Тема 2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Для характеристики сущности человека «учёные» используют понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов (человек как отдельная особь среди других людей). Индивид отличается от других людей определёнными чертами, данные нам от рождения: телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Это делает нас уникальными существами. Следовательно, индивид – это комплекс врождённых свойств и черт человека. Поэтому новорожденный это уже индивид.
Далее в процессе включения индивида в систему общественных отношений и воздействия общества из индивида рождается личность. Личность – продукт общественных отношений и деятельности, т.е. совокупность приобретенных свойств человека, поэтому правильно утверждают, что личностью становятся.
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые формируются в процессе общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности
• Социальный статус — место человека в системе общественных отношений.
• Социальная роль — образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, а также своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость и уникальность.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (неповторимыми, оригинальными чертами, качествами).
Предпосылкой формирования индивидуальности является среда, в которой он растёт, особенности воспитания, знания, полученные в ходе развития. Быть индивидуальностью – значит иметь свой взгляд на многие вещи, вносить что-то новое. Общество не всегда принимает тех, кто отличается от большинства по своим взглядам, манерам поведения, способу восприятия и отражения окружающего мира и порой приходится отстаивать своё право на индивидуальность.
(«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г. Асмолов)
Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Социальная роль включает в себя множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. В результате люди накапливают личный социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Базовые социальные роли: гражданин, семьянин, потребитель, мыслитель, труженик/работник.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно, стихийно.
Этапы социализации
Этап | Его содержание |
Начальный | Социализация ребенка, преимущественно в семье |
Средний | Обучение в школе |
Завершающий | Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п. |
Этапы социализации:
Первичная социализация (адаптация). Ребёнок от рождения до подросткового периода усваивает социальный опыт некритически (адаптируется, подражает)
Индивидуализация (желание выделить себя среди других, критическое отношение к нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как период, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Интеграция (проявляется желание найти своё место в обществе «вписаться» в него). Интеграция проходит благополучно, если личность принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:
-сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
-изменение себя, стремление «стать как все»;
-конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовой этап социализации. Охватывает весь период зрелости человека, время его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду через свою деятельность.
Послетрудовой этап социализации. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализацияохватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание. Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.