Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области радиационной гигиены
В основу организации и проведения государственного надзора за источниками ионизирующего излучения положены:
- ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 19.07.2011) (далее ФЗ)
- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ – 99/2010) Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 (далее ОСПОРБ)
- Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). Санитарные правила и нормативы. СанПин 2.6.1.2523-09 (далее НРБ)
Государственный надзор за выполнением норм радиационной безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и другие органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными актами.
Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется в соответствие со Статьей 10.1. (ФЗ)
п.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляют федеральные органы государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
п. 3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований Российского законодательства в области обеспечения радиационной безопасности.
п.4. При разработке органами государственного надзора ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.
п. 5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:
1) со дня государственной регистрации юридического лица;
2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.
п. 6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан и др. лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
п.7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
п.8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ФЗ №-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
п.9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.
Контроль за соблюдением норм радиационной безопасности в организациях, независимо от форм собственности, возлагается на администрацию этой организации. Контроль за облучением населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за медицинским облучением пациентов возлагается на администрацию органов и учреждений здравоохранения.
Администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать проведение следующих мероприятий (п.2.5.1.ОСПОРБ):
- получение санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники излучения и лицензии на деятельность с ИИИ;
- разработку контрольных уровней воздействия радиационных факторов;
- разработку инструкций по радиационной безопасности и действиям персонала при радиационных авариях;
- установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б;
- создание условий работы с источниками излучения, соответствующих настоящим Правилам;
- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности в организации;
- контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;
- информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения;
- подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности персонала;
- проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности;
- проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала;
- ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта организации;
- ежегодное предоставление отчета по дозам облучения персонала (1ДОЗ).
Надзор в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии проводится по результатам проводимых мероприятий администрацией радиационного объекта.