Тема: клетка - элементарная единица живого.
Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Несмотря на большое морфологическое и функциональное разнообразие, всем клеткам присуща универсальность строения и жизнедеятельности. Изучение организации клетки и ее биологии позволяет понять специфику ее как элементарной живой системы, которой присущи свойства саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизведения.
I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Изучить морфофункциональную организацию элементарной живой системы - клетки.
2. Овладеть навыками определения структур животных клеток.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать общие свойства живого.
2. Знать уровни организации жизни.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. История открытия клетки.
2. Развитие представлений о строении клетки (открытие ядра, цитоплазмы, органоидов).
3. Создание клеточной теории и ее основные положения. Современное состояние клеточной теории.
4. Значение клеточной теории для развития материалистических представлений о единстве органического мира.
5. Типы клеточной организации, их происхождение, эволюция.
6. Прокариотические клетки. Характерные особенности и строение.
7. Эукариотические клетки и особенности их структурной организации.
8. Органоиды эукариотических клеток.
9. Структурные особенности клеточной мембраны и ее функции.
10. Цитоплазма, ее канальцевая и вакуолярная системы, их функции.
11. Органоиды, участвующие в процессах пластического и энергетического обмена.
12. Элементы цитоскелета и внутриклеточного транспорта.
13. Взаимодействие органоидов в процессе жизнедеятельности клетки.
14. Молекулярные, ферментативные и структурно-функциональные комплексы.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции по биологии клетки.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - Высш. школа, 1997 – 2000. - Ч. 1. - С. 36-49.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1979. - С. 20, 22-23.
4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
С. 11-14
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Открытие клетки и развитие представлений о ее строении.
2. Основные положения клеточной теории Шванна, Шлейдена. Развитие клеточной теории в работах Р. Вирхова.
3. Современное состояние клеточной теории.
4. Мировоззренческое значение клеточной теории.
5. Типы клеточной организации, их характерные особенности.
6. Основные органоиды клетки, и их роль в ее жизнедеятельности.
7. Структурная и функциональная организация клеточных мембран.
8. Биологическая роль мембранных белков.
9. Митохондрии и хлоропласты, их биологическая роль.
10. Функциональная связь органоидов клетки.
11. Морфологические особенности растительных клеток.
12. Эволюция клеточной организации. Гипотезы о происхождении клеточной организации и возникновение эукариот.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.
Вид деятельности | Система действий | ||||||
I. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК КРОВИ ЛЯГУШКИ. | 1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить препарат на предметный столик 3. Найти в препарате при малом увеличении эритроциты. Выбрать участок, где эритроциты расположены разреженно. 4. Используя большое увеличение, изучить строение эритроцита. 5. Зарисовать в альбом 5-6 клеток. На рисунке обозначить: 1 - эритроцит; 2 - оболочка, 3 - ядро, 4 – цитоплазма. 6. Убрать препарат. | ||||||
II. ИЗУЧЕНИЕ АППАРАТА ГОЛЬДЖИ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ).
| 1. Изучить строение нервных клеток в ганглии кошки, обратив внимание на форму клеток, наличие ядра, расположение в цитоплазме комплекса Гольджи. 2. Зарисовать в альбом участок нервной ткани из 3-4 клеток. На рисунке обозначить: 1 - нервная клетка; 2 - комплекс Гольджи; 3 – ядро; 4 – цитоплазма. | ||||||
III. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК
| 1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении клетки кожицы лука. Установить в центре поля зрения характерный участок. 3. Рассмотреть препарат при большом увеличении. Обратить внимание на клеточную оболочку и форму ядра, количество ядрышек. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 - оболочка; 2 – цитопла-зма; 3 – ядро. 5. Убрать препарат. | ||||||
| 1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении пигментные клетки. 3. Изучить строение клеток, обратить внимание на форму и расположение включений. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 – ядро; 2 – включения пигмента. 5. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение. |