшиеся соответственно их собственному восприятию, приводили к аварийной ситуации. Наблюдавшиеся исследователями левши отмечали у себя цветные или «вещие» сны.
Приведенные сведения подтверждают общее положение, что сознание обусловлено пространственно-временными особенностями функционирования его головного мозга, что качество восприятия человеком самого себя, прошлого, настоящего и будущего неразрывно связано с качеством деятельности мозга.