Тема. Дидактический материал. Методика составления дидактических карточек
Умения, которые необходимо сформировать. Распознавать, распределять по группам и изготавливать дидактический материал. Знать методику использования его на уроке.
И. Краткое пояснение
Среди средств наглядности по биологии значительное место занимает дидактический материал. Под дидактическим материалом мы понимаем такие виды натуральных, текстовых и иллюстративных средств наглядности, которые содержат целевую установку и такие исходные данные, использование которых ученики выполняют самостоятельную работу. Все они ставят целью решения поставленных конкретных учебно-воспитательных задач.
В зависимости от учебно-воспитательного задачи и конструкции средств наглядности многие авторы классифицируют дидактический материал на натуральный (с использованием натуральных объектов) и изобразительный (с использованием рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков).
Среди них: инструкции к определению растений и животных; задания тренировочного характера; задания для самостоятельной работы с новым содержанием; классификационные задачи; программированные задания.
Дидактический материал по биологии должен иметь натуральную или изобразительную наглядность, или обе вместе (комплексный дидактический материал). Для организации самостоятельной работы с дидактическим материалом учителю нужно иметь с одной темы задания различной сложности, что позволит осуществлять дифференцированный подход в обучении. Для развития у учащихся творческого мышления к самостоятельной работе следует включать задания и вопросы продуктивного характера. Это позволит учащимся применить знания на практике и использовать их в новой ситуации.
Все задачи и вопросы записываются в дидактической карточки.
Дидактическая карточка - это рациональное средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями. Она содержит основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых учащиеся индивидуально, группами или классом на уроке, на экскурсии, или во время практической работы выполняют задания с целью накопления, а также контроля учителем знаний и умений. Задания к карточкам содержит несколько упражнений, которые обеспечивают усвоение материала.
Для активизации познавательной деятельности дидактические карточки применяются:
1. Во время самостоятельной работы. На уроке каждому ученику дается свой вариант дидактических карточек с вопросами и заданиями, выполнение которых рассчитано на определенное время.
2. В процессе преподавания нового материала. Учителем каждому ученику предлагается дидактический материал в виде карты, которая наравне с картинками, таблицами, экранным пособием и рисунком учителя наглядно дополняет рассказ. Задача учеников заключается в том, чтобы понять содержание рассказа учителя и дополнить карту письменно или графическим изображением (дорисовкой, записями и т.д.). Эта форма применения дидактических карточек не нуждается в творческой деятельности, однако делает учебный процесс более привлекательным, понятным и интенсивнее.
3. Во время закрепления и проверки знаний. Это требует описания или графического изображения отдельных фактов или связей, которые были уже обсуждены на предыдущих уроках или на данном уроке. Такие занятия требуют использования полученных ранее знаний, то есть применение известных фактов в новых ситуациях.
4. На практических занятиях. В этом случае учащиеся вносят в карточки результаты наблюдений, опытов.
5. На экскурсии. Во время самостоятельного изучения природных объектов.
Для дидактических карточек мы рекомендуем такие виды вопросов и заданий.
Вопросы для сравнения.
1. Сравнение полное, когда надо определить в сравниваемых объектах и общее, и особенное - подобное и отличное: В чем сходство и различие строения плодов фасоли и пшеницы?
2. Сравнение неполное, частичное, когда от ученика требуется, чтобы он определил в сравниваемых объектах или только подобное, или только отличное: В чем главное отличие покрытосеменных растений от голосеменных? Чем отличаются твердокрылые от других насекомых? Сравнение может быть проведено по одному из признаков. Сравните крестоцветные и бобовые растения по строению их плодов.
Задачи на определение причинно-следственных связей.
1. Определить последствия по поданной основой: Что происходит, когда хищник схватит ящерицу за хвост?
2. Определить причины по представленным следствиям: Почему зеленые растения без света погибают?
Вопрос на определение взаимосвязей.
Какая взаимосвязь между корнями и листьями? Какое приспособление к жизни в воздухе имеют летучие мыши?
Задачи, которые требуют обобщения и классификации.
1. Сделать обобщения на основе полученных ранее представлений и понятий (показать на фотографиях разных плодов те из них, которые сходны по строению с плодов гороха, изученного учащимися ранее).
2. Подобрать по данному образцу подобные им объекты (рассматривая фотографию, отобрать те плоды, которые относятся к плоду коробочка).
3. Дать классификацию растений или животных, представленных на фотографии, по таксономическими единицами.
4. Обобщить сведения, связанные с жизнедеятельностью растительных и животных организмов. Какие условия необходимы для жизни растений?
Вопросы, которые требуют определения основных характерных черт, признаков предметов и явлений, а также условий протекания любого процесса. Какие особенности строения тела и поведения свойственные хищным птицам? Которое значение для растений имеет вода?
Задачи, которые требуют доказывания и применения знаний. Пользуясь рисунком-схемой, докажите, что в семенах есть жир и крахмал.
II. Задания для самостоятельной работы
1. Пользуясь кратким объяснением представленной инструкции, подготовьте ответы на следующие вопросы: Что понимают под дидактическим материалом? Будет таблица, муляж, модель принадлежать к дидактическому материалу? Ответ обоснуйте. Чем дидактические карточки отличаются от другого дидактического материала? Вопросы и задания рекомендуется для дидактических карточек?
2. Ознакомьтесь с дидактическим материалом, который есть в вашем кабинете, распределите его по группам.
3. Выберите один из дидактических средств, определите раздел программы и тему урока, где его можно использовать. Продумайте возможные варианты его использования на уроке (задание индивидуальное).
III. Внеаудиторная работа
1. Разработайте дидактическую карточку к любому уроку разделов программы «Растение», «Человек», продумайте методику ее применения с последующей защитой ее на занятии (индивидуально).
2. Изучите краткое пояснение к занятию 7.
IV. Литература: 25, 28, 46, 50, 53.
ЗАНЯТИЕ №6