Заменимые и незаменимые аминокислоты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятия со студентами
2 курса ФПСЗС
по биологической химии
(наименование дисциплины)
Тема: Белки 1. Переваривание и всасывание. Анализ желудочного сока.
Время 3ч.
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ; ТРЕБОВАНИЕ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.
Цель занятия: формирование представления о пищевой ценности белков, молекулярных механизмах их переваривания и всасывания в желудочно-кишечном тракте, путях формирования пула свободных аминокислот тканей и жидкостей организма. Освоение методов определения кислотности и патологических компонентов желудочного сока.
В результате проведения занятия студент должен:
1) Знать: строение, классификацию и свойства аминокислот; уровни структурной организации белковой молекулы; механизм микросомального окисления; механизмы мембранного транспорта веществ.
2) Научиться проводить титриметрический анализ; проводить качественные реакции на кровь и молочную кислоту.
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.
2.1. Структура и свойства белков и аминокислот (биоорганическая химия).
2.2. Строение пищеварительной системы (анатомия).
2.3. Механизмы регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта (физиология).
2.4. Бактериальная микрофлора полостей ЖКТ (микробиология).
3.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Роль белков в питании. Полноценные и неполноценные белки. Нормы белка в питании. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс
Роль белков в питании.
Источники свободных аминокислот в клетке:
1.белки пищи;
2.собственные белки тканей;
3.синтез аминокислот из углеводов.
В организме человека в сутки распадается на аминокислоты около 400 г белков, примерно столько же синтезируется. Тканевые белки не могут восполнять затраты аминокислот при их катаболизме и использовании на синтез других веществ. Первичными источниками аминокислот не могут служить и углеводы, т.к. из них синтезируются только углеродная часть молекулы большинства аминокислот. Следовательно, основным источником аминокислот организма служат белки пищи.
Полноценные и неполноценные белки.
Все белки по биологической ценности подразделяются на 2-е группы:
-условно полноценные
-условно неполноценные.
Факторы полноценности белка:
1) аминокислотный состав (чем ближе аминокислотный состав принимаемого с пищей белка к аминокислотному составу белков тела, тем выше его биологическая ценность);
2) усвояемость белка (зависит от аминокислотного состава и от степени гидролиза белка под действием ферментов ЖКТ. Ряд белков, близких по аминокислотному составу белкам тела - шерсть, волосы не используются в пищу, потому что не перевариваются протеиназами кишечника.
Например, степень усвоения белка куриного яйца составляет 95%
-мяса составляет 85%
-молока - 70%
3) потребность организма в белках.
Растительные белки не являются полноценными, т. к. они покрыты специфическими бета-гликозидными оболочками, а в организме нет ферментов, расщепляющих ее. Полноценными белками являются животные белки.
Условно-полноценными считаются те белки, которые содержат 10 незаменимых аминокислот (эссенциальных):
Аргинин* | Лизин |
Валин | Метионин |
Гистидин * | Треонин |
Изолейцин | Триптофан |
Лейцин | Фенилаланин |
Аргинин и гистидин являются частично заменимыми, т.к. синтезируются в организме в количестве удовлетворяющем потребность в этих АК взрослого организма, но не детского.
Недостаток какой-либо одной аминокислоты ведет к неполному усвоению и других аминокислот. В этом случае вступает в силу закон "минимума" Либиха: "рост и развитие живых организмов определяется тем незаменимым веществом, которое поступает с пищей в минимальном количестве".
Нормы белка в питании.
(1г на 1 кг массы тела)
Нормы белка для взрослого человека и для детей разного возраста учитывают разные климатические условия, условия труда, профессию, возраст и др. факторы.
Для взрослого человека, занимающегося умственным трудом, уровень белка должен составлять 100-120 г/сутки.
Для людей, занимающихся частично механизированным трудом -120-130 г/сутки.
Рабочие, выполняющие тяжелую физическую работу, должны получать 130-150 г белка в сутки.
Для детей суточная потребность в белках определяется возрастом и массой:
1-3 года ----> 55 г/сутки
4-6 лет ----> 72 -//-
7-9 -//- ----> 89 -//-
10-12 -//- ----> 100 -//-
Суточные потребности в белках возрастают при беременности и лактации, при патологических состояниях, когда организм теряет белок с мочой, асцитной жидкостью, экссудатами (нефриты, ожоги, травмы).
Заменимые и незаменимые аминокислоты
В то время как растения и микроорганизмы могут синтезировать все аминокислоты, млекопитающие в ходе эволюции утратили способность к синтезу примерно половины из 20 протеиногенных аминокислот. Поэтому незаменимые аминокислоты должны поступать с пищей. Так, организм высших организмов не способен синтезировать ароматические аминокислоты de novo (тирозин не является незаменимой аминокислотой только потому, что может образоваться из фенилаланина). К незаменимым аминокислотам принадлежат аминокислоты с разветвленной боковой цепью: валин и изолейцин, а также лейцин, треонин, метионин и лизин. Гистидин и аргинин являются незаменимыми для крыс, но касается ли это также человека — спорно.
Заменимые аминокислоты (аланин, аспарагиновая и глутаминовая кислоты и их амиды, аспарагин и глутамин) образуются в результате трансаминирования из промежуточных метаболитов — 2-кетокислот. Пролин синтезируется в достаточных количествах из глутамата, а представители серинового семейства (серин, глицин и цистеин) сами являются естественными метаболитами организма животных.
Заменимые аминокислоты | Незаменимые аминокислоты |
аланин | фенилаланин |
аспарагиновая кислота | лизин |
аспарагин | аргинин* |
глутаминовая кислота | гистидин* |
глутамин | валин |
пролин | лейцин |
серин | изолейцин |
глицин | треонин |
цистеин | метионин |
тирозин | триптофан |
Азотистый баланс.
Поскольку основная масса азота пищи представлена белками, принято считать, что для правильной оценки состояния белкового обмена точным критерием является определение азотистого баланса (АБ).
АБ - соотношение количества поступившего с пищей белка к количеству продуктов метаболизма этого же белка, выраженное в г/сут.
Здесь следует отметить, что количество пищевого азота (соответственно белка) можно легко и точно определить, т. к. 6,25г белка содержит 1г N2, то количество N2 умножают на 6,25 и получают количество белка, в то время как количество теряемого азота не всегда легко определить, поскольку на практике учитывают только азотистые продукты, выделяемые с мочой и калом, потерей азота с молоком, слюной, эпителием кожи, волосами пренебрегают.
В возрасте от 30 до 45 лет при нормальном белковом питании наблюдается азотистое равновесие: АБ = 0.
Бывает положительный АБ: количество поступившего с пищей азота (белка) больше, чем количество выделившегося азота (белка).
ПАБ наблюдается при растущем организме, во время беременности, выздоровлении, отдыхе, почечной недостаточности.
Бывает отрицательный АБ: количество выделяемого азота (белка) больше, чем количество поступившего. Наблюдается при голодании, физической нагрузке, опухолях, высокой температуре, у старых людей даже без видимой патологии.
Соотношение белков, липидов и углеводов в детском организме:1:1:2, у взрослых - 4:1:1.
Обмен простых белков. Переваривание белков в ЖКТ. Состав и свойства желудочного сока. Значение компонентов сока в переваривании белков (HCl, пепсин, слизь и др.). Характеристика пепсина. Механизмы образования и секреции HCl в желудочном соке. Регуляция секреции HCl (роль гистамина, гастрина, ацетилхолина и др.).
Обмен простых белков.
Белки в организме, независимо от их функций, находятся в динамическом состоянии. Это значит, что они постоянно синтезируются и распадаются. Эти процессы названы белковым обменом. Существует необходимость замены белков, которые теряют свою биологическую активность путем окисления, денатурации и другими необратимыми модификациями.
Скорость обмена разных белковых молекул различна. Некоторые белки, подобно иммуноглобулинам, имеют длинную жизнь, измеряемую годами, в то время как другие имеют короткую жизнь (в минутах). Эти процессы протекают в каждой клетке, но клетки некоторых тканей более активны, чем другие. Например, белки печени и кишечника обмениваются быстрее, чем белки скелетной мышцы. Синтез и распад белка необязательно протекает в одной и той же клетке. Некоторые клетки секретируют белки, которые затем работают и распадаются в другом месте (альбумин, антитела, ферменты, катализирующие процессы пищеварения, гормоны). Приблизительное содержание и обмен некоторых белков приводится ниже.
Белок или ткань | Содержание белка (кг) | Время полураспада (сут) |
Коллаген (мышцы, кожа, кость) | 3.3 | - |
Миозин, актин ( мышцы) | 3.0 | |
Альбумины, глобулины (мышцы) | 1.7 | |
Гемоглобин | 0.9 | |
Белки плазмы | 0.4 | |
Печень, почки, легкие | 0.5 |