Наследственный аппарат клеток человека.
Морфологическая и функциональная преемственность живых организмов во времени, регуляция процессов жизнедеятельности клеток в их онтогенезе осуществляется на основе наследственной информации, материальным носителем которой является молекула ДНК. Будучи продуктом органического мира, ее организация в пределах отдельного биологического вида, при сохранении основных биологических свойств, имеет свои качественные и количественные особенности, отражающие исторический путь развития вида и его место в современной системе живого. Изучение особенностей организации, хранения и функционирования генетической информации у про- и эукариот позволяет составить представление о молекулярных механизмах, лежащих в основе одного из крупнейших ароморфозов органического мира, приведшем в историческом прошлом к появлению и развитию эукариотических форм.
Изучение особенностей организации наследственного вещества в клетках организма человека позволяет глубже проникнуть в молекулярные механизмы функционирования генома, открывает реальные пути в исследовании структуры и функции его отдельных генов.
I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Изучить особенности организации наследственного материала про- и эукариот.
2. Рассмотреть строение ядерного аппарата эукариот.
3. Изучить особенности организации наследственного вещества в клетках человека.
4. Уметь идентифицировать хромосомы в метафазной пластинке.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать особенности морфологической организации про- и эукариотических клеток.
2. Иметь представления о химическом составе и биологических свойствах ДНК.
3. Знать молекулярные основы организации наследственного вещества про– и эукариот.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Понятие о наследственном материале и его свойствах.
2. Химический состав ДНК и ее строение.
3. Функции ДНК в клетке.
4. Механизм редупликации ДНК.
5. Генетическая роль ДНК и принципы кодирования генетической информации. Свойства кода.
6. Понятие о гене как о функциональной единице наследственности.
7. Свойства генов.
8. Классификация генов.
9. Особенности организации и хранения биологической информации у про- и эукариот как отражение эволюционного процесса и уровней организации живого.
10. Клеточное ядро - информационный центр эукариотической клетки.
11. Основные компоненты клеточного ядра: ядерная оболочка, нуклеоплазма, ядрышко, хроматин.
12. Уровни организации наследственного материала эукариот и их характеристика.
13. Характеристика ДНК человека.
14. Виды нуклеотидных последовательностей, их биологические функции.
15. Нуклеогистоны и их роль в структурной организации хромосом.
16. Биологическая роль нуклеогистонных комплексов.
17. Нуклеосома - структурная единица хромосом эукариот.
18. Морфология метафазной хромосомы.
19. Морфологические типы хромосом.
20. Гетеро- и эухроматин, их биологическая роль.
21. Понятие о кариотипе. Видовая специфичность кариотипа.
22. Кариотип человека и его характеристика.
23. Денверская классификация хромосом человека.
24. Хромосомы - материальные носители наследственности. Локализация генов в хромосоме.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции по биологии клетки.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - Высшая школа, 1997 – 2000. -
Ч. 1. - С. 63–85, 118–130.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1979. - С. 52.
4. Инге–Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 14-17, 64–67, 113–130, 139-142.
4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Открытие ДНК и доказательства ее генетической роли.
2. Строение нуклеотида ДНК.
3. Типы нуклеотидов.
4. Принципы соединения нуклеотидов в молекулу ДНК.
5. Основные свойства ДНК.
6. Механизмы ауторепродукции ДНК.
7. Принципы кодирования биологической информации.
8. Видовая специфичность молекул ДНК.
9. Понятие о гене с молекулярной точки зрения. Свойства гена.
10. Структура гена прокариот.
11. Особенности структурной организации генов эукариот.
12. Функциональная классификация генов.
13. Уровни организации наследственного материала у эукариот.
14. Молекулярная организация хромосом.
15. Структура клеточного ядра.
16. Особенности строения ядерной оболочки, ее функции.
17. В чем заключаются особенности организации генома эукариот?
18. Перечислите основные классы нуклеотидных последовательностей в ДНК клеток человека.
19. Рассмотрите биологические свойства и роль классов нуклеотидных последовательностей в геноме человека.
20. Перечислите уровни упаковки наследственного материала при подготовке клеток к делению.
21. Какие виды белков принимают участие в структурной организации хромосом и какова их роль?
22. Рассмотрите структурную организацию нуклеосомы.
23. Как формируется в клетках человека соленоидные структуры, что они обеспечивают?
24. Рассмотрите морфологию метафазной хромосомы.
25. В чем причина формирования гетеро- и эухроматиновых участков в хромосомах и их биологическое значение?
26. Дайте определение понятию «кариотип».
27. В чем заключается видовая специфичность кариотипа?
28. Дайте общую характеристику кариотипа человека.
29. Сущность Денверской классификации хромосом человека и ее основные принципы.
30. Основные группы хромосом клетки человека и их характеристика.
31. Как локализованы гены в хромосомах?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий | ||
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОЧНОГО ЯДРА.
| 1. На электронограмме клетки найти клеточное ядро. 2. Изучить структуру клеточного ядра, обратить внимание на характер строения ядерной мембраны, её взаимоотношения с цитоплазматической сетью. Рассмотреть структуру кариоплазмы, хроматина, ядрышка. 3. Зарисовать ядро и обозначить: 1 - ядерная оболочка; 2 – кариоплазма; 3 - хроматин; 4 – ядрышко; 5 – поры ядерной оболочки. | ||
II. СХЕМЫ СТРОЕНИЯ НУКЛЕОТИДОВ. | 1. Зарисовать схему строения нуклеотида РНК. | ||
2. Зарисовать схему строения нуклеотида ДНК. | |||
III. СХЕМА СТРОЕНИЯ ПОЛИНУКЛЕОТИДНОЙ ЦЕПИ ДНК. | 1. Зарисовать схему строения участка цепи молекулы ДНК (4-5 нуклеотидов). | ||
IV. СХЕМА СТРОЕНИЯ МОЛЕКУЛЫ ДНК. | 1. Пользуясь таблицей, изучить схему строения молекулы ДНК, её химический состав. 2. Зарисовать отрезок спирали молекулы ДНК, отметить на нем расстояние между цепями и нуклеотидными последовательностями. | ||
V. ИЗУЧЕНИЕ МЕТАФАЗНЫХ ПЛАСТИНОК КЛЕТОК ЧЕЛОВЕКА В НОРМЕ.
| 1. Привести микроскоп в рабочее состояние. 2. Положить препарат метафазных пластинок на предметный столик микроскопа. 3. Используя малое увеличение, найти в препарате метафазную пластинку с хорошим разбросом хромосом и установить её в центр поля зрения. 4. Перевести микроскоп на боль- шое увеличение и добиться четкого изображения хромосом. 5. Сосчитать число хромосом в метафазной пластинке. 6. Найти пары хромосом, принадлежащие каждой из 7 групп, и зарисовать по одной паре из группы в альбом. 7. Сделать обозначения: 1 – короткое плечо; 2 - длинное плечо; 3 - первичная перетяжка. 8. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное состояние. | ||
ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В КЛЕТКЕ.
Живые организмы представляют собой упорядоченные, динамические, самоорганизующиеся системы. В процессе жизнедеятельности клетки ее морфологические структуры функционируют в высшей степени согласованно благодаря тому, что время, место и скорость протекающих в ней процессов обмена регулируются специфическими белками – ферментами. Синтез белков и представляет собой одно из ведущих звеньев реализации биологической информации.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить основные этапы биосинтеза белка.
2. Усвоить основные принципы механизмов регуляции активности генов у про- и эукариот.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать особенности строения генов про- и эукариот.
2. Знать принципы кодирования генетической информации и биологические свойства кода.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. История вопроса о функции гена. Работы Гаррода.
2. Работы Бидла и Татума по изучению функции генов.
3. Сущность гипотезы "один ген - один фермент".
4. Биосинтез белка как процесс реализации биологической информации.
5. Кодовая система белка. Колинеарность биологического кода.
6. Основные этапы биосинтеза белка: транскрипция, трансляция и их механизмы.
7. Оперон, его организация и принципы функционирования.
8. Понятие о транскриптоне.
9. Гены промоторы, операторы, регуляторы. Их характеристика.
10. Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка.
11. Процессинг.
12. Феномен сплайсинга.
13. Механизмы трансляции генетической информации.
14. Мультимерная организация белков как основа их активности и межгенных взаимодействий на уровне конечных биохимических продуктов (на примере гемоглобина человека).
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции по биологии клетки.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - Высшая школа, 1997-2000. - Ч. 1. - С. 93-117.
3. Инге–Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 380-389.
4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дайте определение понятию "ген"
2. В чем заключаются функции гена?
3. Рассмотрите структурную организацию гена прокариот и эукариот.
5. Рассмотрите роль экзонов и интронов в структурной организации гена.
6. Какие молекулы принимают участие в организации первичной структуры белковой молекулы, какова природа их химического взаимодействия?
7. В виде чего записана информация о структуре белка в гене?
8. С чего начинается процесс биосинтеза белка в клетке?
9. Рассмотрите биохимический механизм транскрипции.
10. Как осуществляется механизм трансляции?
11. Что такое кодон, антикодон и каким органическим молекулам они присущи?
12. Биологическая сущность транскриптона.
13. Что такое промотор?
14. Спейсерные участки и их роль в организации информационной зоны.
15. Явление процессинга и его биологическое значение в эукариотической клетке.
16. Феномен сплайсинга.
17. Рассмотрите схемы регуляции транскрипции структурных генов прокариотической клетки по типу индукции и репрессии.
18. Какие принципы положены в основу регуляции функционирования транскриптона эукариот?
19. Рассмотрите структурные уровни организации белковых молекул в клетке.
20. В чем сущность ваших представлений о молекулярных механизмах взаимодействия генов?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий |
I. ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ БИОСИНТЕЗА БЕЛКА (решение задач). | 1. Прочтите условие задачи. 2. На основании приведенных в задаче данных воспроизведите этапы процесса биосинтеза белка и их результаты (задачи № 4, 7); определите структуру смысловой цепи ДНК (задачи 1, 2 из сборника задач данного пособия). |
II. ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ ТРАНСКРИПЦИИ ПО ТИПУ ИНДУКЦИИ. | 1. Пользуясь таблицами, зарисуйте схемы организации оперона и транскриптона. 2. Выделите этапы регуляции транскрипции по типу индукции. |
III. ИЗУЧЕНИЕ ЭТАПОВ ТРАНСКРИПЦИИ ПО ТИПУ РЕПРЕССИИ. | 1. Пользуясь таблицами, зарисуйте схемы организации оперона. 2. Выделите этапы регуляции транскрипции по типу репрессии. |