Животные предположительно современных типов
В последние 20 млн лет эдиакара появляются, наконец, некоторые животные, напоминающие примитивных представителей современных типов.
Кимберелла(Kimberella), видимо, является примитивным моллюском. (см. рис 8) Судя по отпечаткам, у неё было овальное, возвышавшееся над поверхностью тело, окружённое широким, тонким (в высоту) «ободком», лежащим на поверхности грунта и гофрированным по краям «ногой» моллюска, так что в целом вид животного напоминал широкополую шляпу. Предполагается, что сверху тело животного покрывала плотная неминерализованная раковина. На поверхности слоёв песчаника нередко встречаются отпечатки кимберелл, обычно покрытые тонкими валиками, сгруппированными в веерообразные скопления, иногда отходящие непосредственно от отпечатка. Скопления валиков считают следами питания этих животных (валик — слепок с борозды, бывшей на грунте): кимбереллы поедали покрывавшие дно цианобактериальные маты или детрит, выскребая на них радулой тонкие бороздки. Размер кимберелл — от 2—3 мм до 15 см, в высоту до 4 см.
Рисунок 8
Клоудина (Cloudina) — небольшое сегментированное животное (длиной от 8 мм до 15 см; диаметром 0,3—6,5 мм), выглядящее как стопка конусов, вставленных острыми концами друг в друга. Предположительно, клоудина родственна многощетинковым червям, но вопрос о точной классификации остаётся открытым. Это одно из первых животных, имеющих кальцинированную оболочку, то есть твёрдую часть тела (в палеонтологическом смысле). (см. рис 9)
Рисунок 9
Подобные находки могут помочь понять происхождение кембрийских животных; но связи между ними и остальными вендскимиобитателями совершенно неясны.
Другие организмы
Солза— один из представителей эдиакарской биоты, систематическое положение которого не определено. Его отпечатки были найдены в вендских отложениях на берегах реки Солза (Приморский район Архангельской области). (рис 10)
Рисунок 10
Тело солзы имеет яйцевидные очертания, в центре — выпуклое низкоконическое (вершина конуса смещена к заострённому концу), а по краям — слегка уплощённое. У обнаруженных отпечатков длина варьируется от 7,2 до 10,5 мм, ширина — от 5,3 до 8 мм. Почти все отпечатки немного деформированы (тело солзы прогнуто на одном из концов или завалено набок).
Поверхность отпечатков покрыта расходящимися от центра многократно ветвящимися валиками, которые отобразили наличие каких-то бороздок на поверхности. Судя по их нечёткому рельефу, вероятнее всего, что они образовались над какими-то внутренними полостями тела после смерти животного. Из этого можно сделать вывод, что тело солзы содержало единую систему сообщающихся друг с другом внутренних полостей, тонкие концы которых доходили до краёв тела и, возможно, открывались наружу. Такие сообщающиеся с внешней средой полости, очевидно, связаны с питанием животного — видимо солза питалась отфильтрованными из воды микроорганизмами, частицами взвеси или растворёнными веществами.
Поскольку для билатеральных животных не свойственен оседлый образ жизни, то, видимо, солза могла передвигаться, хотя никаких дорожек на отпечатках не обнаружено.
Хиемалора (Hiemalora) — род организмов вендской биоты, предположительно родственных современным актиниям. Имела тело в виде мешка диаметром до 3 см со слабыми радиальными линиями, первоначально интерпретированными как щупальца, однако обнаруженные в дальнейшем листообразные органы, прикреплённые к телу привели к предположению, что «тело» в действительности является органом прикрепления более крупного организма[1]. Это предположение противоречило первоначальной классификации хиемалоры как медузоподобного кишечнополостного заставило нескольких исследователей отнести хиемалору к хондрофорам. Однако исследования показали, что у цикломедуз, найденных в тех же отложениях, что и хиемалора, щупальца не сохраняются, следовательно, нечто, принятое у хиемалоры за щупальца, в действительности таковыми не являются. (см. рис 11)
Рисунок 11
Немиана — имеет самое простое строение из всех известных эдиакарских многоклеточных. Она представляет собой желеобразную сумку диаметром 5—50 мм с определённой внутренней структурой. На некоторых окаменелостях в верхней части сумки заметны образования, которые интерпретируются как небольшие щупальца. (рис 12)
Рисунок 12
Существует вероятность, что организмы передвигались, питаясь бактериальными матами. Однако большинство специалистов согласны, что немианы были подобны современной актинии и жили на дне, глубоко погрузившись в ил, выставив над поверхностью концы щупалец. Образовывали большие скопления, в которых плотно расположенные особи деформировали друг друга. Предполагается, что немианы были бесполыми, однако высказывались предположения, что они выбрасывали в воду зиготы или образовывали споры или полипы.
Питание и экология
Среди вендской биоты хищничество было крайне редким (не считая поедания бактерий). Ни на одном из тысяч экземпляров вендобионтов нет следов укусов, за что эта биота была названа Мак-Менамином «Садом Эдиакары».
Согласно наиболее распространенным гипотезам, многие её представители «паслись» на поверхности цианобактериальных матов, всасывая либо соскрёбывая питательные вещества всей нижней поверхностью тела. Другие виды могли поглощать питательные вещества из воды, либо быть автотрофами, имея в своем уплощенном теле симбиотические водоросли или хемоавтотрофные бактерии.
Но в конце эдиакара появляются признаки хищничества. Так, в ряде мест до 20 % окаменелостей клоудин содержат отверстия диаметром 15—400 мкм, оставленные неизвестными хищниками. Некоторые клоудины были повреждены несколько раз, что говорит об их способности отражать атаки (хищники повторно не атакуют пустые раковины). Очень схожие с клоудинами ископаемые синотубулитесы (Sinotubulites), найденные в тех же захоронениях, вообще не содержат отверстий. Такая избирательность может свидетельствовать о существовании уже тогда специализации жертв в ответ на хищничество. Это — один из немногих бесспорных следов хищничества до кембрийского взрыва.
Заключение
Земля в позднем докембрии была не такой, какой мы ее знаем. На суше было меньше рек, зато больше временных пересыхающих ручьев, вместо почвы -только голые скалы и шлейфы каменных обломков; атмосфера и вода океанов содержали меньше кислорода и больше углекислоты.
В биосфере венда главенствовали микроорганизмы: дно обширных мелководных морей и низменные участки суши покрывали ковры бактериальных матов, кое-где колыхались леса лентовидных водорослей.
Благодаря жизнедеятельности микробиальных и водорослевых сообществ к позднему докембрию первичная атмосфера Земли обогатилась свободным кислородом. Стало возможным возникновение и развитие многоклеточных животных. Это стало ключевым событием вендского периода. В то время появилось первое из известных сообществ сложно устроенных многоклеточных эукариотных организмов, образовавших совместно с цианобактериями многоуровневые биоценозы, сравнимые по сложности с биоценозами фанерозоя.
Список использованной литературы
1) Иванцов А.Ю. Вендский организм опознается по отпечаткам // Природа, 2003. No 10. С. 3- 9.
2) Иванцов А. Ю., Малаховская Я. Е. Гигантские следы вендских животных // Доклады АН, 2002. Т. 385, No 3. С. 382-386.
3) Розанов А. Ю. Что произошло 600 млн. лет назад // М.: Наука, 1986. 94 с.
4) Соколов Б. С. Очерки становления венда // М.: КМК Лтд., 1997. 157 с.
5) Федонкин М. А. Беломорская биота венда // М.: Наука, 1981. 100 с. (Тр. ГИН АН СССР, вып. 342).
6) Федонкин М. А. Систематическое описание вендских Metazoa // Вендская система. Историко-геологическое и палеонтологическое обоснование. Т. 1. Палеонтология. М.: Наука, 1985. С. 70-106.
7) Федонкин М. А. Бесскелетная фауна венда и ее место в эволюции Метазоа. М.: Наука, 1987. 174 с.
8) Федонкин М. А. Загадки вендской фауны // Природа, 1989. No 8. С. 59-72.
9)Федонкин М. А. Холодная заря животной жизни // Природа, 2000. No 9.
10) http://www.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1368293
11) http://ru.wikipedia.org/wiki/wendskaya/biota