Отличие человека от животных
Лекция 16.
Психологические проблемы антропогенеза. Понятие антропогенез. Теории антропогенеза: креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм (философский подход), теория эволюции (научный подход). Стадии антропогенеза. Отличие человека от животных. Своеобразие психики человека.
Методические рекомендации к изучению темы
Проблема антропогенеза это предмет исследования не общей психологии, а других наук, прежде всего антропологии. Но в вопросах общей психологии разобраться легче, ориентируясь в эволюции человека. Моноцентрический взгляд на происхождение человека предполагает, что человек современного вида имеет одного общего эволюционного предка и один исходный центр его обитания. Таким центром признана Африка. Двенадцать миллионов лет назад в результате тектонического сдвига образовалась горная расщелина (Большой желоб - Рифт – Валли). Благодаря этим геологическим преобразованиям тропические леса сменились более разнообразными природными условиями, что послужило толчком к новому видообразованию. Восточную Африку принято считать колыбелью человечества. Около 8-7 миллионов лет назад, начались процессы отделения от обезьян человеческой линии развития. Все виды этой лини называют гоминидами, виды линии человекообразных обезьян называют пангиды. Изучение данной темы достаточно сложно, потому что до сих пор не разработано единого взгляда на происхождение человека. Для того, чтобы сформировать представление об этом процессе полезно посмотреть фильм « Прогулки с пещерным человеком».
Антропогенез (греч. anthropos — человек и genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке).
Теории антропогенеза
В науке не сложилось единой теории происхождения человека. Концепции антропогенеза разделяют на три группы:
· креационизм (религиозный подход),
· глобальный эволюционизм (философский подход)
· теорию эволюции (научный подход).
1) Религиозный подход. Человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами. Пути создания человека в разных верованиях различаются.
Креационизм подразделяется на:
Ø ортодоксальный (или антиэволюционный). Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.
Ø эволюционный. Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от низкоорганизованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
2) Глобальный эволюционизм зародился в античные времена. Весь мир представляет собой систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее. Ряд исследователей кроме направленности эволюционного процесса признают важность естественного отбора и конкуренции.
3) Теория эволюции. После средневекового застоя, в XVIII веке наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени высказывали мнение о «перерождении» одних организмов в другие, в том числе – обезьяны в человека. Концепция изменения одних существ в другие существа, то есть биологическая эволюция, приобретала в трудах натуралистов отчетливые очертания.
· Впервые обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от «четвероруких» опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг.
· Теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах, вызвала массу дискуссий.
Ø Синтетическая теория эволюции появилась после открытия законов генетического наследования. Генетический материал живых организмов изменяется под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды более полезными оказываются признаки, бывшие ранее нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Изменение наследственности происходит в течение многих поколений. Предки человека постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека. В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией. Однако именно она имеет доказательства и подтверждается большинством биологических исследований. Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.
Ø Социокультурная концепция эволюции появиласьв 1876 г. в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней он сформулировал идею, согласно которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. Труд повлиял также на современную анатомию человека. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вызывало усложнение деятельности. Труд содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.
Гипотеза фетализации. В 1918 г. анатом Л. Больк указал, что человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну. Множество признаков взрослого человека – большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас – соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедленного развития (ретардация) эмбриона известна у многих животных. Человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны. Данная концепция подверглась серьезной критике. Понятно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.
Концепция Г. Вейнерта опубликована впервые в 1932 г. Основными движущими силами антропогенеза считаются климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.
Поршнев Борис Федорович (1905-1972) Советский историк и социолог. Доктор исторических (1941) и философских (1966) наук. Почётный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции (1956). В книге "Борьба за троглодитов" автор рассказывает, помимо прочего, о "лесной женщине", легендарной Зане, жившей, по преданию, в абхазском селе Тхина в XIX веке |
Гипотеза Б.Ф. Поршнева представлена в книге «О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)». Согласно ей, древнейшие предки человека – троглодиты – уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. Они питались падалью. Стадия «трупоедения» была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодиты перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у них не отличалось от «деятельности» бобров или муравьев. Вместе с тем, у них значительно развилась способность к суггестии – психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия – вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитов не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людям приходилось тяжело, поскольку троглодиты использовали их с помощью аппарата интердикции – способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтому у части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитами. Другая же часть, во избежание контактов с ними начала мигрировать по планете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так и культурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась волна миграций, войны же с троглодитами стали успешными благодаря достигнутому техническому прогрессу. Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить внимания на психологические аспекты эволюции человека.
Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом – также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества – социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.
Стадии антропогенеза
Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн лет назад. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное предположение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны, благодаря шаровидному суставу плечевой кости, могла возникнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих.
Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хватательная функция кисти явилась предпосылкой к манипулированию предметами и превращению кисти в руку человека. Жизни на деревьях благоприятствовала малая плодовитость крупных обезьян, и потому получила развитие забота о потомстве, благодаря стадному образу жизни и тесной связи матери и детеныша.
Обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущество в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямохождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации, и в конечном итоге привел к возникновению членораздельной речи.
Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению человека.
Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки гоминид стали осваивать открытые пространства. Предпосылкой для такого перехода была приобретенная способность к наземному обитанию, использование различных предметов для добычи пищи и защиты, и освобождение рук от участия в передвижении, развитие хождения на двух ногах.
Становление человека, как биологического вида, проходило через четыре основных этапа: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).
Особенности основных стадий эволюции человека | ||
Временные границы | Этапы антропогенеза | Характерные черты развития |
40 тыс. лет | Стадия неоантропа. Вид Человек разумный — Homo Sapiens | Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных |
200-500 тыс. лет | Стадия палеоантропа. Вид Человек неандертальский — Homo neanderthalensis | Объем головного мозга 1200-1400 см2. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений |
1-1,3 млн. лет | Стадия архантропа (питекантроп — о.Ява; синантроп — Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа). Вид Человек прямоходящий. Вид Человек умелый. | Объем мозга 800-1200 см2. Формирование речи. Овладение огнем. Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-800 см2. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) |
2-2,5 млн. лет | ||
9 млн. лет | Стадия протоантропа. Австралопитеки — предшественники людей. | Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности |
25 млн. лет | Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки | Древесный образ жизни. Стадность |
Глоссарий
Антропогенез (греч. anthropos — человек и genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
Креационизм (религиозный подход) – гипотеза о том, что человек был создан высшим существом – Богом или несколькими богами.
Ортодоксальный креационизм (антиэволюционный) представление о создании человека и других живых организмов Богом в результате одномоментного творческого акта.
Эволюционный креационизм – признание эволюции живых существ, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от низкоорганизованных существ, однако его дух оставался неизменным.
Глобальный эволюционизм зародился в античные времена. Весь мир представляет собой систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем определенное место
Своеобразие психики человека - обладание мышлением и членораздельной речью, способность размышлять о своём прошлом и будущем, давать критическую оценку и строить планы, способность другим передавать объективную информацию об окружающем мире
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Лекция 16.
Психологические проблемы антропогенеза. Понятие антропогенез. Теории антропогенеза: креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм (философский подход), теория эволюции (научный подход). Стадии антропогенеза. Отличие человека от животных. Своеобразие психики человека.
Методические рекомендации к изучению темы
Проблема антропогенеза это предмет исследования не общей психологии, а других наук, прежде всего антропологии. Но в вопросах общей психологии разобраться легче, ориентируясь в эволюции человека. Моноцентрический взгляд на происхождение человека предполагает, что человек современного вида имеет одного общего эволюционного предка и один исходный центр его обитания. Таким центром признана Африка. Двенадцать миллионов лет назад в результате тектонического сдвига образовалась горная расщелина (Большой желоб - Рифт – Валли). Благодаря этим геологическим преобразованиям тропические леса сменились более разнообразными природными условиями, что послужило толчком к новому видообразованию. Восточную Африку принято считать колыбелью человечества. Около 8-7 миллионов лет назад, начались процессы отделения от обезьян человеческой линии развития. Все виды этой лини называют гоминидами, виды линии человекообразных обезьян называют пангиды. Изучение данной темы достаточно сложно, потому что до сих пор не разработано единого взгляда на происхождение человека. Для того, чтобы сформировать представление об этом процессе полезно посмотреть фильм « Прогулки с пещерным человеком».
Антропогенез (греч. anthropos — человек и genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке).
Теории антропогенеза
В науке не сложилось единой теории происхождения человека. Концепции антропогенеза разделяют на три группы:
· креационизм (религиозный подход),
· глобальный эволюционизм (философский подход)
· теорию эволюции (научный подход).
1) Религиозный подход. Человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами. Пути создания человека в разных верованиях различаются.
Креационизм подразделяется на:
Ø ортодоксальный (или антиэволюционный). Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.
Ø эволюционный. Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от низкоорганизованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
2) Глобальный эволюционизм зародился в античные времена. Весь мир представляет собой систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее. Ряд исследователей кроме направленности эволюционного процесса признают важность естественного отбора и конкуренции.
3) Теория эволюции. После средневекового застоя, в XVIII веке наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени высказывали мнение о «перерождении» одних организмов в другие, в том числе – обезьяны в человека. Концепция изменения одних существ в другие существа, то есть биологическая эволюция, приобретала в трудах натуралистов отчетливые очертания.
· Впервые обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от «четвероруких» опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг.
· Теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах, вызвала массу дискуссий.
Ø Синтетическая теория эволюции появилась после открытия законов генетического наследования. Генетический материал живых организмов изменяется под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды более полезными оказываются признаки, бывшие ранее нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Изменение наследственности происходит в течение многих поколений. Предки человека постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека. В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией. Однако именно она имеет доказательства и подтверждается большинством биологических исследований. Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.
Ø Социокультурная концепция эволюции появиласьв 1876 г. в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней он сформулировал идею, согласно которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. Труд повлиял также на современную анатомию человека. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вызывало усложнение деятельности. Труд содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.
Гипотеза фетализации. В 1918 г. анатом Л. Больк указал, что человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну. Множество признаков взрослого человека – большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас – соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедленного развития (ретардация) эмбриона известна у многих животных. Человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны. Данная концепция подверглась серьезной критике. Понятно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.
Концепция Г. Вейнерта опубликована впервые в 1932 г. Основными движущими силами антропогенеза считаются климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.
Поршнев Борис Федорович (1905-1972) Советский историк и социолог. Доктор исторических (1941) и философских (1966) наук. Почётный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции (1956). В книге "Борьба за троглодитов" автор рассказывает, помимо прочего, о "лесной женщине", легендарной Зане, жившей, по преданию, в абхазском селе Тхина в XIX веке |
Гипотеза Б.Ф. Поршнева представлена в книге «О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)». Согласно ей, древнейшие предки человека – троглодиты – уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. Они питались падалью. Стадия «трупоедения» была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодиты перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у них не отличалось от «деятельности» бобров или муравьев. Вместе с тем, у них значительно развилась способность к суггестии – психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия – вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитов не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людям приходилось тяжело, поскольку троглодиты использовали их с помощью аппарата интердикции – способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтому у части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитами. Другая же часть, во избежание контактов с ними начала мигрировать по планете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так и культурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась волна миграций, войны же с троглодитами стали успешными благодаря достигнутому техническому прогрессу. Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить внимания на психологические аспекты эволюции человека.
Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом – также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества – социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.
Стадии антропогенеза
Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн лет назад. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное предположение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны, благодаря шаровидному суставу плечевой кости, могла возникнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих.
Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хватательная функция кисти явилась предпосылкой к манипулированию предметами и превращению кисти в руку человека. Жизни на деревьях благоприятствовала малая плодовитость крупных обезьян, и потому получила развитие забота о потомстве, благодаря стадному образу жизни и тесной связи матери и детеныша.
Обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущество в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямохождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации, и в конечном итоге привел к возникновению членораздельной речи.
Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению человека.
Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки гоминид стали осваивать открытые пространства. Предпосылкой для такого перехода была приобретенная способность к наземному обитанию, использование различных предметов для добычи пищи и защиты, и освобождение рук от участия в передвижении, развитие хождения на двух ногах.
Становление человека, как биологического вида, проходило через четыре основных этапа: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).
Особенности основных стадий эволюции человека | ||
Временные границы | Этапы антропогенеза | Характерные черты развития |
40 тыс. лет | Стадия неоантропа. Вид Человек разумный — Homo Sapiens | Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных |
200-500 тыс. лет | Стадия палеоантропа. Вид Человек неандертальский — Homo neanderthalensis | Объем головного мозга 1200-1400 см2. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений |
1-1,3 млн. лет | Стадия архантропа (питекантроп — о.Ява; синантроп — Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа). Вид Человек прямоходящий. Вид Человек умелый. | Объем мозга 800-1200 см2. Формирование речи. Овладение огнем. Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-800 см2. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) |
2-2,5 млн. лет | ||
9 млн. лет | Стадия протоантропа. Австралопитеки — предшественники людей. | Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности |
25 млн. лет | Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки | Древесный образ жизни. Стадность |
Отличие человека от животных