Тема 6. тип членистоногие. класс паукообразные. надкласс многоножки. класс насекомые.
Задание 1. Познакомиться с отрядами класса Паукообразные: скорпиона, сольпуги, сенокосцы, клещи, пауки. Сделать рисунки представителей отрядов и отметить особенности их строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Строение скорпиона
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение сольпуги
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение клеща
Задание 2. Изучить строение ротовых аппаратов пауков и клещей и отметить особенности их строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Ротовой аппарат иксодового клеща
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Ротовой аппарат паука
Задание 3. Изучить внутреннее строение паукообразных на примере паука, отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ __________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Задание 4. Изучить строение представителей отрядов сольпуги, скорпионы, сенокосцы, клещи и пауки. Заполнить таблицу сравнения их основных признаков.
Таблица 24
Сравнение основных признаков представителей отрядов сольпуги, скорпионы, сенокосцы, клещи и пауки
Систематическое положение животного | Сегментарный состав головогруди | Форма | Строение брюшка | ||
хелицер | педипальп | сегментация | видоизмененные конечности | ||
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________ | |||||
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________ | |||||
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________ | |||||
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________ | |||||
Тип ______________ Класс ____________ Отряд ____________ Род ______________ Вид ______________ |
Задание 5. Познакомиться с основными представителями надкласса Многоножки: класс Губоногие и классс Двупароногие, отметить особенности их строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Строение костянки обыкновенной
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение кивсяка
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Задание 6. Изучить строение ротового аппарата костянки обыкновенной, сделать рисунок и отметить особенности его строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 7. Изучить внутреннее строение многоножек и отметить особенности их строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внутреннее строение многоножки
Задание 8. Повторите строение кольчатых червей и отметьте черты сходства и отличия их с многоножками заполнив таблицу 25.
Таблица 25
Сравнение морфологии анатомии многоножек и кольчатых червей
Элементы сравнения | Черты обитания для кольчатых червей и многоножек | Черты отличия | |
кольчатых червей | многоножек | ||
Форма тела | |||
Отделы тела | |||
Сегментация | |||
Строение головы | |||
Придатки головы | |||
Конечности головы | |||
Локомоторные органы | |||
Дыхание | |||
Кровеносная система | |||
Пищеварительная система | |||
Органы выделения | |||
Нервная система |
Задание 9. Изучить внешнее строение насекомых и отметить их особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение таракана
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение насекомых
Задание 10. Изучить строение головы насекомых и ее придатков, отметить особенности строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Голова насекомого А- спереди, Б- сзади.
Задание 11. Изучить строение ротового аппарата насекомых грызущего типа и отметить особенности строение.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Строение ротового аппарата грызущего типа таракана черного
Задание 12. Изучить строение крыла насекомого, зарисовать крыло пчелы и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 13. Изучить строение конечности насекомого бегательного типа, зарисовать конечность жужелицы и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 14. Изучить внутреннее строение таракана и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внутреннее строение таракана
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Пищеварительная система таракана черного
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Нервная система насекомых
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Половая система А- самки, Б- самца насекомого
Задание 15. Повторить строение кольчатых червей и отметить черты сходства и отличия с насекомыми заполнив таблицу.
Таблица 26
Черты сходства и различия в строении насекомых и кольчецов (по В.А.Шапкину)
Элементы сравнения | Общие черты сравнения для насекомых и кольчецов | Черты, характерные для насекомых | Черты, характерные для кольчецов |
Сегментация | |||
Отделы тела | |||
Локомоторные органы | |||
Кожные покровы | |||
Мускулатура | |||
Сегменты головы |
Задание 16. Изучить постэмбриональное развитие насекомых разных отрядов и отметьте некоторые его особенности.
Таблица 27
Сравнительная характеристика постэмбрионального развития
некоторых отрядов насекомых (по В.А.Шапкину)
Отряды насекомых | Сравнительные признаки | ||
тип развития | тип личинки | тип куколки | |
Стрекозы | |||
Бабочки | |||
Ручейники | |||
Двукрылые | |||
Жуки | |||
Таракановые | |||
Прямокрылые | |||
Подёнки | |||
Перепончатокрылые |
Задание 17. В качестве закрепления пройденного материала, вспомнить строение представителей типа Членистоногие и отметить особенности их строения в таблице.
Таблица 28
Органы и системы органов | Ракообразные (речной рак) | Многоножки (сколопендра) | Паукообразные | Насекомые | |
Пауки | Клещи | ||||
Отделы тела | |||||
Конечности | |||||
Покров тела | |||||
Полость тела | |||||
Мышцы | |||||
Пищеварительная система | |||||
Органы дыхания | |||||
Кровеносная система | |||||
Нервная система | |||||
Органы чувств | |||||
Выделительная система | |||||
Половая система | |||||
Жизненный цикл |
ТЕМА 6. ТИП ИГЛОКОЖИЕ
Задание 1. Изучить внешнее строение морских звезд и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение морской звезды Asterias
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение морской звезды Patiria
Задание 2. Изучить внутреннее строение морских звезд и отметить особенности строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Схема строения морской звезды
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внутреннее строение морской звезды Asterias rubens
Задание 3. Изучить строение амбулакральной и кровеносной системы иглокожих и отметить особенности строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Амбулакральная система морской звезды
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Кровеносная система морских звезд
Задание 4. Изучить внешнее строение морского ежа и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение морского ежа
Задание 5. Изучить строение скелета морского ежа и отметить особенности строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Скелет морского ежа
Задание 6. Изучить внутреннее строение морского ежа и отметить особенности его строения.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение морского ежа
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
Задание 7. Изучить внешнее строение голотурии и отметить особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 8. Изучить строение морских лилий и отметить особенности их строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение бесстебельчатой морской лилии Heliometra glacialis
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Оральная сторона морской лилии Heliometra glacialis
Задание 9. Изучив особенности внешнего и внутреннего строения представителей иглокожих отметьте черты сходства и различия заполнив таблицу.
Таблица 29
Сравнительные особенности различных классов иглокожих ( по В.А. Шапкину)
Сравнительные признаки | Морские звезды | Морские ежи | Голотурии |
Симметрия тела | |||
Покровы тела | |||
Особенности скелета | |||
Расположение и количество рядов | |||
Наличие и строение околоротовых придатков | |||
Наличие и строение жевательного аппарата | |||
Степень развития кровеносной системы | |||
Органы дыхания | |||
Отделы пищеварительной системы | |||
Органы чувств | |||
Название второй личиночной стадии |
Задание 10. Изучите строение представителей типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные и отметьте черты сходства и различия этих животных.
Таблица 30
Сравнительная характеристика типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные
(по С.Ф.Лихачеву)
Элементы сравнения | Погонофоры | Щупальцевые | Щетинкочелюстные |
Симметрия тела | |||
Покровы тела | |||
Особенности скелета | |||
Наличие и строение околоротовых придатков | |||
Наличие и строение жевательного аппарата | |||
Степень развития кровеносной системы | |||
Органы дыхания | |||
Отделы пищеварительной системы | |||
Органы чувств | |||
Особенности развития |