Периодизация развития личности

§ по типу ведущей деятельности(Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев)

усвоение способов и норм отношений между людьми 0-1 год непосредственное эмоциональное общение 3-7 лет ролевая игра 11-14 лет интимно-личностное общение
усвоение способов оперирования предметами 1-3 года предметно-манипулятивная деятельность 7-10 лет учение 14-17 лет учебно-профессиональная деятельность

§ по стадиям формирования внутреннего мира личности

оживление способность к общению и восприятию одушевление (1-6 лет) зарождение самостоятельности персонализация (7-18 лет) формирование Я-концепции индивидуализация (18-40 лет) саморазвитие личности универсализация (40 и более лет) сформированная личность

§ по кризисам возрастного развития

0-1 год базовое доверие 1-3 года автономия 3-7 лет инициативность 7-10 лет компетентность 11-17 лет идентификация 18-25 лет поиск близости 25-45 лет коллективизм 45-65 лет удовлетворение

§ по динамике целей и намерений

до 15 лет отсутствие самостоятельных целей 15-25 лет осознание своих потребностей 25-45 лет реализация намеченных целей 45-65 лет переосмысление целей 65 и более лет осмысление жизни

Деятельность

Активность– свойство живых существ, проявляющееся во взаимодействии с окружающей средой; бывает внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая).

Деятельность – форма активного взаимодействия личности или социальной общности с окружающим миром, проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира; в деятельности проявляются и формируются качества личности

3.1. Структура деятельности:

§ Субъект (тот, кто осуществляет деятельность) § Объект(на что направлена деятельность): материалы, предметы, области жизни § Средство(с помощью чего осуществляется деятельность): орудия труда, умения и навыки. § Цель(осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность) § Результат Проблемы: § выбор достижимой цели § соответствие средств поставленной цели § соответствие достигнутого результата поставленной цели

Мотивы деятельности

Потребность –переживаемая нужда в том, что требуется для поддержания и развития организма и личности, предпосылка деятельности

- биологические - социальные - идеальные (духовные) Иерархия (пирамида) потребностей А.Маслоу: физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – духовные - разумные, истинные (то, что необходимо и соответствует потребностям окружающих) - неразумные, ложные

§ Бессознательные мотивы: инстинктивное влечение, стереотипы автоматизированных действий.

§ Желания– осознанные потребности

§ Интересы– условия общественного развития, которые предоставляют наибольшие блага (индивидуальные, групповые, общественные)

§ Идеалы– высшая цель стремлений, представление о совершенстве

§ Убеждения, принципы– устойчивые взгляды на мир, представление о ценностях; их система - мировоззрение

Направленность личности –ценностная ориентация личности, влияющая на поведение человека через выбор мотивов и способов их реализации. § альтруистическая (на взаимодействие с людьми) § эгоцентрическая (на личные интересы) § деловая(на результат деятельности) Социальная установка – обусловленная прошлым опытом общая ориентация, предрасположенность к определённым действиям в отношении объекта. Её компоненты: § когнитивный (познавательный):мнения и утверждения об объекте § аффективный (эмоциональный): переживания, связанные с объектом § поведенческий:готовность к определённым действиям в отношении объекта

Фрустрация -психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Предпосылки успешной деятельности

Способности —индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Структура: - биологические особенности - особенности психических процессов - уровень подготовленности и опыт - социально обусловленные качества Стадии развития: - задатки (врожденные психофизиологические особенности) - одаренность (проявившиеся в деятельности способности) - талант (результат опыта работы) - гениальность (способность создавать уникальный продукт деятельности) Уровень: - репродуктивный (воспроизводящий) - реконструктивный (комбинирующий) - творческий


Наши рекомендации