Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции
Раздел 3. Человек
Тема 2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Для характеристики сущности человека «учёные» используют понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов (человек как отдельная особь среди других людей). Индивид отличается от других людей определёнными чертами, данные нам от рождения: телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Это делает нас уникальными существами. Следовательно, индивид – это комплекс врождённых свойств и черт человека. Поэтому новорожденный это уже индивид.
Далее в процессе включения индивида в систему общественных отношений и воздействия общества из индивида рождается личность. Личность – продукт общественных отношений и деятельности, т.е. совокупность приобретенных свойств человека, поэтому правильно утверждают, что личностью становятся.
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые формируются в процессе общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности
• Социальный статус — место человека в системе общественных отношений.
• Социальная роль — образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, а также своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость и уникальность.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (неповторимыми, оригинальными чертами, качествами).
Предпосылкой формирования индивидуальности является среда, в которой он растёт, особенности воспитания, знания, полученные в ходе развития. Быть индивидуальностью – значит иметь свой взгляд на многие вещи, вносить что-то новое. Общество не всегда принимает тех, кто отличается от большинства по своим взглядам, манерам поведения, способу восприятия и отражения окружающего мира и порой приходится отстаивать своё право на индивидуальность.
(«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г. Асмолов)
Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Социальная роль включает в себя множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. В результате люди накапливают личный социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Базовые социальные роли: гражданин, семьянин, потребитель, мыслитель, труженик/работник.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно, стихийно.
Этапы социализации
Этап | Его содержание |
Начальный | Социализация ребенка, преимущественно в семье |
Средний | Обучение в школе |
Завершающий | Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п. |
Этапы социализации:
Первичная социализация (адаптация). Ребёнок от рождения до подросткового периода усваивает социальный опыт некритически (адаптируется, подражает)
Индивидуализация (желание выделить себя среди других, критическое отношение к нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как период, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Интеграция (проявляется желание найти своё место в обществе «вписаться» в него). Интеграция проходит благополучно, если личность принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:
-сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
-изменение себя, стремление «стать как все»;
-конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовой этап социализации. Охватывает весь период зрелости человека, время его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду через свою деятельность.
Послетрудовой этап социализации. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализацияохватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание. Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Виды социальных норм
Виды норм | Признаки | Механизмы контроля |
Правовые | Установлены или санкционированы государством (Конституция государства) | Властные ресурсы государства |
Моральные | Регулируют отношения людей с позиции добра и зла (быть честным) | Общественное мнение, внутренние убеждения людей |
Эстетические | Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном | Общественное мнение |
Обычаи | Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий | Сила привычки |
Религиозные | Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью | Внутренние убеждения людей, деятельность церкви |
Корпоративные | Установлены различными организациями для своих сотрудников (появляться на работе в строгом костюме) | Внутренние убеждения сотрудников, деятельность организации |
Отклоняющееся поведение – поведение людей, которые ведут себя «не по правилам».
Тема 2. Бытие человека
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.
Формы бытия:
· Бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная
· Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности.
· Социальное (общественное) бытие: бытие человека в природе, истории, обществе. Отношение людей к друг другу. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
· Бытие человека
Индивидуальный аспект бытия человека (физиологическое существование). Жизнь человека от рождения до смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы (изменение атмосферного давления определяет самочувствие человека, его собственное давление, с возрастом происходит старение внутренних органов, деформация позвоночника). Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Личностный аспект бытия человека. Включенность человека в культуру
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Пример: верующий христианин во время поста отказывается от употребления пищи животного происхождения, несмотря на интерес к девушке женатый мужчина отказывается вступить с ней в близкие отношения. Тем не менее, считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.
Образец задания
I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?
А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.
Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 4.
Виды потребностей человека
— Биологические (органические, материальные) — связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух для дыхания, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения и связи и др.)
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного, в нравственном поведении, религиозной вере и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая (Классификация разработана американским психологом А. Маслоу):
Базовые потребности | |
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности, принадлежности к социальной группе |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте, властвовать или подчиняться власти • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
Общественные потребности характеризуют социальную жизнь. Индивидуальные потребности могут противоречить интересам общества.
Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности (потребность в алкоголе, наркотиках, табаке и т.д.).
Формы, в которых у разных людей проявляются одни и те же потребности, могут быть разными: у каждого человека своё социальное окружение, неповторимые обстоятельства воспитания, жизненные установки и способности. Пример: стремление к признанию можно удовлетворить через занятие искусством, спортом, получением много денег.
Тема 7. Самореализация
Личность проявляет себя в процессе самореализации.
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Образец задания
Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?
А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.
Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Тема 11. Самопознание
Человек, в отличие от животных,— существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.
Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредствен ным (выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе — он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его переход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
— сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
— оценка других людей;
— отношение личности к собственным успехам и неудачам. Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
• Нереалистическая, завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio — обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.
Образец задания
1 А1.1 Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется
1) самооценкой
2) формированием отношения к своей внешности
3) познанием общественных норм и ценностей
4) определением своих способностей Ответ: 3.
Тема 12. Поведение
Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.
Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели
Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение». Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.
Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,
В последние годы особую значимость для состояния обще-(•! ни, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Виды социального поведения
Образцы, принятые в обществе | ||||
Нравы | Обычаи | |||
Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере изменения сознания людей | Форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено | |||
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Образец задания
А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?
А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.
Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Раздел 3. Человек
Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез(от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Естественно-научные | |||
(материалистические) теории | |||
Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | ||
Религиоз- | Теория | (1809—1882) — | (1820—1895) — |
ная теория | Палеовизита | английский ес- | социальный |
тествоиспытатель, | мыслитель, полит. | ||
создатель эволю- | деятель | ||
ционной теории | |||
Божествен- | Человек — | Человек как | Главная причина |
ное проис- | создание не- | биологический | появления чело- |
хождение | земное, при- | вид имеет | века — труд. Под |
человека. | шельцы из | естественное, | влиянием труда |
Душа — | космоса, по- | природное про- | сформировались |
источник | сетив Землю, | исхождение и | специфические |
человече- | оставили на | генетически свя- | качества челове- |
ского в | ней челове- | зан с высшими | ка: сознание, |
человеке | ческие суще- | млекопитаю- | язык, творче- |
Ства | щими | ские способности |
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное (двойственная сущность человека). Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Дети-маугли несмотря на то, что устроены как остальные люди, но будучи воспитаны животными, вне общества, не впитав общественные нормы, ценности, вели образ жизни близкий к животному, не свойственный людям. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка (основа для существования как биологического вида), условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим (Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
), образуя особый вид Homo sapiens.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству (при определении сущности человека одни акцентируют внимание на его биологической сущности, другие – социальной)..
Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. То что заложено природой определяет сущность человека. Качества, привычки личности передаются по наследству (ответственность, курение, алкоголизм).
Социологизаторский подход:Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова. Человек формируется под влиянием общества. Темперамент врожденный, а характер приобретенный.
Основные отличия человека от животного:
I. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. наличие не только биологических но и духовных потребностей (стремление к познанию мира, художественное творчество). Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).
Образец задания
I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное 3) биологическое 4) биосоциальное Ответ: 4.