ПРОСТЕЙШИЕ – ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.
Некоторые формы царства Простейших, паразитируя у человека, оказывают патогенное влияние на различные системы органов. Для ранней диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых этими паразитами, необходимо знание их морфологии и особенностей жизненных циклов.
Представители: Царство Простейшие – Protozoa
Тип: Sarcomastigophora – саркожгутиконосцы
Класс: Саркодовые (Sarkodina)
Дизентерийная амеба (Entamoeba histolytica)
Kишечная амеба (Entamoeba coli)
Класс: Жгутиковые (Flagellata)
Лямблия (Lamblia intestinalis)
Трихомонады (Trichomonas hominis)
- (Trichomonas vaginalis)
Лейшмании (Leishmania tropika)
- (Leishmania donovani)
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить строение и циклы развития указанных представителей.
2. Знать профилактику заболеваний, вызываемых ими.
3. Уметь идентифицировать паразитов по вегетативным формам и цистам.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать биологию клетки.
2. Иметь представления об основах паразитизма.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Характеристика типа Sarcomastigofora.
2. Характеристика классов Sarcodina и Flagellata.
3. Локализация паразитов изучаемых классов в организме хозяина.
4. Географическое распространение.
5. Морфологические особенности.
6. Жизненный цикл.
7. Патогенное действие.
8. Диагностика.
9. Профилактика.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн.. 2. - С. 221–223; 225–230; 235-240.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 32-33, 38-40.
4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л.: Медицина, 1974. - С. 48–75; 77-110.
5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Характерные признаки типа Sarcomastigophora.
2. Особенности класса "Саркодовые".
3. Жизненный цикл дизентерийной амебы.
4. Источники и пути заражения амебиазом.
5. Морфологические отличия вегетативных форм, цист дизентерийной и кишечной амебы.
6. Характеристика класса "Жгутиковые".
7. Морфология лямблий, локализация их в организме человека.
8. Диагностика и профилактика лямблиоза.
9. Отличия влагалищной трихомонады от кишечной.
10. Источники и пути заражения лейшманиозом.
11. Отличия лептомонадных и лейшманиальных форм.
12. Методы диагностики амебиаза, лямблиоза, трихомонозов, лейшманиозов.
13. Профилактика кишечных инвазий, дерматотропного и висцеротропного лейшманиоза, урогенитального трихомоноза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий | ||||||
I. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ АМЕБЫ ОБЫКНОВЕННОЙ –Amoeba proteus.
| 1. Привести микроскоп в рабочее положение и положить препарат на предметный столик. 2. Найти при малом увеличении в препарате амебу протея. 3. Изучить препарат, зарисовать в альбом и обозначить: 1 - псевдоподии, 2 - ядро, 3 - эктоплазма, 4 – эндоплазма. 6. Убрать препарат. | ||||||
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ДИЗЕНТЕРИЙНОЙ АМЕБЫ E. histolytica forma magna. 4 5 6 | 1. Зарисуйте с таблицы вегетативную форму дизентерийной амебы. На рисунке укажите: 1 - эктоплазма; 2 – эндоплазма; 3 – ядро; 4 – кариосома; 5 – хроматин; 6 – эритроциты. | ||||||
III. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ ФОРМЫ КИШЕЧНОЙ АМЕБЫ – E. coli. | 1. Зарисуйте с таблицы вегетативную форму кишечной амебы. На рисунке укажите: 1 – эндоплазма; 2 – ядро; 3 – кариосома; 4 – хроматин; 5 – вакуоли. | ||||||
IV. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЦИСТ ДИЗЕНТЕРИЙНОЙ И КИШЕЧНОЙ АМЕБ. А Б | 1. Зарисуйте с таблицы цисты дизентерийной (А) и кишечной (Б) амеб. На рисунке укажите: 1 – оболочка ; 2 – цитоплазма; 3 – ядра. | ||||||
V. ИЗУЧИТЬ МОРФОЛОГИЮ ЛЯМБЛИЙ. | 1. Положить на предметный столик препарат вегетативной формы лямблии. 2. При малом увеличении найти объект. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение. 4. Обратить внимание на форму тела, ядерный аппарат, присасывательный диск, жгуты. 5. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - ядра, 2 - присасывательный диск, 3 – жгутики. | ||||||
VI. ЦИСТА ЛЯМБЛИИ.
| 1. Изучите по таблице строение цисты лямблии. 2. Обратите внимание на форму, характер оболочки, число ядер, цитоплазматические части жгутиков. 3. Зарисуйте цисту, на рисунке укажите: 1 – ядра; 2 – жгутики; 3 – оболочка. | ||||||
VII. ИЗУЧИТЬ МОРФОЛОГИЮ ЛЕЙШМАНИЙ.
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти лейшманий. 3. Перейти на большое увеличение и изучить строение лептомонадных форм паразита. 4. Зарисовать в альбом 2-3 лейшма-нии, на рисунке отметить: 1 - ядро; 2 – кинетопласт; 3 – жгутики. | ||||||
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Найти в окрашенном мазке при малом увеличении трихомонаду. 3. Зарисовать препарат и отметить на рисунке: 1 – трихомонада; 2 – ядро; 3 - ундулирующая мембрана; 4 – клетки влагалищного эпителия; 5 – аксостиль: 6 – жгутики. |
ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТОЗООЛОГИЯ.
ПРОСТЕЙШИЕ - ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.
Малярийный плазмодий, токсоплазма и балантидий встречаются повсеместно и вызывают тяжелые заболевания. Диагностика и профилактика этих заболеваний требует знаний морфологии и биологии названных паразитов.
Представители: Подцарство Простейшие - Protozoa
Тип: Apicomplexa
Класс: Споровики (Sporozoa)
Род: Plasmodium.
Возбудители малярии человека:
- Plasmodium vivax;
- Plasmodium malariae;
- Plasmodium falciparum;
- Plasmodium ovale.
Токсоплазма (Toxoplasma gondii)
Тип: Ресничные (Cyliophora)
Класс Равноресничные – (Cyliata)
Возбудитель балантидиазад - балантидий (Balantidium coli)
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить строение, циклы развития, профилактику заболеваний, вызываемых указанными паразитами.
2. Уметь диагностировать возбудителей малярии, токсоплазмоза, балантидиаза.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать биологию клетки.
2. Иметь представление об основах паразитизма.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Характеристика класса.
2. Локализация паразита в организме хозяина.
3. Географическое распространение.
4. Морфологические особенности.
5. Жизненный цикл.
6. Патогенное действие.
7. Диагностика.
8. Профилактика.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 223–225; 229–230; 233–235; 240-244.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 41-46, 48-49.
4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 110-116; 120-152.
5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Общая характеристика класса споровиков.
2. Источники и пути заражения человека малярией.
3. Стадии развития малярийного плазмодия в предэритроцитарный период.
4. Эритроцитарная шизогония.
5. Гаметогония.
6. Сравнительная характеристика шизогонии 3-, 4-дневной и тропической малярии.
7. Формы плазмодия, инвазионные для комара.
8. Стадии развития плазмодия в организме комара.
9. Лабораторная диагностика малярии.
10. Меры профилактики и борьбы с малярией.
11. Морфология токсоплазмы и место локализации в организме человека.
12. Локализация токсоплазмы в организме окончательного хозяина и стадии развития.
13. Источники и пути заражения человека токсоплазмозом.
14. Опасности токсоплазмоза и его диагностика у человека.
15. Характеристика класса инфузории.
16. Источники и пути заражения человека балантидиазом.
17. Место локализации балантидия в организме человека и его патогенное действие.
18. Диагностика балантидиаза, меры личной и общественной профилактики.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий | |||
I. ИЗУЧЕНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ПЛАЗМОДИЯ В МАЗКАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ МАЛЯРИЕЙ. Стадия кольца Амебовидный шизонт Зрелый шизонт Делящийся шизонт Макрогаметоцит | 1. В мазке крови при большом увеличении (иммерсионный объектив 90) найти наиболее раннюю стадию развития шизонта - кольцо. 2. Сопоставить размеры паразита на этой стадии с величиной эритроцита. 3. Обратить внимание на количество цитоплазмы, форму паразита, размеры вакуоли. 4. Зарисовать. 5. В этом же препарате найти стадию амебовидного шизонта. 6. Обратить внимание на размеры, форму тела, наличие псевдоподий, пигментные включения в цитоплазме. 7. Зарисовать. 8. Перемещая препарат на предметном столике, найти стадию делящегося шизонта, подсчитать число мерозоидов, обратить внимание на размеры, отсутствие в цитоплазме вакуоли. 9. Зарисовать. 10. Найти стадию гаметоцита. Отметить размеры и форму тела, скопления в цитоплазме пигмента, характер оболочки. 11. Зарисовать. 12. В выполненных рисунках обозначить: 1 - ядро, 2 - цитоплазма, 3 - вакуоль, 4 - эритроцит. 13. Убрать препарат. | |||
II. ИЗУЧЕНИЕ СХЕМЫ ЖИЗНЕНОГО ЦИКЛА МАЛЯРИЙНОГО ПЛАЗМОДИЯ. | 1. Изучить по таблице стадии развития плазмодия в организме окончательного и промежуточного хозяина. 2. Зарисовать схему в альбом. | |||
III. ИЗУЧИТЬ МОРФОЛОГИЮ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОКСОПЛАЗМЫ.
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При объективе малого и большого увеличения рассмотреть вегетативную форму токсоплазмы. 3. Обратить внимание на величину, характерные черты организации. 4. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - цитоплазма, 2 – ядро. | |||
IV. ИЗУЧИТЬ МОРФОЛОГИЮ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БАЛАНТИДИЯ. | 1. Положить препарат на предметный столик. 2. В микропрепарате при малом и большом увеличении и найти балантидия. Обратить внимание на размеры, форму тела, ядро. 3. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - балантидий; 2 - клетки стенки толстого кишечника; 4 – ядро (макронуклеус); 5 – цитоплазма; 6 – вакуоль. 4. Убрать препарат. 5. Изучить схему жизненного цикла балантидия. 6. Обратить внимание на пути и механизмы передачи паразита. 7. Зарисовать цикл развития балантидия с таблицы. |