Наука, религия и философия; естественнонаучное, философское и религиозное мировоззрение
Предмет курса «Концепции современного естествознания» и социальные функции естественных наук.
КСЕ - является одной из самых распространенных наук. Она изучает почти все области жизнедеятельности человека: от литературы до математики и философии. Концепция современного естествознания неразрывно связана с историей.
Социальные функции науки:
1. Познавательная и мировоззренческая функции науки; (познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, производство нового научного знания.) (разработка научного мировоззрения и научной картины мира, ведущую роль в этом деле играет философия.)
2. Функция науки как непосредственной производительной силы; (призвана для внедрения в производство нововведений нноваций, новых технологий)
3. Функция науки в качестве социальной силы; (В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику.)
4. Культурная функция науки; (заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.)
Другие социальные функции науки: аксиологическая функция науки; прогностическая функция; управленческо - регулятивная; идейно-преемственная, традиционная функция;
практически-действенная функция.
2) Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная
Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности.
Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.
Гуманитарная культура
Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании.
Естественнонаучнаякультура
Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания.
Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали.
Естествознание в системе наук, специфика естественнонаучного познания. Классификация естественных наук..
Естествознание является одной из составляющих системы современного научного знания, включающей также комплексы технических и гуманитарных наук. Естествознание представляет собой эволюционирующую систему упорядоченных сведений о закономерностях движения материи.
Систематика естественных наук
Классивифкация: Физика, астрономия, химия, геология, биологиия
Все естественные науки оказывают огромное взаимное влияние друг на друга, они всевзаимосвязаны
Наука, религия и философия; естественнонаучное, философское и религиозное мировоззрение.
Наука, - это комплекс человеческих действий, направленных на познание, на приобретение нового практического опыта, на систематизацию и сохранение приобретенного.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения
Филосо́фия— особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека
Естественнонаучное мировоззрение основывается главным образом на известных доказанных фактах, преимущественно, из области физики. Здесь мы видим, что большое значение уделяется законам природы
Религиозное мировозрение основывается на принципах, которые характерны для какой-либо религии, откуда и берется система ценностей, позиция в отношении остальных людей и т.п. Его основа – вера в сверхъестественные силы, поклонение им и страх перед ними
Философское мировозрение, Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действующих типов Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания;
5) Критерии научности
Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.
Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Абсолютного истинного знания в науке не существует.
Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций
Обоснованность не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок
Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.
Системность: научное знание должно быть логически организовано.
Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться(например, реализм и сюрреализм).
6. наука как социальный институт
наука как социальный институт есть совокупность деятельности ряда государственных органов и учреждений, общественных организаций и объединений, в которых и через которые специально подготовленные люди - ученые (точнее, научное сообщество) осуществляют целенаправленную профессионально-познавательную, исследовательскую деятельность в целях получения нового достоверного знания о развитии мира, общества и самого человека.
Роль и значение науки как социального института заключаются в системном изучении объектов, процессов и явлений природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей в интересах жизнедеятельности людей.
Наука стала складываться в социальный институт в XVII-XVIII века, ключевым моментом в становлении науки как социального института явилось масштабное строительство государственных научно-исследовательских институтов и лабораторий, оснащаемых сложной техникой
Наука, - это комплекс человеческих действий, направленных на познание, на приобретение нового практического опыта, на систематизацию и сохранение приобретенного.
7) Особенности методологии и методов естествознания, естественно-научная и философская методология.
Классический естественнонаучный подход к исследованию мира сложился в течение 14 - 18 веков и связан с именами У.Оккама, Ф.Бэкона, Г.Галилея, И.Ньютона. Этот подход, прежде всего, настаивает на материальности "мира, изучаемого научными методами"Классическая естественнонаучная методология настаивает на "аквариумной" картине мира - однородное и изотропное пространство, однородное время, измеряемое через повторяющиеся события, постулат причинности, согласно которому будущее не может оказывать влияние на прошлое.
философская методология и выступает средством этой прозрачности для самосознания субъекта
Виды методов естествознания:
– общие (касаются любой науки) – единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному;
– особенные (касаются только одной стороны изучаемого объекта) – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.;
– частные, которые действуют только в определенной области знаний.
Методы естествознания:
наблюдение – начальный источник информации, целенаправленный процесс восприятия предметов или явлений, используется там, где нельзя поставить прямой эксперимент
анализ – основан на мысленном или реальном расчленении предмета на части
синтез – основан на соединении различных элементов предмета в единое целое
индукция – состоит в формулировании логического умозаключения на основе обобщений данных эксперимента и наблюдений;
дедукция – метод познания, состоящий в переходе от некоторых общих положений к частным результатам;
гипотеза – предположение, выдвигаемое для разрешения неопределенной ситуации
метод сравнений – применяется при количественном сопоставлении исследуемых свойств, параметров объектов или явлений;
эксперимент – опытное определение параметров исследуемых объектов или предметов;
моделирование – создание модели интересующего исследователя предмета или объекта и проведение над ним эксперимента
8. Классификация методов естествознания и их роль в познании.
(прошлый вопрос) ???