Надежные места для приобретения щенков
Не покупайте щенка, если не хотите собаку. Вы можете купить щенка, но через каких-то жалких три месяца ваш щенок превратится в долговязого подростка, нуждающегося в прививках и тренировке, общении и упражнениях, игрушках и груминге. Этот перечень можно продолжить, и он растянется на многие годы. Все это отнимает массу времени и денег, и 98% этого тратится на собаку, а не на щенка. Собаки могут жить от десяти до двадцати лет, и этот короткий трехмесячный период восхитительного щенячьего детства останется довольно смутным воспоминанием, когда вы будете отмывать следы диареи со стен после того, как ваша собака-подросток порылась в мусоре. Я не пытаюсь разубедить вас взять щенка, если вы приняли обдуманное решение растить собаку. Но важно взвесить реальные обстоятельства и напомнить себе, что покупку щенка лучше описывать, как покупку будущей собаки.
Второе, если вы покупаете собаку, покупайте ее в правильном месте. Три надежных места, где можно приобрести щенка, это: ответственный заводчик, общество защиты животных (приюты для животных) или организация по спасению. Под «ответственным заводчиком» я имею в виду не просто каждого, показывающего свою собаку в разных дог-шоу и имеющего массу рекламы в журналах. Я подразумеваю того, кто серьезно относится к выращиванию собак, физически и ментально здоровых, который озабочен нахождением хороших постоянных хозяев для живых существ, созданных им. По моему определению, ответственные заводчики берут ответственность за своих щенков на всю жизнь щенка, точка. Обсуждению не подлежит. Два года назад я взяла назад собаку, которую продала щенком девять лет назад на молочную ферму. Владельцы покидали ферму, а я настаивала, когда продавала щенка, чтобы они вернули мне его, если они не захотят больше его держать. Я была благодарна, что они вернули мне его назад, даже несмотря на то, что последнее, в чем я нуждалась в тот момент, была еще одна собака. Но любые другие соображения отошли на второй план, по сравнению с ответственностью за собаку, к появлению которой на свет я была причастна. Ответственные заводчики приходят в ужас при мысли, что их щенки могут в итоге прозябать в каких-нибудь приютах и готовы свернуть горы, чтобы отслеживать судьбу этих щенков в течение всей их жизни. Если вы рассматриваете вопрос о покупке щенка у кого-то, кто не дает гарантий, что возьмет его назад в любое время вне зависимости от причины (или кому вам было бы некомфортно его возвратить), поблагодарите его и обратитесь в другое место.
Другие ответственные за свое дело места, где можно приобрести собаку, — это общества защиты животных или группы спасения. Миллионам собак просто необходим второй шанс, и приют или группа спасения — чудесное место, в котором можно найти таких собак. Там нет такого количества щенков, как подростков или взрослых, но животные оттуда нуждаются в доме точно так же, если не больше, чем любой щенок. Как часто я слышу слова людей: «О, я не мог бы даже зайти в приют! Я бы чувствовал себя так плохо!» Но многие приюты вполне приличные, благополучные места, в которых проверяют темперамент собак, и в которых имеются команды добровольцев, играющие, занимающиеся с собаками и тренирующие их; и им необходима ваша помощь, чтобы эти усилия привели к счастливому концу. Если вы ощущаете в себе непреодолимую тягу к заботе о животных и их спасению, может быть, вам даже стоило бы направить свою энергию на помощь таким приютам. Группы спасения собак тоже нуждаются в помощи: и в поиске новых хозяев для собак, и в нахождении временных мест их передержки. Группы спасения обычно связаны с определенной породой, и их члены тратят удивительно много времени, энергии и денег на то, чтобы пристроить нуждающихся в этом собак определенной породы в хорошие руки. Часто они располагают обширной информацией о собаке, которую передерживают, поэтому вы можете взять собаку, которая, скорее всего, хорошо подойдет вашему дому и семейной атмосфере.
Что бы вы ни делали, не позволяйте «загипнотизировать» себя зоомагазинам, «агентам» или якобы приютам — тем, в которых выращивают по 10 пометов щенков в год. Относитесь настороженно к длинным историям людей, размещающих в газетах коммерческие объявления: «Мать щенков живет у моей сестры, но сестра так занята на работе, что я решила забрать щенков из ее дома в Айове, чтобы помочь их продать». На самом деле «сестра» — это, как правило, владелец фабрики по разведению щенков, на которую работают агенты, продающие щенков ничего не подозревающим людям.
Тяжело принять обдуманное решение при виде маленького, свернувшегося в клубок самого очаровательного щенка из тех, что ты когда-либо видел в жизни. Детские черты производят такой сильный эффект на нас, что всего лишь взгляда на щенка может быть достаточно, чтобы изменить баланс гормонов в организме. Эти гормоны нельзя сбросить со счетов, они являются важными силами внутри вас, которые могут оказать существенное влияние на то, что вы делаете. Поэтому, когда вы смотрите на щенков, просто помните о птицах, которые не могут удержаться от того, чтобы не покормить рыб вместо собственных птенцов, и задайте себе вопрос: что стоит за вашим решением взять домой этого большеглазого маленького щенка, на которого вы смотрите — «ах-феномен» или взвешенное решение о том, что вам хочется собаку в следующие пятнадцать лет жизни? Я не буду даже смотреть на выводок щенков, если не знаю, нравятся ли мне их родители, поскольку как только я присаживаюсь перед группой сладких, с бархатистым животиком щенков, я вся их. Однажды, когда я пришла посмотреть на помет щенков пиренейской горной собаки, заводчица попросила меня постоять во дворе, пока она не уберет их мамашу, поскольку «она несколько защищает своих щенков». Собака, которая не доверяет незнакомым людям своих детей, не обладает необходимым мне генетическим набором, поэтому я поблагодарила ее и уехала. Заводчица, которая действительно разводила отличных собак для охраны овец, не могла поверить, что я даже не зайду взглянуть на щенков, но я знала, что как только я это сделаю, дело кончится тем, что я прислушаюсь к своим гормонам и возьму домой щенка, которого не должна брать.
Если несмотря на все эти советы, вы окажетесь в зоомагазине (или в каком-то ином месте), где продают щенков, и преисполнитесь желания взять одного из них домой, выясните у продавца, откуда поступил щенок, и настаивайте на том, чтобы съездить туда — посмотреть это место самому. Сотрудники любого из известных мне зоомагазинов заверят вас, что их магазин никогда бы не взял щенков с фабрики по разведению, но, возможно, вы заметили, что масса приятных продавцов в массе приятных магазинов скажет вам массу приятных вещей, которые не всегда на поверку оказываются чистой правдой. Настаивайте на встрече с родителями щенка или с растившими его людьми. Требуйте возможности посмотреть, где содержится мать щенков в период их младенчества. Поговорите с глазу на глаз с наблюдающим за собаками ветеринаром. Если все в порядке, тогда хорошо, покупайте щенка. Если нет, жалуйтесь в зоомагазин, звоните в общество защиты животных, свяжитесь с вашим конгрессменом и, как минимум, позвольте кому-нибудь еще, кто не так, как вы, в этом плане просвещен, купить этого щенка. Попытайтесь спасти несчастных родителей щенка и вызволить их из этого ада. Тот факт, что они больше не очаровательные щенки, не означает, что они не нуждаются в вашей помощи.
СИМПАТИЧНЫЙ, КАК КНОПКА
Другая проблема нашей тяги к детским четам — это сравнительно недавний тренд выведения собак со щенячьими лицами. Помимо диспропорционального размера некоторых частей тела, плоские лица — другая особенность юных млекопитающих. Все щенки появляются на свет с плоскими маленькими лицами и выглядят, как крохотные «бобби-кары»[39], квадратные и приплюснутые спереди. По мере созревания их мордочки раздаются и принимают форму, позволяющую хватать и есть мясо. Многие из наших нынешних пород (многие из которых на удивление молоды: им примерно сто лет) являются результатом усилий вывести собаку с чертами, подобными игрушечным мишкам Тедди: с большими глазами, большими лбами и плоскими щенячьими мордочками. Но то обстоятельство, что мы находим плоские лица приятными, не означает, что они хороши для собак. Лицо симпатичной собаки с приплюснутым носом вроде французского бульдога или мопса — результат ненормального укорочения лицевых костей, называемого брахицефалией. У людей это считающееся тяжелой патологией отклонение вызвано мутацией, которая затрагивает жизненно важные процессы — дыхание и поддержание нормальной температуры мозга. Такие анатомические особенности могут выглядеть подкупающими для многих людей, но благополучие собаки ставится под угрозу. Собаки, подобные бульдогу, просто не могут нормально ни дышать, ни отдышаться, как подтвердят это владельцы, которые прислушивались к их храпу по ночам или пытались с ними бегать. Укоротив их морды, мы создали носовые проходы, которые не могут выполнять свою работу, и челюсть, которая с трудом вмещает все зубы.
Я вовсе не хочу концентрироваться здесь на определенных породах[40], поскольку столь свойственная нам, людям, предрасположенность очаровываться детскими чертами не единственная тенденция, которая может привести собак к неприятностям. Людей также привлекают вещи, отличающиеся от привычных: мы питаем склонность к животным, чья внешность бросается в глаза, чьи размеры превышают или значительно меньше размеров других животных. Посмотрите, например, на индейцев североамериканских прерий, предпочитающих пятнистых лошадей одноцветным. Примерно за столетие результат, которого добились европейские заводчики в размерах собак, был потрясающим. Собаки, размножающиеся независимо от людей, весят примерно 12-17 килограммов, но многие породы, выведенные людьми недавно, весят от полутора килограммов и меньше и до девяноста килограммов и больше.
Возможно, наше стремление к созданию экстремальных форм и размеров идет рука об руку с нашей склонностью быть вечно ребячливыми и любопытными, увлеченными новизной и драмой, как большинство подростков, а не тяготеть к стабильности, как это характерно для животных в солидном возрасте. Любопытство и тяга к необычным вещам могут хорошо служить нам во многих направлениях: вполне возможно, что люди так успешны из-за своей способности справляться с вызовами новой среды. В наше время сохранение этой подростковой любознательности во взрослом возрасте приводит к продвижениям во всех сферах жизни — от открытия новых источников пищи и трудных хирургических операций, спасающих жизнь, до понимания того, как лучше всего растить здоровых и счастливых детей. Но этот интерес к новым и необычным вещам не всегда улучшает жизнь наших собак: не тогда, когда мы выводим собак настолько крупных, что они могут жить лишь девять или десять лет, или настолько мелких, что они не могут родить без полостной операции, или настолько физически искалеченных, что они не могут комфортно дышать. Легко бичевать некоторых заводчиков и клубы пород, как это стало популярным в определенных кругах, но обвинения не приводят к чему-либо полезному. Чем переводить любителей собак в оборону, куда полезнее с точки зрения помощи нашим собакам, сначала попытаться понять, почему мы делаем то, что делаем, и затем принять обдуманное решение в отношении того, что делать теперь.
Не то чтобы люди, разводящие сверхбольших, сверхмалых или плоскомордых собак, не любят их. Это, вообще, не о любви, вовсе нет. Я провела жизнь с людьми, которые разводили собак разных пород, жили и играли с ними, и, поверьте, было бы хорошо, если бы так любили вас. Но любые поведенческие достоинства в определенных условиях могут обернуться неприятностями. Наш интерес к получению нового очаровательного цвета шерсти или милого маленького личика при селекции собак играет роль соблазнителя и может привести к анатомическим отклонениям, которые просто нехороши для собак. Знайте во всем меру — хороший совет и для заводчиков собак тоже. Я вспоминаю высказывание: «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств». Собаки были сформированы такими, какие они есть, не случайно, и наша склонность манипулировать их анатомическими данными может быть достоинством, если это в меру, но может испортить их нормальное существование, если станет чрезмерной. Ох, я знаю, что это наблюдение ранит. Но когда мы играем роль Бога, как это делали с домашними собаками в течение веков, нам необходимо быть уверенными, что наше могущество не опережает нашу мудрость. В конце концов, разве мы не должны быть их лучшими друзьями?
Только лишь глядя на лица людей, вы можете видеть, насколько мы любим обнимать собак. По причине нашего наследия приматов, мы стремимся к так называемому «вентрально-вентральному» контакту — взаимному сдавливанию наших грудных клеток — как способу выражения привязанности и чувства единства
Посмотрите на лица собак с фотографий, размещенных выше. Выглядят ли они так же счастливо, как и люди?