Тема: введение в медицинскую генетику.
Накопление сведений о наследственности и изменчивости организма человека, закономерностях наследования и проявления его фенотипических признаков и свойств привело к появлению в XX столетии дисциплины, получившей название медицинская генетика. Используя данные классической генетики как фундаментальную основу, она сосредоточивает основное внимание на изучении наследственной патологии человека, причинах ее возникновения, лечения и профилактики. Изучение основ медицинской генетики позволяет понять причинно-следственный механизм возникновения наследственных болезней, особенно их фенотипического проявления и наследования, что является необходимым элементом в формировании клинического мышления будущего специалиста.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Усвоить предмет и задачи медицинской генетики.
2. Познакомиться с наследственной патологией человека.
3. Изучить основные направления профилактики и лечения наследственных болезней.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать организацию наследственного вещества и потока информации в клетках высших организмов.
2. Иметь представление о закономерностях реализации генетической информации в онтогенезе.
3. Понимать закономерности формирования фенотипа как результата функционирования генетической системы организма.
4. Представлять особенности и знать методы генетического анализа у человека.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Медицинская генетика. Предмет и задачи исследования.
2. Классификация наследственной патологии человека.
3. Генные болезни. Причины и основные механизмы их проявления и наследования.
4. Хромосомные болезни. Основные типы хромосомных аберраций.
5. Геномные мутации и их фенотипическое проявление.
6. Мультифакториальные болезни человека. Характеристика, особенности фенотипического проявления.
7. Роль среды в проявлении мультифакториальной патологии.
8. Критика представлений о фатальном характере наследственных болезней.
9. Критика социал-дарвинизма и буржуазной евгеники.
10. Принципы лечения наследственной патологии.
11. Пути профилактики наследственных болезней.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 1. - С. 182–186, 190–200, 254-263.
3. Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. - 1994.
4. Прокофьева-Бельговская А.А. Основы цитогенетики человека. - М., 1969.
5 Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что представляет предмет изучения медицинской генетики?
2. Какие задачи она решает?
3. Принципы классификации наследственных болезней.
4. В чем причина возникновения генных заболеваний?
5. Перечислите известные вам генные болезни и рассмотрите их первичный биохимический эффект.
6. Рассмотрите типы наследования, характерные для генных болезней, и приведите примеры.
7. Общая характеристика и частота распространения хромосомных болезней.
8. Перечислите виды хромосомных аберраций.
9. Назовите наследственные болезни, связанные с геномными мутациями.
10. В чем сущность мультифакториальной патологии?
11. Перечислите наиболее распространенные болезни с наследственным предрасположением.
12. Приведите примеры влияния среды на проявление мультифакториальной патологии.
13. В чем несостоятельность представлений о фатальном характере наследственных болезней?
14. Перечислите основные направления лечения наследственной патологии.
15. В чем сущность пренатальной диагностики и каковы принципы медико-генетического консультирования?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий |
I. ИЗУЧЕНИЕ КАРИОТИПА ЧЕЛОВЕКА ПРИ: а) синдроме Дауна; б) синдроме Шерешевского - Тёрнера; в) синдроме Кляйнфельтера; г) трисомии по Х-хромосоме. | 1. Используя микроскоп, найти в препарате метафазную пластинку. 2. Зарисуйте изучаемый кариотип в альбом. Проведите анализ и обозначьте гомологичные пары хромосом. 3. На основании проведенного исследования сформулируйте заключение. |
II. ИЗУЧЕНИЕ ФОТОКАРИОГРАММ КАРИОТИПА ЧЕЛОВЕКА В НОРМЕ И ПРИ ХРОМОСОМНЫХ БОЛЕЗНЯХ. | 1. На чистом листе разложить фотографию кариотипа человека. 2. Используя принципы Денверской классификации, систематизировать хромосомы по группам. 3. На основании проведенного анализа кариотипа сформулировать заключение (поставить диагноз). |
III. АНАЛИЗ НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. | 1. Построить родословную согласно легенде, изложенной в задаче. 2. Провести анализ родословной и установить тип наследования. 3. Оценить риск проявления заболевания у потомков пробанда. |
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. | 1. Изучить условие задачи. 2. Представить условие задачи в письменном виде в соответствии с существующими требованиями. 3. Решить задачу и дать биологическое обоснование полученному результату. |
С Е М И Н А Р