Методика диагностики типа памяти
Тип памяти | Количество слов в ряду | Количество правильно воспроизведенных слов | Коэффициент памяти С = А/10 * 100% |
Слуховой | 50% | ||
Зрительный | 70% | ||
Моторно-слуховой | 60% | ||
Комбинированный | 50% |
Преобладает зрительный тип памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Методика выявления мыслительных операций»
Время выполнения 15 минут.
Протокол:
Список пар слов- понятий | Сходства и различия |
1. стол-стул | Мебель, на стульях сидят |
2. корова-лошадь | Животные, на лошади ездят, на корове нет |
3.трамвай-автобус | Общественный транспорт |
4. озеро-река | Водоемы |
5. река-птица | Птица живая, река нет |
6. дождь-снег | Осадки |
7. поезд-самолет | Транспорт, на самолете летают, на поезде ездят |
8.ось-оса | Один корень |
9. обман-ошибка | Плохо заканчивается |
10. яблоня-вишня | Деревья, яблоко фрукт, вишня ягода |
11.ботинок-карандаш | Обувь, карандашом рисуют |
12. мальчик- человек | Живые, умные |
13. молоко-вода | Можно пить |
14. ветер-соль | Соль придает вкус |
15.сани-телега | Транспорт |
16. воробей-курица | Птицы, курицу едят, воробья нет |
17. дуб-береза | Деревья, береза светлее |
18. картина-портрет | Рисование, на портрете человек. |
( ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Тест «Скорость протекания мыслительных процессов»
Из 50 ученик написал 28 слов за 14 минуты 26 секунд, на одно слово было потрачено примерно 14 секунд.
Перо | Дерево | П-л-а | Э-о-ок | С-я-о-ть |
Гора | Замок | О-р-г | К-н-а | Кустарник |
Поле | Камень | К-р-он | С-е-ло | Учитель |
Коса | С-р-й | З-р-о | Крыса | Апельсин |
Тело | Повод | Восток | Трава | С-а-ц-я |
Поля | Холод | Сугроб | К-у-ка | Чернила |
Вера | Песок | В-т-а | Скалка | Капуста |
С-ла | К-э-л | П-д-ак | Т-у-а | Р-а-о-ть |
Даша | Зелень | П-р-а | Скала | С-е-о-а |
Река | Телега | Бульон | П-е-а | К-н-о-а |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Тест «Исследование логических закономерностей» (Тест Липпмана)
1. 2, 3, 4, 5, 6, 7… 2. 6, 9, 12, 15, 18, 21… 3. 1, 2, 4, 8, 16, 32… 4. 4, 5, 8, 9, 12, 13… 5. 19, 16, 14, 11, 9, 6… 6. 29, 28, 26, 23, 19, 14… 7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5… 8. 1, 4, 9, 16, 25, 36. 9. 21, 18, 16, 15, 12, 10… 10. 3, 6, 8, 16, 18, 36… | 8,9 24, 27 64, 128 16, 17 2,1 8, 0 42, 56 10, 8, 6 54, 64 |
Время: 16 мин, ошибок 8.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Диагностика учебной мотивации
I- 1, 9 15, 16, 17, 18, 19
II- 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13
III- 12, 20, 22.
Егор выбрал 17 утверждений: Любит все новое и необычное.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Диагностика типа школьной мотивации
шкала 1а | шкала 1б | шкала 2 | шкала 3 | шкала 4а | шкала 4б | шкала 4в | шкала 5а | шкала 5б | шкала 6 | шкала 7 | шкала 8 | шкала 9 |
1.нет | 2.да | 3.да | 4.да | 5.нет | 6.да | 7.да | 8.да | 9.да | 10.да | 11.да | 12.да | 13.нет |
14.нет | 15.да | 16.да | 17.да | 18.да | 19.да | 20.да | 21.нет | 22.да | 23.нет | 24.да | 25.да | 26.нет |
27.да | 28.да | 29.да | 30.нет | 31.нет | 32.нет. | 33.нет | 34.нет | 35.да | 36.нет | 37.да | 38.да | 39.да |
Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца) - 0 Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца) – 2
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца) - 3 Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца) - 3 Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца) – 1
( ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Методика изучения устойчивости внимания
Результаты:
S – 1323
G – 131
O – 22
Показатель | Время в минутах | |||||||
А=0,89 | 0,96 | 0,84 | 0,84 | 0,6 | 0,92 | 0,85 | ||
Е=1124,55 | 127,08 | 111,32 | 111,32 | 79,8 | 121,16 | 112,55 |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Конспекты уроков биологии.
Конспект урока
Тема: Водоросли.
Цель:сформировать у учащихся знания о многообразии водорослей, их строении, особенности жизнедеятельности и значении .
Задачи:
1.Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении водорослей и об их среде обитания и рассказать о значении водорослей в природе и жизни человека.
2.Развивающие: развитие понятий «водоросли», «одноклеточные водоросли», «хроматофор»,«хлорелла», «хламидомонада», «многоклеточные зеленые водоросли», «улотрикс», «спирогира», «харовое водоросли», «бурые водоросли», «красные водоросли», «ризоиды», « ламинария». Развивать познавательную деятельность через работу с учебником наглядным и раздаточным материалом; формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.
3.Воспитательные:воспитание бережного отношения к природе, формировать духовно-нравственные основы жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы:словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (распознавание и определение объектов в форме лабораторной работы).
Оборудование:таблицы: «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные красные и бурые водоросли», «Разнообразие водорослей», схема «Классификация водорослей», дидактические карточки.
Ход урока
I Организационный момент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.(1-2 минуты)
II. Опрос домашнего задания.(10-15 минут)
1.Работа по дидактическим карточкам (3-6 человек).
1 вариант. Ответьте на вопросы:
1.Какое значение растений в природе?
2.Что такое ботаника и, что она изучает?
3.В чем отличие низших растений от высших?
2 вариант.Ответьте на вопросы:
1.Какое значение растений в жизни человека?
2.На какие группы делят растения?
3.Что такое слоевище?
III. Целеполагание.
1.Какое строение имеет растительная клетка?
2.Что такое пластиды?
3.Какие пластиды вы знаете?
4.Что такое пигменты?
5.Что называют растительной тканью?
6.Что такое слоевище?
7.Что такое водоросли?
IV. Изучение нового материала.(20-25 минут)
Учитель: Кто первым побывал в космосе? Оказывается одним из первых земных организмов, побывавшим в космосе, была одноклеточная водоросль – хлорелла. А кто знает, что такое водоросли? Водоросли - это низшие растения, содержащие в своих клетках пигмент хлорофилл и живущие преимущественно в воде, они являются самыми древними растениями на Земле.
Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.
Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.
Питание водорослей
Автотрофное Гетеротрофное
(создание питательных веществ (Всасывание растворов
в процессе фотосинтеза) питательных веществ)
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
Размножение водорослей
Бесполое Половое
Деление клеток Спорами
Тело водорослей называется «слоевище». Слоевище состоит из клеток, в которых находятся хроматофоры. Эти структуры отвечают за процесс фотосинтеза. В них находится пигмент, способствующий улавливанию солнечных лучей. Для водорослей, как и для других растений, характерен процесс фотосинтеза. Среди водорослей встречаются как одноклеточные формы, так и многоклеточные.
Водоросли
Зеленые Красные Бурые
(Хламидомонада, (Порфира, филлофора) (Ламинария, саргассум)
Хлорелла)
Одноклеточные водоросли. Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя. Простейшие зеленые водоросли - одноклеточные. Вы, очевидно, наблюдали летом цветение воды в лужах и водоемах, цветущая вода имеет изумрудных оттенок, если взять каплю цветущей воды и посмотреть ее под микроскопом, то там можно обнаружить множество различных одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок.
Во время цветения луж или водоемов, в воде чаще всего встречается одноклеточная водоросль - хламидомонада. Хламидомонада- это одноклеточная зеленая водоросль, грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящемся на переднем, более узком конце клетки. Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, крупная вакуоль, заполненная клеточным соком и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в крупной чашеобразной пластиде, которая у водорослей называется хроматофор. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зеленую окраску всей клетке.
Еще одна одноклеточная зеленая водоросль хлорелла- широко распространена в пресных водоемах и на влажных почвах. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме- зеленый хроматофор.
Многоклеточные зеленые водоросли. У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоемах, можно заметить ярко- зеленые скопления шелковистых нитей, прикрепленных к подводным камням и корягам, это многоклеточная нитчатая зеленая водоросль- улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме расположены ядро и хроматофор в виде замкнутого кольца. Клетки делятся и нить растет.
В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие, ярко- зеленые комки, похожие на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрытии слизью. Внутри клеток- хроматофоры в виде спирально закрученных лент. Многоклеточные зеленые водоросли живут также в одах морей и океанов, например, такие как ульва и морской салат, длиной около 30 см толщиной 2 клетки.
Наиболее сложное строение в этой группе имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоемах, это многочисленные зеленые водоросли, по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах.
У харовых имеются образования, которые по внешнему виду напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называют ризоидами.
Бурые водорослив основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей- желтовато- бурая окраска слоевищ.
Бурые водоросли- это многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской ( несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.
В морях Северно- Ледовитого океана растет бурая водоросль ламинария или морская капуста, а в Черном море цистозейра.
Красные водорослиили багрянки, в основном многоклеточные морские растения и лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоемах. Есть также и одноклеточные красные водоросли.
Размеры багрянок от нескольких сантиметров до метра в длину, но также есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко- красной до голубовато- зеленой и желтой.
Внешне красные водоросли разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые, кораллоподобные, в разной мере рассеченные и разветвленные. Они очень красивы и причудливы. В море красные водоросли встречаются в разных условиях, обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Багрянки можно встретить на глубине 100-200- м. В морях нашей страны широко распространены филлофира, порфира и др.
Значение водорослей в природе и в жизни человека. Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зеленые растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.
Человек использует водоросли в химической промышленности. Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар- агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар- агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.
Во многих странах водоросли используют при приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом. Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву( морской салат), порфиру и др.
Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зеленые водоросли применяют при биологической очистке сточных вод. Чрезмерное размножение водорослей, например, в оросительных каналах или в рыборазводных прудах, может принести вред. Поэтому каналы и водоемы приходится периодически очищать от этих растений.
Наличие водорослей- необходимое условие для нормальной жизни водоемов. Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведет к гибели водорослей, других растений и животных, появлению мертвых и зараженных водоемов.
V. Закрепление.(3-5 минут)
1.Почему водоросли относят к низшим растениям?
2.Где обитают зеленые многоклеточные водоросли?
3.Где обитают и какое строение имеют зеленые многоклеточные водоросли?
4. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?
5. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?
6.Что такое слоевище?
7.Что такое хроматофор?
8.Что такое ризоиды?
9.Какое значение водорослей в природе?
10.Как человек использует водоросли?
VI. Домашнее задание.
Прочитать параграф 18, придумать загадки на тему водоросли и заполнить таблицу « Многообразие водорослей».
Систематическая группа | Особенности строения и размножения | Среда обитания | Представители, значение | Рисунок |