Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Раздел 3. Человек

Тема 2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Для характеристики сущности человека «учёные» используют понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов (человек как отдельная особь среди других людей). Индивид отличается от других людей определёнными чертами, данные нам от рождения: телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Это делает нас уникальными существами. Следовательно, индивид – это комплекс врождённых свойств и черт человека. Поэтому новорожденный это уже индивид.

Далее в процессе включения индивида в систему общественных отношений и воздействия общества из индивида рождается личность. Личность – продукт общественных отношений и деятельности, т.е. совокупность приобретенных свойств человека, поэтому правильно утверждают, что личностью становятся.

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые формируются в процессе общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

• Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

• Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, а также своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость и уникальность.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (неповторимыми, оригинальными чертами, качествами).

Предпосылкой формирования индивидуальности является среда, в которой он растёт, особенности воспитания, знания, полученные в ходе развития. Быть индивидуальностью – значит иметь свой взгляд на многие вещи, вносить что-то новое. Общество не всегда принимает тех, кто отличается от большинства по своим взглядам, манерам поведения, способу восприятия и отражения окружающего мира и порой приходится отстаивать своё право на индивидуальность.

(«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г. Асмолов)

Не всякий человек является личностью. Индивидом рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе. Это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социальная роль включает в себя множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. В результате люди накапливают личный социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Базовые социальные роли: гражданин, семьянин, потребитель, мыслитель, труженик/работник.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно, стихийно.

Этапы социализации

Этап Его содержание
Начальный Социализация ребенка, преимущественно в семье
Средний Обучение в школе
Завершаю­щий Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.


Этапы социализации:

Первичная социализация (адаптация). Ребёнок от рождения до подросткового периода усваивает социальный опыт некритически (адаптируется, подражает)

Индивидуализация (желание выделить себя среди других, критическое отношение к нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как период, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Интеграция (проявляется желание найти своё место в обществе «вписаться» в него). Интеграция проходит благополучно, если личность принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:

-сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

-изменение себя, стремление «стать как все»;

-конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовой этап социализации. Охватывает весь период зрелости человека, время его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду через свою деятельность.

Послетрудовой этап социализации. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализацияохватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание. Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды социальных норм

Виды норм Признаки Механизмы контроля
Правовые Установлены или санкционированы государством (Конституция государства) Властные ресурсы государства
Моральные Регулируют отношения людей с позиции добра и зла (быть честным) Общественное мнение, внутренние убеждения людей
Эстетические Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном Общественное мнение
Обычаи Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий Сила привычки
Религиозные Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью Внутренние убеждения людей, деятельность церкви
Корпоративные Установлены различными организациями для своих сотрудников (появляться на работе в строгом костюме) Внутренние убеждения сотрудников, деятельность организации

Отклоняющееся поведение – поведение людей, которые ведут себя «не по правилам».

Тема 2. Бытие человека

Бытие — философская категория, обозначающая су­ществование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятель­ности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими вхо­дит в сферу бытия.

Формы бытия:

· Бытие процессов природы, а также вещей, произве­денных человеком, т. е. есте­ственная и «вторая приро­да» — очелове­ченная

· Бытие духов­ное: внутрен­ний (духов­ный) мир само­го человека, его сознание, плоды его ду­ховной де­ятельности.

· Социаль­ное (общественное) бы­тие: бы­тие чело­века в природе, истории, обществе. Отношение людей к друг другу. Общественное бытие (отно­шения людей к природе и друг другу) возникает вместе со ста­новлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

· Бытие человека

Индивидуальный аспект бытия человека (физиологическое существование). Жизнь человека от рожде­ния до смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, сущест­вуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы (изменение атмосферного давления определяет самочувствие человека, его собственное давление, с возрастом происходит старение внутренних органов, деформация позвоночника). Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивили­зованных странах фундаментальные права человека на удов­летворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Личностный аспект бы­тия человека. Включенность человека в культуру

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регули­ровать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами. Пример: верующий христианин во время поста отказывается от употребления пищи животного происхождения, несмотря на интерес к девушке женатый мужчина отказывается вступить с ней в близкие отношения. Тем не менее, считается, что индиви­дуальное бытие — основание для бытия личности.

Образец задания

I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природ­ных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от обществен­но-исторических условий существования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 4.

Виды потребностей человека

— Биологические (органические, материальные) — связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух для дыхания, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения и связи и др.)

— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

— Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного, в нравственном поведении, религиозной вере и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, следующая (Классификация разработана американским психологом А. Маслоу):

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. • Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности, принадлежности к социальной группе
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте, властвовать или подчиняться власти • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

Общественные потребности характеризуют социальную жизнь. Индивидуальные потребности могут противоречить интересам общества.

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности (потребность в алкоголе, наркотиках, табаке и т.д.).

Формы, в которых у разных людей проявляются одни и те же потребности, могут быть разными: у каждого человека своё социальное окружение, неповторимые обстоятельства воспитания, жизненные установки и способности. Пример: стремление к признанию можно удовлетворить через занятие искусством, спортом, получением много денег.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным твор­чеством.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 11. Самопознание

Человек, в отличие от животных,— существо, себя по­знающее и сознающее, способное себя поправлять и совершен­ствовать.

Самопознание — изучение личностью собственных пси­хических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредствен ным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осу­ществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешне­го мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот про­цесс называется самоузнавание. С него и начинается самопоз­нание. Взрослый является основным источником знаний ре­бенка о самом себе — он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его переход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в про­цессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка — эмоциональное отношение к собственно­му образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

— сопоставление образа реального «Я» с образом того иде­ала, каким личность хотела бы быть;

— оценка других людей;

— отношение личности к собственным успехам и неудачам. Как полагают психологи, существуют три мотива для об­ращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благопри­ятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: боль­шинство хотят повысить свое самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или не­удовлетворенностью человека самим собой, своей деятельно­стью.

Самооценка

• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

• Нереалистическая, завышенная (у людей, ориентиро­ванных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориен­тированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельнос­ти и поведения. Анализируя и оценивая достижения в опре­деленной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способнос­тей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной лич­ности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положитель­ные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощуще­ний и восприятия начинает формироваться образ «Я». У мо­лодых людей этот образ складывается прежде всего из пред­ставлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно устойчи­вое, в большей или меньшей степени осознанное зафикси­рованное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, ут­вердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с за­писями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio — обращение назад), отражаю­щим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окру­жающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно прово­дить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в про­цессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

Образец задания

1 А1.1 Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей Ответ: 3.

Тема 12. Поведение

Поведение — совокупность поступков человека, совер­шаемых им в относительно продолжительный период в по­стоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельно­стью, но их поведение может быть различным. Если деятель­ность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Действие — процесс, на­правленный на реализацию поставленной цели

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств

Для обозначения поведения человека в обществе исполь­зуется понятие «социальное поведение». Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окру­жающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального по­ведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, па­ника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в осно­ве которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,

В последние годы особую значимость для состояния обще-(•! ни, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и враж­ды между людьми;

— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Виды социального поведения

  Образцы, принятые в обществе  
     
Нравы   Обычаи
Типичные, повторяемые множеством людей реак­ции на определенные собы­тия; преобразуются по мере изменения сознания людей Форма поведения человека в определенной ситуации; обы­чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя­лись и почему так положено
         

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Образец задания

А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суж­дения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обще­стве образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Раздел 3. Человек

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез(от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.

    Естественно-научные
    (материалистические) теории
    Ч. Дарвин Ф. Энгельс
Религиоз- Теория (1809—1882) — (1820—1895) —
ная теория Палеовизита английский ес- социальный
    тествоиспытатель, мыслитель, полит.
    создатель эволю- деятель
    ционной теории  
Божествен- Человек — Человек как Главная причина
ное проис- создание не- биологический появления чело-
хождение земное, при- вид имеет века — труд. Под
человека. шельцы из естественное, влиянием труда
Душа — космоса, по- природное про- сформировались
источник сетив Землю, исхождение и специфические
человече- оставили на генетически свя- качества челове-
ского в ней челове- зан с высшими ка: сознание,
человеке ческие суще- млекопитаю- язык, творче-
  Ства щими ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное (двойственная сущность человека). Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Дети-маугли несмотря на то, что устроены как остальные люди, но будучи воспитаны животными, вне общества, не впитав общественные нормы, ценности, вели образ жизни близкий к животному, не свойственный людям. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка (основа для существования как биологического вида), условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим (Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

), образуя особый вид Homo sapiens.

Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству (при определении сущности человека одни акцентируют внимание на его биологической сущности, другие – социальной)..

Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы. То что заложено природой определяет сущность человека. Качества, привычки личности передаются по наследству (ответственность, курение, алкоголизм).

Социологизаторский подход:Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова. Человек формируется под влиянием общества. Темперамент врожденный, а характер приобретенный.

Основные отличия человека от животного:

I. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. наличие не только биологических но и духовных потребностей (стремление к познанию мира, художественное творчество). Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное 3) биологическое 4) биосоциальное Ответ: 4.

Наши рекомендации