Тема 1. Возникновение и развитие естественных наук
Тема 1. Возникновение и развитие естественных наук
1. Дайте определениятерминов:
Культура. Наука. Концепция. Естествознание. Система. Гипотеза. Научный эксперимент. Интеграция наук. Парадигма.
2. Вопросы для рассмотрения:
1). Что является предметом изучения естествознания?
2). Что значит, что мир познаваем?
3). Чем отличается наука от других отраслей культуры?
4). В чем заключается основной принцип разделения естественных наук на фундаментальные и прикладные?
5). В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии?
6). Наука – благо или зло?
7). В чем отличие химии от алхимии, астрономии от астрологии?
8). В чем отличие естествознания от гуманитарного и технического знания, а также математики?
9). Как влияют на развитие науки внешние и внутренние факторы?
10). Почему в Китае было развито иглоукалывание и определение диагноза по пульсу, а не хирургия, как на Западе?
11). Абсолютна или относительна научная истина?
3. Подготовить сообщения с презентациями на темы:
1). Достижения науки и техники Средневековья (доклад).
2). Вклад Г.Галилея в развитие механики (доклад).
3). Ньютон и его классическая физика (доклад).
Тема 2. Научные революции ХХ-ХХI века в области физики
1. Дайте определениятерминов:
Научная картина мира. Элементарные частицы. Адроны. Лептоны. Кварки. Античастицы. Принцип относительности. Релятивизм. Дуализм. Реликтовое излучение. Вакуум.
Просмотр фрагмента фильма «Большой адронный коллайдер».
Найти ответы на вопросы:
1). Расшифруйте аббревиатуры ЦЕРН, БАК? Какие основные проекты реализуются в ЦЕРНе?
2) Вклад российских специалистов в исследования на БАКе.
3) Какие практические разработки получены на установках коллайдера?
Вопросы для рассмотрения.
1). Как изменила научную картину мира современная физика?
2). Что такое аннигиляция?
3). Чем вещество отличается от поля?
4). Сколько типов физического взаимодействия существует?
5).Что такое корпускулярно-волновой дуализм?
6). Что такое пространственно-временной континуум?
7). Каковы свойства времени (однородность, однонаправленность, одноразмерность)?
8). Существуют ли пространство и время без материи? Если убрать материю, останутся ли пространство и время?
9).Каковы свойства пространства ((трехмерность, однородность, изотропность)?
4. Подготовить сообщения с презентациями на темы:
1. Становление современной физической картины мира: электромагнитная теория Максвелла,
2. Открытия М.Планка , Н.Бора.
Тема 3. Достижения современной химии
1. Дайте определениятерминов:
Атом. Молекула. Соединение. Структурная формула. Химический элемент. Изотоп. Катализатор. Фермент. Нуклеиновые кислоты. Комплементарность. Матричный синтез.
Вопросы для рассмотрения.
1). Дайте формулировку периодического закона элементов Д.И.Менделеева.
2). Какова структура химического элемента?
3). Что такое простое и сложное вещество?
4). Какую роль играют неорганические элементы в живых системах?
5). Приведите примеры современных эффективных катализаторов.
6). Что изучает космохимия?
7).Чем отличаются метеориты от тел земного происхождения?
3. Подготовить сообщения с презентациями на темы:
1. Открытие качественного многообразия химических элементов.
2. Традиционные и новые материалы и перспективы их применения.
3. Теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем А.П.Руденко
4. Просмотр фрагмента из фильма «Нанотехнологии». Найти ответы на вопросы:
1). Что дало человечеству использование нанотехнологий?
2). В каких отраслях промышленности применяются достижения современной химии?
Тема 6. Человек: соотношение биологического и социального.
Просмотр фрагмента фильма «У истоков человечества».
Найти ответы на вопросы:
1. Чем различаются «человек умелый», «человек прямоходящий», неандерталец, «человек разумный»?
2. Где находится прародина человечества по мнению большинства ученых?
Вопросы для рассмотрения.
1). Что такое инстинкт, научение, запечатление?
2). Как инстинкты связаны между собой?
3). Каково соотношение инстинкта и интеллекта?
4). Каковы формы социального поведения животных?
5). Как можно объяснить альтруизм?
6). Что внесла этология в изучение человека?
7). Что внесла социобиология в изучение человека?
3.Подготовить сообщение с презентацией на тему:
1. Систематика человека.
2. Проблемы этнологии и взгляды на них Л.Н. Гумилева.
3. Проблемы социального и биологического в человеке. Роль агрессии в эволюции видов.
Тема 1. Возникновение и развитие естественных наук
1. Дайте определениятерминов:
Культура. Наука. Концепция. Естествознание. Система. Гипотеза. Научный эксперимент. Интеграция наук. Парадигма.
2. Вопросы для рассмотрения:
1). Что является предметом изучения естествознания?
2). Что значит, что мир познаваем?
3). Чем отличается наука от других отраслей культуры?
4). В чем заключается основной принцип разделения естественных наук на фундаментальные и прикладные?
5). В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии?
6). Наука – благо или зло?
7). В чем отличие химии от алхимии, астрономии от астрологии?
8). В чем отличие естествознания от гуманитарного и технического знания, а также математики?
9). Как влияют на развитие науки внешние и внутренние факторы?
10). Почему в Китае было развито иглоукалывание и определение диагноза по пульсу, а не хирургия, как на Западе?
11). Абсолютна или относительна научная истина?
3. Подготовить сообщения с презентациями на темы:
1). Достижения науки и техники Средневековья (доклад).
2). Вклад Г.Галилея в развитие механики (доклад).
3). Ньютон и его классическая физика (доклад).