Разработала: Щирская Виктория Петровна
План – конспект урока
Разработала: Щирская Виктория Петровна,
Учитель химии, биологии
Урок № 31 Дата- 14.02.13г
Предмет – биология
Класс - 7
Тема: "Тип моллюски"
Цель урока:изучить особенности строения моллюсков
Задачи урока:
- Образовательные:
1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
- Развивающие:
1. Умение применять информационные технологии.
2. Умение сравнить биологические объекты.
3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
- Воспитательные:
1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Оборудование:
- Презентация “Тип Моллюски”
- Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
- Компьютеры, мультимедийный проектор.
- Экран.
- Карточки – задания (на каждую парту):
1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
4. Конспекты для учащихся (приложение 6)
- Раздаточный материал:
1. консервы моллюсков;
2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
3. перламутровые пуговицы;
4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный
Этапы урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Общее закрепление знаний.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть.
- Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
- Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация.(приложение 1)
III. Изучение нового материала.
Общие черты типа.
На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
Среда обитания.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)
Движение моллюсков.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)
Внутреннее строение.
Пищеварительная система.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.
Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)
Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)
Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)
Выделительная система.
Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)
Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)
Органы чувств.
Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)
Размножение.
Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие – гермафродиты.
Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
Многообразие моллюсков.
V. Рефлексия. Итоги урока.
- Что нового сегодня узнали на уроке.
- Как оцениваете свою работу на уроке.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
1. Выучить конспект (приложение 6)
2. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.
Литература:
- В.М. Константинов, В.Г. Бабенко “Биология. Животные”, 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2006г.
- В.С. Кучменко “Биология. Животные”. Методическое пособие. 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2004г.
- Н.Ю.Феоктистова “Факиры морского дна”. Сборник: “Я иду на урок биологии: “Зоология. Беспозвоночные”, М., изд. “Первое сентября”, 2000г.
План – конспект урока
Разработала: Щирская Виктория Петровна,
Учитель химии, биологии
Урок № 31 Дата- 14.02.13г
Предмет – биология
Класс - 7
Тема: "Тип моллюски"
Цель урока:изучить особенности строения моллюсков
Задачи урока:
- Образовательные:
1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
- Развивающие:
1. Умение применять информационные технологии.
2. Умение сравнить биологические объекты.
3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
- Воспитательные:
1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Оборудование:
- Презентация “Тип Моллюски”
- Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
- Компьютеры, мультимедийный проектор.
- Экран.
- Карточки – задания (на каждую парту):
1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
4. Конспекты для учащихся (приложение 6)
- Раздаточный материал:
1. консервы моллюсков;
2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
3. перламутровые пуговицы;
4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный
Этапы урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Общее закрепление знаний.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть.
- Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
- Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация.(приложение 1)