Тема: медицинская арахнология.

Многие представители класса паукообразных являются временными или постоянными паразитами человека и животных. Одни из них переносят возбудителей трансмиссивных болезней, другие сами способны их вызывать. Знание строения, жизненных циклов паукообразных необходимы врачу для планирования и проведения противоэпидемических мероприятий и профилактики целого ряда заболеваний.

Представители: Тип: Членистоногие - Arthropoda.

Подтип: Хелицеровые - Chelicerata.

Класс: Паукообразные - Arachnoidea.

Подкласс: Клещи - Acarina.

Отряд: Акариформные - Akaiformes.

Чесоточный зудень - Sarcoptes scabiei.

Отряд: Паразитоформные - Parasitiformes.

Семейство Иксодовые - Ixodidae.

Собачий клещ - Ixodes ricinus.

Таежный клещ - Ixodes persulkatus.

Семейство аргазовые - Argasidae.

Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, циклы развития представителей отряда клещей.

2. Уметь идентифицировать виды клещей.

3. Знать меры личной и общественной профилактики.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать основы учения о природной очаговости болезней.

2. Знать типы развития организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Общая характеристика и классификация членистоногих.

2. Характеристика и классификация паукообразных.

3. Характеристика и классификация отряда клещей.

4. Морфология и цикл развития чесоточного зудня.

5. Морфология и цикл развития таежного клеща.

6. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей.

7. Морфологические и биологические особенности аргазовых клещей.

8. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

9. Меры защиты от клещей.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 287–297.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 184-194.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 310-312, 315-318, 333-337, 344-347, 354-364.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Общая характеристика Типа Членистоногие.

2. Классификация членистоногих.

3. Общая характеристика класса паукообразные.

4. Характеристика и систематика клещей.

5. Морфологические особенности и цикл развития чесоточного зудня.

6. Особенности строения и цикл развития иксодового клеща.

7. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей.

8. Особенности строения и цикл развития аргазовых клещей.

9. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ САМКИ СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА. тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru
       
тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru

1. На тотальном микропрепарате самки иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самки клеща и зарисовать её в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – стигмы; 5 – ана-льное отверстие.    
       
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ САМЦА СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА.

тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru

1. На тотальном микропрепарате самца иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самца клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – анальное отверстие.
III. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РОТОВЫХ ОРГАНОВ КЛЕЩА.
     
тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru

1. На микропрепарате ротовых органов иксодового клеща обратить внимание на расположение, особенности строения ротовых органов. Зарисовать препарат в альбом. 2. На рисунке отметить: 1 - хелицеры; 2 – гипостом; 3 – пальпы.  
IV. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПОСЕЛКОВОГО КЛЕЩА.
     
тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru тема: медицинская арахнология. - student2.ru

1. На тотальном микропрепарате поселкового клеща обратить внимание на размеры тела, положение ротовых органов, отсутствие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности.  
V. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЧЕСОТОЧНОГО КЛЕЩА тема: медицинская арахнология. - student2.ru 1. На тотальном микропрепарате самки чесоточного клеща при ма-лом увеличении микроскопа обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размеры конечностей. 2. Зарисовать в альбом самку клеща. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности; 3 – шипики; 4 – щетинки.


Наши рекомендации