Тема: закономерности изменчивости организмов.
В основе существующего многообразия живых организмов, проявления их биологической индивидуальности лежит фундаментальное свойство живого, получившее название изменчивости. Находясь в диалектическом единстве с наследственностью, оно является одним из главных факторов, обеспечивающих совершенствование и развитие биологических систем на различных уровнях организации. Изучение форм проявления изменчивости, причинно-следственных отношении между наследственным веществом и факторами среды позволяет проникать в глубинные механизмы, составляющие сущность живого и обеспечивающие его эволюцию.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Рассмотреть изменчивость как свойство живого.
2. Изучить формы и уровни ее проявления.
3. Оценить значение изменчивости в эволюции.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать материальные основы организации живого вещества.
2. Иметь представление о взаимодействии наследственности и среды в формировании генотипа.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Понятие об изменчивости как свойстве живого.
2. Основные формы изменчивости (наследственная и фенотипическая), их характеристика и значение в индивидуальном и историческом развитии.
3. Комбинативная изменчивость.
4. Мутационная изменчивость.
5. Корреляционная изменчивость.
6. Трансформационная изменчивость.
7. Роль различных видов наследственной изменчивости в эволюции.
8. Мутагенез как процесс возникновения мутации. Виды мутагенеза.
9. Основные факторы мутагенеза и их характеристика.
10. Уровни возникновения мутаций в наследственном веществе.
11. Генные мутации, их частота и классификация.
12. Хромосомные мутации. Их виды (делеция, дупликация, инверсия, транслокация).
13. Геномные мутации (анеуплоидия, гаплоидия, аллоплоидия).
14. Соматические и гаметические мутации. Их влияние на генофонд популяций.
15. Факторы, препятствующие проявлению рецессивных генных мутаций.
16. Репарация генетического материала. Механизмы репарации ДНК.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 1. - С. 78–92; 133–142; 148–154; 181; 186–200; 221–233.
3. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 290–296, 308-315, 318–343, 347–354, 360-369.
4. Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике. - М., 1969.
5. Хелевин Н.В. и др. Задачник по общей и медицинской генетике. - М., 1984.
6. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дайте определение понятию "изменчивость".
2. Назовите основные формы изменчивости и раскройте их биологическую сущность.
3. Что лежит в основе проявления комбинативной изменчивости? Рассмотрите примеры.
4. Роль комбинативной изменчивости в формировании разнообразия живого.
5. Взаимоотношения среды и наследственного вещества. Мутагенез и его виды.
6. Факторы мутагенеза и их характеристика.
7. Мутации, как основной материал для эволюции.
8. Уровни возникновения мутаций и их характеристика.
9. Биологическая роль генетических и соматических мутаций.
10. Явление трансформации.
11. Корреляционная изменчивость и ее роль в поддержании гомеостаза организма.
12. Репарация генетического материала. Механизмы репарации.
13. Биологическая роль наследственной и модификационной изменчивости в онто- и филогенезе организмов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий |
I. ИЗУЧЕНИЕ МУТАЦИЙ ПОЛИТЕННЫХ ХРОМОСОМ. | 1. Положите препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении микроскопа найти в препарате политенную хромосому. 3. Используя правила микроскопии с иммерсией, рассмотреть строение политенной хромосомы в норме. 4. Зарисовать строение политенной хромосомы в норме и отметить: 1 – политенная хромосома; 2 - хромомеры; 3 – гетерохроматин; 4 – эухроматин. 5. Аналогичную систему действий применить при анализе структурных аберраций политенных хромосом: а) делеции, б) инверсии, в) транслокации. 6. Убрать препарат. |
II. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОТИПИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ МУТАЦИЙ. а) Норма. б) Вырезка на крыле. | 1. При малом увеличении микроскопа найти в препарате мушку дрозофилу. 2. Проанализировать её внешнее строение в норме и зарисовать исследуемый объект в альбом. Аналогичную систему действий применить при анализе наблюдаемых фенотипических мутаций дрозофилы: в) Изогнутые щетинки |
г) Желтое тело. | д) Бескрылая форма. . |
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. | 1. Изучить условие задачи. 2. Представить условие задачи в письменном виде соответственно существующим требованиями. 3. Решить задачу и дать биологическое обоснование полученному результату. |
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Изучение наследственности и изменчивости организма человека, в отличии от растений и животных, имеет свои особенности, обусловленные объектом исследования - человеческим организмом. Природа этих особенностей диктуется социальной сущностью человека, которая, возникнув на биологической основе и находясь с ней в неразрывном единстве, под действием общественных отношений, является определяющей стороной в жизнедеятельности человека. Именно социальное в человеке определяет методологию, методические подходы, нравственные, этические, правовые и другие аспекты анализа его биологических основ, среди которых важное место занимают наследственность и изменчивость.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Усвоить особенности генетического анализа у человека.
2. Изучить основные методы генетики человека.
3. Уметь использовать методы генетики человека для генетического анализа.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать молекулярные и цитологические основы организации наследственного вещества эукариот и принципы функционирования генома у человека.
2. Владеть основными законами наследования и наследственности.
3. Иметь представление о взаимодействии аллельных и неаллельных генов в пределах генотипа как генетической системы.
4. Знать основные формы, уровни и закономерности проявления изменчивости.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Генетика человека - наука не только биологическая, но и социальная.
2. Предмет и задачи генетики человека.
3. Особенности и трудности проведения генетического анализа у человека.
4. Генеалогический метод и задачи, решаемые с его помощью.
5. Деонтологические аспекты сбора информации при составлении легенды.
6. Методические принципы построения родословных и их анализ.
7. Этиология и генез многоплодия у человека.
8. Близнецовый метод и его значение.
9. Генетико-математический анализ в близнецовых исследованиях.
10. Популяционно-статистический метод в генетике человека.
11. Закон Харди - Вайнберга. Условия идеальной популяции.
12. Генетика групп крови. Математические приемы при изучении гено- и фенотипической структуры популяций по эритроцитарным изоантигенам системы ABO, резус у человека.
13. Цитогенетический метод, этапы его проведения. Значение работ Тьио и Левана в установлении числа хромосом у человека.
14. Биохимический метод.
15. Методы генетики соматических клеток.
16. Молекулярно-генетические технологии.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997. - Кн. 1. - С. 263–281.
3. Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике. - М., 1969.
4. Хелевин Н.В. и др. Задачник по общей и медицинской генетике. - М., 1984.
5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Сформулируйте предмет и задачи генетики человека.
2. Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке и ее влияние на изучение биологических основ.
3. В чем заключаются особенности проведения генетического анализа у человека?
4. Перечислите основные трудности при проведении генетического анализа у человека и пути их преодоления.
5. Определите вопросы, решаемые с помощью генеалогического метода.
6. В чем сущность деонтологических аспектов сбора информации при составлении легенды?
7. Методические принципы построения родословных и используемая символика.
8. Причины и частота рождения близнецов у человека. Типы близнецов.
9. Почему близнецы используются в генетическом анализе у человека?
10. Биологическая сущность близнецового метода и задачи, решаемые с его помощью.
11. Генетико-математический анализ качественных и количественных признаков по данным близнецовых исследований.
12. Понятие о популяции. Условия идеальной популяции.
13. Закон Харди - Вайнберга, его биологическая сущность и математическое выражение.
14. Значение популяционно-статистического метода в генетике человека.
15. Теория множественных аллелей. Основные закономерности наследования групп крови системы ABO, Резус, MN.
16. Формулы Бернштейна для расчета частот генов и генотипов по эритроцитарным изоантигенам в популяции человека.
17. Биохимический метод и его роль в изучении наследственности и изменчивости.
18. Дерматоглифический анализ и его использование в генетике человека.
19. Методы генетики соматических клеток.
20. Молекулярно–генетические технологии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий |
I. АНАЛИЗ ДЕРМАТО-ГЛИФИЧЕСКИХ КАРТ ЧЕЛОВЕКА. | 1. Используя лупу, проведите качественный анализ папиллярных узоров пальцев левой и правой рук человека. 2. Полученные результаты занести в специально подготовленную таблицу. 3. С помощью лупы и препаровальной иглы произведите подсчет папиллярных линий на пальцах, представленных в дермато- глифической карте, с учетом количества и места локализации трирадиусов. 4. Полученные результаты занести в таблицу. 5. Оцените величину угла atd (см. приложение 1). |
II. ОСВОЕНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА. | 1. Используя сведения о родственниках, составьте родословную своей семьи по любому выбранному вами признаку. 2. Постройте родословную своей семьи, включая родственников 2 и 3 степени генетического родства, применяя принятые обозначения. 3. Проведите анализ построенной родословной и на его основе сформулируйте заключение. |
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. | 1. Изучите условия задачи. 2. Представьте условие задачи в письменном виде в соответствии с существующими требованиями. 3. Решите задачу и дайте биологическое обоснование полученному результату. |
Приложение 1
ВИДЫ ПАПИЛЛЯРНЫХ УЗОРОВ | УГОЛ atd | |||
ДУГА (А) ПЕТЛЯ(L) ЗАВИТОК (W) |
Таблица дерматоглифических данных
Пальцы | I | II | III | IV | V | Угол atd |
Узор | ||||||
Гребневой счет |