Года по ХИМИИ И БИОЛОГИИ
При ознакомлении с данным вариантом контрольных измерительных материалов 2016 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2016 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2016 г. по химии и биологии.
На выполнение экзаменационной работы по химии и биологии отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из двух частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 26 заданий (1–26), к которым дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный и 6 заданий (27–32), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Часть 2 содержит 8 наиболее сложных заданий по общей, органической и неорганической химии и биологии. Задания 33–40 требуют полного (развернутого) ответа.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым
калькулятором.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 32 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по химии и биологии отводится 3,5 часа – 210 минут).
Ответы к заданиям 1–26 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 27–32 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 33–40 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Ответом к заданиям 1–26 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
| Химическому элементу соответствует высший оксид состава RO. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня атома этого элемента имеет вид: |
| 1. ns2 np1 |
| 2. ns2 |
| 3. ns2np3 |
| 4. ns2np2 |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Химическая связь в молекулах аммиака и хлорида кальция: |
| 1. ковалентная полярная и металлическая |
| 2. ионная и ковалентная полярная |
| 3. ковалентная неполярная и ионная |
| 4. ковалентная полярная и ионная |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Число π-связей в молекуле бензола |
| 1. 6 2. 3 3. 2 |
| 4. 0 |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Из перечисленных веществ выберите алкин: |
| 1. глицерин 2. бутин |
| 3. анилин |
| 4. стеарин |
| |
| Ответ: | | |
| Оксид кальция реагирует с каждым из двух веществ: |
| 1. оксидом цинка и хлороводородом |
| 2. оксидом углерода(II) и кислородом 3. оксидом фосфора(V) и водородом 4. оксидом кремния и азотом |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Гидрофосфат натрия взаимодействует с |
| - K2SO4
|
| - KOH
- N2O
4. KCl |
| |
| Ответ: | | |
| Продукт взаимодействия (преобладающий) 2-бромпропана с натрием - это |
| 1. 2,3-диметилбутан |
| 2. гексан |
| 3. циклогексан |
| 4. пропен |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Одновременно не могут находиться в растворе все ионы ряда |
| 1. Fe3+, K+, Cl–, SO42– |
| 2. Ca2+, Li+, NO3–, Br– |
| 3. Fe3+, Na+, NO3– , SO42– |
| 4. Ba2+, Cu2+, OH–, F– |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Веществами Х1 и Х2 в цепочке превращений соответственно являются |
| 1. бутен-1 и 1-бромбутан |
| 2. бутен-1 и 2-бромбутан |
| 3. бутен-2 и 2-бромбутан |
| 4. 1-бромбутен-2 и 1,2-дибромбутан |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении взаимодействия растворов сульфата алюминия и карбоната калия равна |
| 1. 6 |
| 2. 17 |
| 3. 19 |
| 4. 13 |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Верны ли следующие суждения? А. Реакции присоединения к диеновым углеводородам с сопряжёнными связями преимущественно протекают по положениям 1,4‑углеродной цепи. Б. Каучук, полученный полимеризацией бутадиена-1,3 в присутствии металлического натрия, имеет стереорегулярное строение. |
|
| 1. верно только А |
| 2. верно только Б |
| 3. верны оба суждения |
| 4. оба суждения неверны |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Если температурный коэффициент химической реакции равен 2, тогда при понижении температуры от 50 до 20 °С скорость реакции |
| - увеличивается в 8 раз
- уменьшается в 8 раз
- уменьшается в 2 раза
4. увеличивается в 6 раз |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Не влияет на выход продукта реакции изменение давления в системе |
| 1. 2H2(Г) + O2(Г.) ⇄ 2H2O(Г.) 2. N2(Г) + 3H2(Г.) ⇄ 2NH3(Г.) 3. Fe2O3(ТВ.) + 3CO(Г.) ⇄ 2Fe(ТВ.) + 3CO2(Г.) 4. 2H2S(Г.) + 3O2(Г.) ⇄ 2H2O(Ж.) + 2SO2(Г.) |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Какой из указанных уровней организации живой природы является наименьшим? |
| 1. биоценотический 2. популяционно-видовой 3. клеточный |
| 4. организменный |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Согласно какой гипотезе происхождения жизни она зародилась на Земле из неживой материи? |
| - креационизм
- гипотеза А. И. Опарина
|
| - гипотеза стационарного состояния
|
| - гипотеза панспермии
|
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| В чём состоит отличие модификационной изменчивости от мутационной? |
| 1. изменяется число хромосом |
| 2. изменения передаются потомкам |
| 3. изменения происходят в пределах нормы реакции |
| 4. изменения возникают под действием физических, химических или биологических факторов |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Организм-миксотроф на рисунке обозначен цифрой |
| 1. 1 | | |
| 2. 2 | |
| 3. 3 | |
| 4. 4 | |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | | | |
| Каким критериям вида соответствует следующее описание: вес кожистой черепахи — до 900 кг, длина панциря — больше 2 м; обитает в тропических водах Индийского, Атлантического и Тихого океанов, а также на Дальнем Востоке в холодных водах Охотского и Японского морей? |
|
| 1. физиологическому и морфологическому |
| 2. морфологическому и географического |
| 3. географическому и экологическому |
| 4. экологическому и физиологическому |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок? |
| 1. аменсализм | |
| 2. комменсализм |
| 3. мутуализм |
| 4. эксплуатацию |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | | |
| Возникновению устойчивости к ядохимикатам у грызунов способствует … естественный отбор. |
| 1. движущий |
| 2. дизруптивный |
| 3. разрывающий |
| 4. стабилизирующий |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Какая цепь питания составлена правильно? |
| 1. дельфин → хищная рыба → нехищная рыба → зоопланктон → фитопланктон |
| 2. зоопланктон → фитопланктон → нехищная рыба → дельфин → хищная рыба |
| 3. фитопланктон → зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба → дельфин |
| 4. фитопланктон → нехищная рыба → зоопланктон → хищная рыба → дельфин |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| …функция живого вещества проявляется в процессах, связанных с разложением тел организмов после их смерти. |
| 1. деструктивная |
| 2. концентрационная |
| 3. окислительно-восстановительная |
| 4. средообразующая |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам? |
| 1. появление термофильных бактерий |
| 2. атрофия корней и листьев у повилики |
| 3. специализация некоторых растений к определённым опылителям |
| 4. постоянная температура тела |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных? |
| 1. позвоночник без изгибов |
| 2. лицевой отдел черепа преобладает над мозговым |
| 3. грудная клетка сжата в спинно-брюшном направлении |
| 4. грудная клетка сжата с боков |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции? А. На берегах Северной Двины была найдена группа зверозубых рептилий. Они совмещали признаки млекопитающих и пресмыкающихся. Зверозубые рептилии имеют сходство с млекопитающими в строении черепа, позвоночника и конечностей, а также в делении зубов на клыки, резцы и коренные. Это сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Б. К биогеографическим доказательствам эволюции относятся филогенетические ряды. По целому ряду групп животных и растений ученым удалось воссоздать непрерывные ряды форм от древнейших до современных, отражающие их эволюционные изменения, вследствие изменений образа жизни. |
|
| 1. верно только А |
| 2. верно только Б |
| 3. верны оба суждения |
| 4. оба суждения неверны |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
| Верны ли следующие суждения об изменениях в биосфере? А. Накопление углекислого газа в атмосфере приводит к глобальному потеплению на Земле. Б. Увеличение количества пыли в атмосфере приводит к глобальному похолоданию климата. |
|
| 1. верно только А |
| 2. верно только Б |
| 3. верны оба суждения |
| 4. оба суждения неверны |
| | |
| Ответ: | | |
| | | | |
Ответом к заданиям 27–32 является последовательность цифр или число. Число запишите, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин писать не нужно. Сначала впишите ответы в текст работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. |
| К 240 г раствора соли с массовой долей 10 % добавили 160 мл воды. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе. Запишите число с точностью до целых, %. |
| | |
| Ответ: | | | | |
| | | | | | |
| В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2AgNO3(ТВ.) = 2Ag(ТВ.) + 2NO2(Г.) + O2(Г.)-317 кДж, поглотилось 15,85 кДж теплоты. Вычислите массу выделившегося серебра. Запишите число с точностью до десятых, ответ в г. |
| | |
| Ответ: | | | | |
| | | | | | |
| Какие признаки характерны для ненаследственной изменчивости? |
| 1. затрагивает только фенотип (генотип не изменяется) |
| 2. затрагивает генотип |
| 3. не передаётся по наследству |
| 4. передаётся по наследству |
| 5. носит случайный характер |
| 6. часто носит приспособительный характер к условиям среды |
| | |
| Ответ: | | | | |
| | | | | | |
| К отряду Сумчатые относятся |
| 1. утконос |
| 2. опоссум |
| 3. землеройка |
| 4. коала |
| 5. летучая мышь |
| 6. кенгуру |
| | |
| Ответ: | | | | |
| | | | | | |
При выполнении заданий 31–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр впишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Цифры в ответе могут повторяться. |
| Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя. |
| СХЕМА РЕАКЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ |
| А) FeCl3 + HI → FeCl2 + I2 + HCl | 1) Cl+7 → Cl– |
| Б) FeCl2 + Cl2 → FeCl3 | 2) 2I– → I20 |
| В) KClO4 → KCl + O2 | 3) Fe+3 → Fe+2 |
| Г) Fe3O4 + HI → FeI2 + I2 + H2O | 4) 2O–2 → O20 |
| | 5) Cl20 → 2Cl– |
| | 6) Fe+2 → Fe+3 |
| | |
| Ответ: | А | Б | В | Г | |
| | | | | |
| | | | | | | |
| Установите соответствие между факторами антропогенеза и примерами. |
| ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА |
| А) трудовая деятельность | 1) биологический |
| Б) абстрактное мышление | 2) социальный |
| В) изоляция | |
| Г) мутационная изменчивость | |
| Д) волны жизни | |
| Е) речь | |
| | |
| А | Б | В | Г | Д | Е | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | |
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания 33–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (33, 34 и т. д.), а затем его подробное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
| Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции |
| Определите окислитель и восстановитель. |
| При взаимодействии оксида серы (VI) с водой получили кислоту. При обработке порошкообразного иодида калия концентрированным раствором этой кислоты образовались серые кристаллы простого вещества. Это вещество прореагировало с алюминием. Полученную соль растворили в воде и смешали с раствором карбоната натрия, в результате чего образовался осадок и выделился газ. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. |
|
| Смесь карбоната лития и карбоната бария обработали избытком раствора серной кислоты. При этом выделилось 4,48 л (н. у.) газа и образовалось 11,65 г осадка. Определите массовую долю карбоната лития в исходной смеси солей. |
|
| Для полного гидрирования 4,6 г гомолога бензола потребовалось 3,36 л (н. у.) водорода. При гидрировании с образовался циклоалкан, молекула которого состоит из пятичленного цикла с одной прямой боковой углеродной цепью. |
|
| На основании данных условия задачи: 1) составьте уравнение реакции в общем виде; 2) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества; 3) запишите молекулярную формулу циклоалкана; 4) запишите его структурную формулу и название по систематической номенклатуре; 5) изобразите структурные формулы двух его изомеров, изменяя только количество атомов углерода в цикле, и дайте им названия по систематической номенклатуре. |
| Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия. |
| |
| Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих? Приведите не менее трех доказательств. |
| Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните, почему. |
| |
| Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. |
| 1) Согласно В. И. Вернадскому живое вещество - это совокупность всех живых организмов планеты. 2) Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3) Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции. 4) В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными, появилась окислительно-восстановительная функция. 5) Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление углекислого газа, могут выполнять только растения. 6) Живое вещество организовано в биоценозы - живые компоненты экосистемы. |