Периодизация развития личности
§ по типу ведущей деятельности(Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев)
усвоение способов и норм отношений между людьми | 0-1 год непосредственное эмоциональное общение | 3-7 лет ролевая игра | 11-14 лет интимно-личностное общение |
усвоение способов оперирования предметами | 1-3 года предметно-манипулятивная деятельность | 7-10 лет учение | 14-17 лет учебно-профессиональная деятельность |
§ по стадиям формирования внутреннего мира личности
оживление способность к общению и восприятию | одушевление (1-6 лет) зарождение самостоятельности | персонализация (7-18 лет) формирование Я-концепции | индивидуализация (18-40 лет) саморазвитие личности | универсализация (40 и более лет) сформированная личность |
§ по кризисам возрастного развития
0-1 год базовое доверие | 1-3 года автономия | 3-7 лет инициативность | 7-10 лет компетентность | 11-17 лет идентификация | 18-25 лет поиск близости | 25-45 лет коллективизм | 45-65 лет удовлетворение |
§ по динамике целей и намерений
до 15 лет отсутствие самостоятельных целей | 15-25 лет осознание своих потребностей | 25-45 лет реализация намеченных целей | 45-65 лет переосмысление целей | 65 и более лет осмысление жизни |
Деятельность
Активность– свойство живых существ, проявляющееся во взаимодействии с окружающей средой; бывает внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая).
Деятельность – форма активного взаимодействия личности или социальной общности с окружающим миром, проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира; в деятельности проявляются и формируются качества личности
3.1. Структура деятельности:
§ Субъект (тот, кто осуществляет деятельность) § Объект(на что направлена деятельность): материалы, предметы, области жизни § Средство(с помощью чего осуществляется деятельность): орудия труда, умения и навыки. § Цель(осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность) § Результат | Проблемы: § выбор достижимой цели § соответствие средств поставленной цели § соответствие достигнутого результата поставленной цели |
Мотивы деятельности
Потребность –переживаемая нужда в том, что требуется для поддержания и развития организма и личности, предпосылка деятельности
- биологические - социальные - идеальные (духовные) | Иерархия (пирамида) потребностей А.Маслоу: физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – духовные | - разумные, истинные (то, что необходимо и соответствует потребностям окружающих) - неразумные, ложные |
§ Бессознательные мотивы: инстинктивное влечение, стереотипы автоматизированных действий.
§ Желания– осознанные потребности
§ Интересы– условия общественного развития, которые предоставляют наибольшие блага (индивидуальные, групповые, общественные)
§ Идеалы– высшая цель стремлений, представление о совершенстве
§ Убеждения, принципы– устойчивые взгляды на мир, представление о ценностях; их система - мировоззрение
Направленность личности –ценностная ориентация личности, влияющая на поведение человека через выбор мотивов и способов их реализации. § альтруистическая (на взаимодействие с людьми) § эгоцентрическая (на личные интересы) § деловая(на результат деятельности) | Социальная установка – обусловленная прошлым опытом общая ориентация, предрасположенность к определённым действиям в отношении объекта. Её компоненты: § когнитивный (познавательный):мнения и утверждения об объекте § аффективный (эмоциональный): переживания, связанные с объектом § поведенческий:готовность к определённым действиям в отношении объекта |
Фрустрация -психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей
Предпосылки успешной деятельности
Способности —индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Структура: - биологические особенности - особенности психических процессов - уровень подготовленности и опыт - социально обусловленные качества | Стадии развития: - задатки (врожденные психофизиологические особенности) - одаренность (проявившиеся в деятельности способности) - талант (результат опыта работы) - гениальность (способность создавать уникальный продукт деятельности) | Уровень: - репродуктивный (воспроизводящий) - реконструктивный (комбинирующий) - творческий |