ТЕМА № 3. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ.
Задание 1. Изучите внешнее строение молочно-белой планарии, отметьте особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 2. Изучите и зарисуйте строение личинки морских ресничных червей, опишите их строение и роль личинки в жизненном цикле турбеллярии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучите биологию лягушачьей многоустки и спайника парадоксального. Заполните таблицу 11.
Таблица 11
Черты сходства и различия в биологии лягушачьей многоустки и
спайника парадоксального (по О.В. Коптелову)
Элементы сравнения | Лягушачий многоуст | Спайник парадоксальный |
Тип Класс Отряд Род Вид | ||
Максимальная длина тела | ||
Органы прикрепления | ||
Основной хозяин | ||
Промежуточный хозяин | ||
Пути заражения | ||
Особенности размножения |
Задание 4. Изучите физиологию ленточный червей и заполните таблицу 12.
Таблица 12
Черты сходства и различия в строении и физиологии цестод (по В.А.Шапкину)
Элементы сравнения | Виды цестод | |||
Бычий солитер | Свиной солитер | Эхинококк | Карликовый цепень | |
Максимальная длина тела | ||||
Органы прикрепления | ||||
Количество члеников в стробиле | ||||
Основной хозяин | ||||
Промежуточный хозяин | ||||
Тип финны | ||||
Количество яиц в зрелой проглоттиде | ||||
Форма матки в зрелых члениках | ||||
Пути заражения человека цестодами |
Задание 5. Изучите биологию круглых червей и заполните таблицу 13.
Таблица 13
Черты сходства и различия биологии круглых червей (по В.А.Шапкину)
Элементы сравнения | Аскарида человеческая | Аскарида свиная | Острица детская | Трихинелла |
Длина тела самок | ||||
Длина тела самца | ||||
Количество яиц, продуцируемые самкой в сутки | ||||
В строение тела наличие везикулы | ||||
Наличие в пищеварительной системе бульбуса | ||||
Размножение яйцами или живыми личинками | ||||
Развитие внутри одного хозяина и со сменой среды обитания или нет | ||||
Способность подыматься по пищеводу и выходить наружу | ||||
Вызываемое заболевание хозяина |
Задание 6.Изучить морфологию представителей типов Коловратки и Скребни, отметить основные особенности строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение коловратки
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________Строение скребня по разным авторам
Задание 7. Изучите представителей типов Коловратки, Головохоботные и Скребни. Сравните изученных видов и заполните таблицу 14.
Таблица 14
Сравнительная характеристика типов Коловратки,
Головохоботные и Скребни (по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Коловратки | Головохоботные | Скребни |
Тип Класс Род Вид | |||
Форма и размер тела | |||
Особенности размножения | |||
Среда обитания | |||
Образ жизни |
Задание 8.Изучить и сравнить особенности строения, образа жизни нематод и коловраток заполнив таблицу 15.
Таблица 15
Сравнительная характеристика нематод и коловраток (по Е.С. Шалапенок)
Элементы сравнения | Коловратки | Нематоды |
Мускулатура | ||
Клеточный состав | ||
Ресничный эпителий | ||
Регенерация | ||
Терминальные клетки протонефридий | ||
Движение | ||
Питание | ||
Нервная система | ||
Половая система, особенности размножения |
Задание 9.Изучить и зарисовать внешнее строение дождевого червя, отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 10.Изучить и зарисовать внешнее строение пескожила и нереиса, отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 11. Изучите строение, физиологию, биологию многощетинковых и малощетинковых червей и заполните таблицу 16.
Таблица 16
Черты сходства и различия в строении, физиологии и биологии
многощетинковых и малощетинковых червей (по В.А.Шапкину)
Элементы сравнения | Нереис пелагический | Дождевой червь |
Тип Класс Род Вид | ||
Составные элементы головного отдела | ||
Простомиум, его строение и придатки | ||
Перистомиум, его строение и придатки | ||
Органы передвижения и их расположение | ||
Название и строение продольной перегородки, на которой подвешен кишечник | ||
Название и строение поперечной перегородки, пересекающей полость тела | ||
Функции целомической жидкости | ||
Раздельнополые или гермафродиты | ||
Расположение пояска на теле | ||
Развитие прямое или с метаморфозом | ||
Клетки, содержащиеся в полостной жидкости |
Задание 12. Изучить и сравнить особенности строения кольчатых червей.
Таблица 17
Сравнительный анализ внешнего строения кольчатых червей
Элементы сравнения | Полихеты | Олигохеты | Пиявки |
Головной отдел (составные элементы) | |||
Простомиум, его строение и придатки | |||
Перистомиум, его строение и придатки | |||
Пигидий, его строение и расположение | |||
Дополнительны органы движения (параподии, щетинки, присоски), их строение и расположение | |||
Сегментация тела | |||
Метамериия во внешнем строении |
ТИП МОЛЛЮСКИ
Задание 1. Изучите внутреннее строение пластинчатожаберного моллюска беззубки, отметить особенности анатомии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1._________________________________ 11._________________________________
2._________________________________ 12._________________________________
3._________________________________ 13._________________________________
4._________________________________ 14._________________________________
5._________________________________ 15._________________________________
6._________________________________ 16._________________________________
7._________________________________ 17._________________________________
8._________________________________ 18._________________________________
9._________________________________ 19._________________________________
10.________________________________ 20._________________________________
Задание 2. Изучить и зарисовать раковины: беззубки, перловицы, мидии, гребешка, отметить их отличительные признаки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучить строение раковины беззубки и отметить особенности ее строения.
1. _____________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
6. _____________________________
Задание 4. Изучить особенности развития беззубки, зарисовать личинку глохидий и отметить ее особенности строения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Брюхоногих моллюсков заполнив таблицу 18.
Таблица 18
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Брюхоногих моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Первичноводные (нептунея) | Вторичноводные (прудовик) | Наземные (виноградная улитка) |
Части тела | |||
Пищеварительная система | |||
Кровеносная система | |||
Органы дыхания | |||
Нервная система | |||
Выделительная система | |||
Половая система | |||
Жизненный цикл | |||
Характеристика места обитания |
Задание 6. Определить и подписать под соответствующими буквами видовую принадлежность изображенных внизу пресноводных моллюсков.
Раковины пресноводных моллюсков.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучить строение раковины виноградной улитки и отметить особенности ее строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________
7. ________________________
Задание 8. Изучить и зарисовать внешний вид раковин моллюсков обитателей морей и океанов: конуса, ципреи, отметить их отличительные признаки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Пластинчатожаберных моллюсков заполнив таблицу 19.
Таблица 19
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Беззубка | Морской гребешок | Жемчужница |
Симметрия тела | |||
Строение раковины | |||
Части тела | |||
Пищеварительная система | |||
Кровеносная система | |||
Органы дыхания | |||
Нервная система | |||
Выделительная система | |||
Половая система | |||
Жизненный цикл | |||
Характеристика места обитания |
Задание 10. Изучить и зарисовать внешнее строение головоногих моллюсков: кальмара, осьминога, каракатицы, наутилуса. Отметить морфологические особенности.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 11. Изучить внутреннее строение головоногих моллюсков и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение кальмара
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение каракатицы
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение наутилуса
Задание 12. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Головоногих моллюсков заполнив таблицу 20.
Таблица 20
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Наутилус | Аргонавт | Каракатица | Осьминог |
Части тела | ||||
Строение раковины | ||||
Пищеварительная система | ||||
Кровеносная система | ||||
Органы дыхания | ||||
Нервная система | ||||
Выделительная система | ||||
Половая система | ||||
Жизненный цикл |
Задание 13. Изучить особенности строения представителей разных классов типа Моллюски и заполнить таблицу 21.
Таблица 21
Черты сходства и различия представителей разных классов типа Моллюски (по В.А.Шапкину)
№ п/п | Элементы сравнения | Виды моллюсков | ||
Беззубка | Виноградная улитка | Каракатица | ||
1. | Симметрия тела | |||
2. | Тело состоит из… | |||
3. | Органы дыхания. Строение и расположение | |||
4. | Тип нервной системы. Основные нервные ганглии, их расположение | |||
5. | Отделы пищеварительной системы. Железы, относящиеся к ней. | |||
6. | Строение сердца и его расположение | |||
7. | Выделительная система. Строение, расположение | |||
8. | Половая система. Строение, расположение | |||
9. | Название и расположение органов равновесия | |||
10. | Развитие прямое или с метаморфозом (название личинки) | |||
11. | Характеристика места обитания |
Задание 14. Рассмотреть черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей и заполнить таблицу 22.
Таблица 22
Черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей (по С.Ф. Лихачеву)
Кольчатые черви | Моллюски | |
Моноплакофоры | Хитоны | |
Задание 15. Изучить внешнее и внутреннее строение хитонов и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внешнее строение хитона
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внутреннее строение хитона
Задание 16. Изучить внутреннее строение Neopilina и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Neopilina с брюшной стороны
Задание 17. Изучить внутреннее строение лопатоногого моллюска Dentalium и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Лопатоногий моллюск Dentalium