Биологические и социальные потребности
Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели специфическую «очеловеченную» форму. В конечном счете они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кух-
ню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой социальной надстройкой над первичной биологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальныепотребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются и конечном счете на основе труда и абстрактного мышления — чисто человеческих качеств и способностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам.
1. Социальные потребности не возникают и ходе дарвиновской био
логической эволюции, а искуса пенно воспроизводятся человеком
в процессе преобразования природной среды и самого себя.
2. Социальные потребности универсальны. Человек как универ
сальное существо может производить «по меркам любого вида»
(Маркс). Человек живет шеи природой, прекращает ее в свое «не
органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения сво
их потребностей способен использовать любые ее сферы и мате
риалы.
3. Социальные потребности человека носят исторический характер,
т. е. могут непрерывно разниматься (закон возвышения потребно
стей). Потребности животного того или иного биологического ви
да, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего
времени существования этого вида.
4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и по
знанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то
непреодолимых границ и пределов эволюции.
5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и
поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному фор
мированию и контролю (которого не может быть у животных).
Любая социальная потребность имеет свою биологическую осно
ву, некий биологический пласт или компонент (см.: гл. 3, § 4). Так,
84 Глава 4. Концепция потребностей в философии
человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому, как отмечалось в гл. 3, § 4, сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия и переработки информации.