Бактериологический анализ молока.
Обсеменение молока микроорганизмами происходит при доении и хранении. Бактерии попадают в молоко из вымени животного, с его кожи, посуды, оборудования, из корма, с рук и одежды доилыцика, а при стойловом содержании животных — из желудочно-кишечного тракта (кишечная палочка, молочнокислые, маслянокислые и гнилостные бактерии). В выводные протоки вымени микроорганизмы проникают через каналы сосков. Большая часть их погибает благодаря бактерицидным свойствам ткани вымени. Жизнеспособными остаются наиболее стойкие группы — микрококки, стрептококки. При неблагоприятных условиях содержания животных в вымя могут попадать и болезнетворные микроорганизмы.
При соблюдении санитарных правил в молоке преобладают микрококки, молочнокислые бактерии (киеечного происхождения), сарцины.
Загрязненное молоко содержит значительное количество бактерий группы кишечной палочки, маслянокислых и гнилостных бактерий.
Во время хранения изменяются количество содержащихся в молоке бактерий и соотношение отдельных видов. Характер изменений зависит от температуры, продолжительности хранения и первоначального состава микрофлоры молока.
При микробиологическом анализе молока делают пробу на редуктазу.
Проба на редуктазу.
В молоке содержатся различные ферменты, в том числе редуктаза , котораянакапливается в молоке, главным образом, при размножении в нем микроорганизмов. Поэтому количество ее в молоке — показатель его бактериальнойобсемененности. Обнаруживается редуктаза по обесцвечиванию красителя — метиленового синего.
При редуктазной пробе сметиленовым синимдобавляют реактив в молоко, отчего оно окрашивается в синий цвет. Редуктаза восстанавливает метиленовый синий, переводя его в бесцветную лейкоформу. Поэтому в присутствии редуктазы молоко, окрашенное метиленовым синим, обесцвечивается.
Свеженадоенное молоко восстанавливает метиленовый синий медленно, с увеличением числа бактерий в молоке скорость восстановления возрастает. По скорости восстановления в молоке метиленового синего можно примерно определить численность бактерий и степень загрязнения молока. Однако строгой зависимости между числом бактерий в молоке и временем обесцвечивания в нем метиленового синего нет, так как каждый вид бактерий выделяет определенное, неодинаковое количество редуктазы.
Для постановки опыта в чистую пробирку наливают несколько капель раствора метиленового синего и 10 мл исследуемого молока, предварительно нагретого до 38—40 °С. После перемешивания пробирку ставят в водяную баню при 40°С (указанная температура оптимальна для редуктазы) и наблюдают за обесцвечиванием. Проба на редуктазу считается законченной, когда наступает полное обесцвечивание молока. Параллельно ставят опыт с молоком, подвергнутым пастеризации.
Зарисуйте происходящее в исследуемых пробах молока на редуктазу.
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тема 4. «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»
Общие понятия о пищевых веществах
Приведите процентное содержание неорганических и органических веществ, находящихся в клетке организма человека.
Неорганические вещества Органические вещества
______________________% _____________________ %
______________________ % ________________________ %
_____________________ %
Белки
1.Белки - это биополимеры, мономерами которых являются ____________________.
В организме белки выполняют функции:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостаток белков в организме приводит к
_______________________________________________________________________________
2. Приведите существующие классификации белков.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что понимают под положительным и отрицательным азотистым балансом?
Соотношение количества азота, поступившего в организм с пищей и выделенного из него называется азотистым балансом.
Азотистое равновесие – состояние организма, при котором количество введенного в организм азота равно количеству азота, выведенного из организма.
Положительный азотистый баланс – это состояние организма, при котором поступление азота превышает его выделение (наблюдается быстрый мышечный рост).
Отрицательный азотистый баланс - состояние организма, при котором количество выведенного из организма азота превышает количество поступившего азота (потеря массы тела).
4.Перечислите незаменимые аминокислоты
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие продукты питания содержат незаменимые аминокислоты в сбалансированном для человека виде?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие существуют рекомендации по включению в рацион питания белков животного и растительного происхождения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Изучение свойств белков.
1) При действии концентрированных растворов нейтральных солей, например, NaCl, (NH4)2SO4, происходит высаливание белка (обратимая денатурация). Чтобы убедиться в этом, к 2–3 мл раствора белка небольшими порциями прибавьте концентрированный раствор хлористого натрия (NaCl). Когда концентрация раствора достигнет примерно 50 %, раствор помутнеет. Затем прибавьте воды, при этом концентрация соли уменьшится, и выпавший в осадок белок снова перейдет в раствор.
2) При кипячении и при действии крепких минеральных кислот (HCl, H2SO4, HNO3) происходит необратимая денатурация белка. Возьмите 2 мл раствора белка и доведите до кипения. Выпадает осадок белка. К 2–3 мл раствора белка прибавьте HCl. Также образуется осадок.
3) Белки с ионами тяжелых металлов образуют соли, нерастворимые в воде. К 2 мл раствора белка приливают по каплям 5% раствор сернокислой меди CuSO4. Появляется осадок, не растворяющийся в избытке реактива. То же самое происходит, если прилить к раствору белка 5% раствор уксуснокислого свинца Pb(CH3COOO)2.
4) Цветные реакции:
• Биуретовая реакция. Обусловлена наличием пептидных связей в молекуле белка, благодаря которым в щелочной среде с солями меди белок образует цветную комплексную соль. Для проведения реакции к 1 мл раствора белка добавьте 1–2 мл 10 % раствора щелочи (NaOH) и 1–2 капли 1% раствора сернокислой меди CuSO4. Образуется осадок гидроксида меди (II), который в присутствии белка растворяется и дает фиолетовое окрашивание.
• Ксантопротеиновая реакция. Основана на способности присутствующих в молекуле белка ароматических аминокислот (тирозин, триптофан, фенилаланин) образовывать под действием концентрированной азотной кислоты при нагревании желтоокрашенные нитросоединения. Для проведения реакции к 2 мл раствора белка прилейте 0,5–1 мл концентрированной азотной кислоты (HNO3). Выпадает осадок, который при нагревании приобретает желтую окраску.
• Цистеиновая реакция (Реакция с уксуснокислым свинцом). Положительная реакция указывает на наличие в белковой молекуле слабосвязанной серы цистеина. 1–2 мл раствора белка прокипятите 2–3 минуты с двойным объемом 10 % раствора едкого натра (NaOH), затем прибавьте 1–2 капли 5 % раствора уксуснокислого свинца Pb(CH3COOO)2. Выпадает черный осадок сульфида свинца PbS.
Выводы..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Жиры
1. Жиры состоят из
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В организме жиры выполняют функции
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Недостаток жиров в организме приводит к
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Приведите классификацию жиров:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите ненасыщенные жирные кислоты. В каких пищевых продуктах они содержатся? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каким должно быть соотношение жиров животного и растительного происхождения в питании человека?
____________________________________________________________________________________
5.Охарактеризуйте физиологическую роль в питании человека жироподобных веществ.
Фосфолипиды______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Стероиды__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Холестерин _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лецитин____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение свойств жиров.
1). Жиры можно обнаружить в семенах льна, подсолнечника. Без окрашивания капли жира видны под микроскопом в виде блестящих шариков. Для этого разотрите семена в ступке. Растертую массу нанесите в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите в микроскоп. Сделайте рисунки.
Выводы.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Углеводы
1. Углеводы состоят из
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.В организме углеводы выполняют функции
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.Недостаток углеводов в организме приводит к
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4.На какие группы подразделяют углеводы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников моносахаридов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников дисахаридов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Охарактеризуйте биологическую роль и приведите примеры пищевых источников перевариваемых полисахаридов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Охарактеризуйте биологическую роль и перечислите пищевые источники неперевариваемых полисахаридов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясните, почему даже при недостаточном поступлении жира в организм человека не наступает истощение, если в пище имеется достаточное количество углеводов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение свойств углеводов.
Полисахариды.
Крахмал.
1) Качественным реактивом на крахмал является раствор йода в йодистом калии (I2 в KI). Для обнаружения крахмала на срез клубня картофеля нанесите каплю раствора. Срез, содержащий крахмал, окрашивается в синий цвет.
2). Для изучения свойств крахмала проделайте следующее: а) Щепотку крахмала всыпьте в пробирку и прилейте 10 мл воды. Встряхните и дайте отстояться. Вода быстро становится прозрачной, а крахмал оседает на дно. Крахмал не растворяется в воде. б) В пробирку налейте 5-10 мл крахмального клейстера, добавьте 3-5 капель раствора йода в йодистом калии. Клейстер окрасится в синий цвет. При нагревании эта окраска исчезает, а при охлаждении вновь восстанавливается. в) При кипячении крахмала с минеральными кислотами происходит его гидролитический распад, конечным продуктом которого является глюкоза. Для осуществления кислотного гидролиза крахмала в пробирку налейте 2,5 мл крахмального клейстера и 8 капель соляной кислоты. Осторожно нагрейте и прокипятите над пламенем спиртовки. Образование глюкозы легко проверить Фелинговой жидкостью, предварительно нейтрализовав полученный раствор несколькими каплями гидроксида натрия (NaOH). В пробирку с исследуемым раствором прилейте равный объем Фелинговой жидкости и нагрейте до кипения. При наличии глюкозы выпадает кирпично-красный осадок закиси меди Cu2O.
Выводы....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Дисахариды.
1. Сахароза или тростниковый сахар С12Н22О11 - дисахарид, молекула которого состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Сахароза - нередуцирующий сахар и при нагревании с Фелинговой жидкостью не дает кирпично-красной окраски Cu2O.
2. Мальтоза или солодовый сахар С12Н22О11- редуцирующий (восстанавливающий) дисахарид, и поэтому может восстанавливать Фелингову жидкость с образованием оксида меди (I) Cu2O.
Выводы.........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Моносахариды.
Глюкоза. а) Для открытия глюкозы возьмите в пробирку 1-2 мл раствора глюкозы, прибавьте равный объем жидкости Фелинга и прокипятите. Выпадет красный осадок закиси меди Cu2O.
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Витамины
1. Приведите существующую классификацию витаминов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение следующим понятиям.
Авитаминоз ___________________________________.
Гиповитаминоз ________________________________.
Гипервитаминоз _______________________________.
3. Изучите физиологическое действие основных витаминов, заполните таблицу 8.
Таблица 8.
Характеристика основных витаминов
№ | Название витамина | Физиологическое действие | Признаки авитаминоза |
1. | А | ||
2. | С | ||
3. | D | ||
4. | E | ||
5. | K | ||
6. | B1 | ||
7. | B2 | ||
8. | B5 | ||
9. | B6 | ||
10. | B12 |
Минеральные соли
1. Приведите существующую классификацию минеральных солей:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изучите основные физиологические функции и источники минеральных веществ (см. таблицу 9).
Элементы | Функции | Признаки недостаточности | Признаки избытка | Источники |
Каль-ций | Образование костей и зубов, проведение нерв-ного импульса, мышеч-ное сокращение, сверты-вание крови | Рахит (при сочетании с недостатком вита-мина Д) | Не вреден | Молоко, кефир, йогурт, творог, сыр, хлеб, зелень (укроп, петрушка) |
Фос-фор | Образование костей, синтез биологически активных веществ | Нет | Судороги у новорожденных | Во многих продуктах |
Маг-ний | Развитие скелета, нервная система, мышцы | Слабость, нарушение функции сердца | Нет | Во многих продуктах |
Натрий и хлор | Регулируют водно-соле-вой обмен и кислотно-щелочное равновесие; необходимы для функ-ции нервной системы и мышечного сокращения | Наблюдаются редко судороги, падение АД | Повыше-ние АД у взрослых | В любой пищи с добавлением поваренной соли, в хлебе |
Калий | Регулирует водно-солевой обмен и кислотно-щелочное равновесие; находится внутри клетки | Мышечная слабость, нарушение ритма сердца | Нет | Овощи, фрукты, молоко, мясо |
Желе-зо | Образование гемогло-бина, переносчик O2 | Анемия, утомляе-мость, бледность | Может привести к смерти | Мясо, рыба, пти-ца, хлеб, овощи |
Цинк | Входит в состав около 100 ферментов | Замедление роста детей и подростков, изменение кожи | Тошнота, рвота, изменение крови | Мясо, молоко, хлеб, крупы |
Медь | Входит в состав ферментов | Изменение крови, поражение скелета и сердца | Токсична | Мясо, хлеб, крупы, овощи |
Селен | Входит в состав около 100 ферментов | Поражение сердца | Токсичен | Злаковые продукты, рыба, мясо |
Вода
В организме вода выполняет функции
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________