Тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез.

Важным фактором, лежащим в основе эволюции органического мира, является дискретность существования биологических систем во времени, которая закономерно проявляется в смене поколений. Она заключена между двумя важнейшими биологическими процессами: возникновением нового биологического качества (зарождением) и биологической смертью организма. Жизненный путь организмов, ограниченный этими событиями, получил название индивидуального развития или онтогенеза. Изучение его закономерностей составляет важный раздел науки о жизни и является неотъемлемым элементом в биологической подготовке врача.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить периодизацию и основные закономерности индивидуального развития.

2. Изучить биологические особенности основных этапов.

3. Уметь определять стадии эмбрионального развития.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать организацию и основные закономерности проявления жизни на клеточном уровне.

2. Понимать биологическую сущность и знать способы размножения организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Определение и типы индивидуального развития.

2. Периодизация онтогенеза.

3. Общая характеристика предэмбрионального периода.

4. Эмбриогенез, его биологическая сущность и основные этапы.

5. Оплодотворение как этап онтогенеза и его характерные особенности у человека.

6. Дробление, его типы. Формирование и характеристика бластулы.

7. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.

8. Гаструляция у плацентарных млекопитающих.

9. Гисто- и органогенез.

10. Провизорные органы зародышей позвоночных.

11. Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки.

12. Пространственная ориентация морфогенеза.

13. Роль наследственности и среды в эмбриогенезе.

14. Учение о критических периодах. Нарушения морфогенеза.

15. Особенности внутриутробного развития человека.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высш. школа, 1997-2000. -
Ч. 1. – С. 286-370, 427-437.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1988. - С. 111-116.

4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию "онтогенез".

2. Рассмотрите биологические особенности основных типов онтогенеза.

3. В чем заключаются особенности развития плацентарных млекопитающих и человека?

4. Периодизация онтогенеза.

5. Биологическая сущность предэмбрионального периода.

6. Эмбриогенез и его периодизация во времени.

7. Биологическая роль оплодотворения и его виды.

8. Дробление как этап эмбриогенеза.

9. Сущность различных типов дробления и их биологическая характеристика.

10. Гаструляция. Способы образования зародышевых листков у различных организмов.

11. Особенности гаструляции у плацентарных млекопитающих.

12. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков.

13. Дайте характеристику провизорным органам зародышей позвоночных и рассмотрите их формирование.

14. В чем сущность молекулярно-генетических механизмов дифференцировки?

15. Ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, межтканевые взаимодействия как отражение избирательной активности генов в развитии.

16. Дайте характеристику основным механизмам морфообразовательных процессов и отметьте их роль в морфогенезе.

17. Роль среды в развитии организма. Критические периоды эмбриогенеза. Тератогенные факторы.

18. Врожденные пороки развития у человека. Их этиология и характеристика.

19. Рассмотрите закономерности внутриутробного развития человека.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ. . тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru
       
тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru

1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат.
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.

тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru

тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru
44
тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru
тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ. тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru
тема: закономерности индивидуального развития организмов. эмбриогенез. - student2.ru

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат.

Наши рекомендации