Тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез.
Важным фактором, лежащим в основе эволюции органического мира, является дискретность существования биологических систем во времени, которая закономерно проявляется в смене поколений. Она заключена между двумя важнейшими биологическими процессами: возникновением нового биологического качества (зарождением) и биологической смертью организма. Жизненный путь организмов, ограниченный этими событиями, получил название индивидуального развития или онтогенеза. Изучение его закономерностей составляет важный раздел науки о жизни и является неотъемлемым элементом в биологической подготовке врача.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить периодизацию и основные закономерности индивидуального развития.
2. Изучить биологические особенности основных этапов.
3. Уметь определять стадии эмбрионального развития.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать организацию и основные закономерности проявления жизни на клеточном уровне.
2. Понимать биологическую сущность и знать способы размножения организмов.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Определение и типы индивидуального развития.
2. Периодизация онтогенеза.
3. Общая характеристика предэмбрионального периода.
4. Эмбриогенез, его биологическая сущность и основные этапы.
5. Оплодотворение как этап онтогенеза и его характерные особенности у человека.
6. Дробление, его типы. Формирование и характеристика бластулы.
7. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.
8. Гаструляция у плацентарных млекопитающих.
9. Гисто- и органогенез.
10. Провизорные органы зародышей позвоночных.
11. Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки.
12. Пространственная ориентация морфогенеза.
13. Роль наследственности и среды в эмбриогенезе.
14. Учение о критических периодах. Нарушения морфогенеза.
15. Особенности внутриутробного развития человека.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высш. школа, 1997-2000. -
Ч. 1. – С. 286-370, 427-437.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1988. - С. 111-116.
4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дайте определение понятию "онтогенез".
2. Рассмотрите биологические особенности основных типов онтогенеза.
3. В чем заключаются особенности развития плацентарных млекопитающих и человека?
4. Периодизация онтогенеза.
5. Биологическая сущность предэмбрионального периода.
6. Эмбриогенез и его периодизация во времени.
7. Биологическая роль оплодотворения и его виды.
8. Дробление как этап эмбриогенеза.
9. Сущность различных типов дробления и их биологическая характеристика.
10. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.
11. Особенности гаструляции у плацентарных млекопитающих.
12. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков.
13. Дайте характеристику провизорным органам зародышей позвоночных и рассмотрите их формирование.
14. В чем сущность молекулярно-генетических механизмов дифференцировки?
15. Ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, межтканевые взаимодействия как отражение избирательной активности генов в развитии.
16. Дайте характеристику основным механизмам морфообразовательных процессов и отметьте их роль в морфогенезе.
17. Роль среды в развитии организма. Критические периоды эмбриогенеза. Тератогенные факторы.
18. Врожденные пороки развития у человека. Их этиология и характеристика.
19. Рассмотрите закономерности внутриутробного развития человека.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий | ||||||||||||
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ. .
| 1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат. | ||||||||||||
II. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. | 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат. | ||||||||||||
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля. | ||||||||||||
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат. |