Основы биохимии и молекулярной биологии

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный аграрный университет»

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

студентам-заочникам

направления подготовки

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Орел-2014 г

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ.

Методические указания и задания для контрольных работ./Павловская Н.Е., Солохина И.Ю.

Рецензенты:

Прудникова Е.Г., к.с.-х.н., доцент кафедры химии

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Основы биохимии и молекулярной биологии»

Одобрено и рекомендовано кафедрой биотехнологии и методической комиссией ФГБОУ ВО Орел ГАУ

Издательство Орел ГАУ

1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины–сформировать у студентов современные представления о химическом составе организмов, о биохимических процессах, протекающих в живых клетках и организмах, а также о биологических субстратах, участвующих в этих процессах.

В задачи изучения дисциплины входит изучение строения и биологических функций важнейших биополимеров и биорегуляторов: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, коферментов, гормонов; механизмов ферментативных биоэнергетических превращений; специфических процессов, характерных для живых систем: ферментативный катализ, обмен углеводов, белков и липидов, мембранный транспорт, превращениям энергии, метаболизм ксенобиотиков, генетика прокариот и эукариот.

Задачей курса «Основы биохимии и молекулярной биологии» является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращениях и значении этих превращений для понимания физико-химических основ жизнедеятельности, молекулярных механизмов наследственности и адаптации биохимических процессов в организмах к изменяющимся условиям окружающей среды. Знание биохимии имеет большое значение для формирования понимания единства метаболических процессов в организме и их регуляции на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 768 c.

2.Биологическая химия /(Ю.Б. Филиппович, Н.И. Ковалевская, Г.А. Севастьянова и др.); под ред. Н.И. Ковалевской.- М.: ИЦ «Академия», 2008.-256с.

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия : учебник. -3-е изд., стер. -М.: Медицина, 2008.03, [1] с.: рис., табл

4. . Коничев, А. С. Молекулярная биология: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М. : Дрофа, 2008. - 359 с.

5. Ленинджер А. Основы биохимии. В 3-х тт. – М.: Мир, 2010.

6. Щербаков В.Г. Биохимия: учебник / В.Г. Щербаков, В.Г. Лобанов, Т.Н. Прудникова, А.Д. Минакова. – СПб.: ГИОРД, 2009

Дополнительная

1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия.– М., 2004. 479 с.

2. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия: Учебн. для вузов / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – М.: Дрофа, 2004. – 544 с.

3 Коничев, А. С. Молекулярная биологи : учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 400 с.

4. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. СМ.: Дрофа, - 2004. -638 с.

5.Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник / А.Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.

6. Рогожин В.В. Биохимия растений: учебник / В.В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2011

7. Терах Е.И. Биохимия. Метаболизм веществ и энергии в клетке: учебное пособие / Е.И. Терах. – Новосибирск: СибУПК, 2010.

8. Чернова Н.Н. Биохимия. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Н.Н. Чернова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Тема 4. Пептиды, распространение в природе, участие в обмене

Петиды – это полиамиды, построенные из a -аминокислот. По числу аминокислотных остатков в молекуле пептида различают дипептиды, трипептиды, тетрапептиды и т.д. Пептиды, содержащие до 10 аминокислотных остатков, называют олигопептидами, более 10 аминокислотных остатков – полипептидами. Природные полипептиды, включающие более 100 аминокислотных остатков, называют белками.

Строение пептидов

Формально пептиды можно рассматривать как продукты поликонденсации аминокислот.

основы биохимии и молекулярной биологии - student2.ru

Аминокислотные остатки в пептиде связаны амидными (пептидными) связями. Один конец цепи, на котором находится аминокислота со свободной аминогруппой, называют N-концом. Другой конец, на котором находится аминокислота со свободной карбоксильной группой, называют С-концом. Пептиды принято записывать и называть, начиная с N-конца.

Название пептида строят на основе тривиальных названий, входящих в его состав аминокислотных остатков, которые перечисляют, начиная с N-конца. При этом в названиях всех аминокислот за исключением С-концевой суффикс “ин” заменяют на суффикс “ил”. Для сокращенного обозначения пептидов используют трехбуквенные обозначения входящих в его состав аминокислот.

основы биохимии и молекулярной биологии - student2.ru

Пептид характеризуется аминокислотным составом и аминокислотной последовательностью.

Аминокислотный состав пептида может быть установлен путем полного гидролиза пептида (расщепления до аминокислот) с последующим качественным и количественным анализом образовавшихся аминокислот методом ионобменной хроматографии или ГЖХ-анализом сложных эфиров аминокислот. Полный гидролиз пептидов проводят в кислой среде при кипячении их с 6н. HCl.

Одному и тому же аминокислотному составу отвечает несколько пептидов. Так, из 2-х разных аминокислот может быть построено 2 дипептида, из трех разных аминокислот – 6 трипептидов, из n разных аминокислот n! пептидов одинакового состава. Например, составу Gly:Ala:Val=1:1:1 отвечают следующие 6 трипептидов.

Gly-Ala-Val Gly- Val-Ala Val-Gly-Ala Val-Ala-Gly Ala-Gly-Val Ala-Val-Glu

Таким образом, для полной характеристики пептида необходимо знать его аминокислотный состав и аминокислотную последовательность.

Физико-химические свойства пептидов определяются аминокислотным составом, то есть пептиды могут быть нейтральными или заряженными, проявлять кислотные или основные свойства, они имеют изоэлектрическую точку и поэтому могут быть разделены электрофоретическими методами или же храматографически.

В природе существует два вида пептидов, один из которых синтезируется и выполняет физиологическую роль в процессе жизнидеятельности организма, другой образуется за счет химического или ферментативного гидролиза белков в организме или вне его. Пептиды, образующиеся в процессе гидролиза вне организма (in vitro), широко используются для анализа аминокислотной последовательности белков.

Ферментативное образование пептидов происходит в желудочно-кишечном тракте человека в процессе переваривания белков пищи. Оно начинается в желудке под действием пепсина, гастриксина и заканчивается в желудке под действием пепсина, гастриксина и заканчивается в кишечнике при участии трипсина, химотрипсина, амино- и карбоксипептидаз. Распад коротких пептидов завершается ди- и трипептидами с образованием свободных аминокислот, которые расходуются на синтез белков и других активных соединений.

Для многих природных пептидов установлена структура и роль. На рисунке отображены физиологическое значение и функциональная роль наиболее распространенных групп пептидов, от которых зависят здоровье человека и органолептические и санитарно-гигиенические свойства пищевых продуктов.

Специфичность ферментов

Под специфичностью ферментов понимают способность каждого из них катализировать одну или несколько близких по природе хими-ческих реакций. Это одно из важнейших биологических явлений, без которого невозможен упорядоченный обмен веществ в живом организме, а следовательно, и сама жизнь.

Исследуя природу ферментативного катализа Э.Фишер в 1890-х годах пришел к выводу, что специфичность ферментов можно уподобить соответствию между “ключом и замком”. При этом под-разумевается, что активный центр фермента имеет жесткую структуру, подобно замку. Молекула субстрата должна иметь комплементарную структуру, чтобы входить в активный центр, подобно ключу (рис 4.2). Представление Э.Фишера об активном центре фермента, как жесткой структуре, не подвергалось сомнению в течение полустолетия.

По мере изучения механизма действия ферментов был выявлен ряд данных, которые нельзя согласовать с теорией “ключа и замка”. Например, фермент не может атаковать (подвергнуть превращению) молекулы веществ, обладающие меньшим или большим размером по сравнению с субстратом, но имеющие такие же группы для взаимодействия с ферментом, что и субстрат. Следует отметить, что в ряде случаев такие молекулы связываются с контактным участком активного центра, но при этом превращение субстрата не происходит.

Специфичность у разных ферментов выражена в неодинаковой степени. Различают следующие типы специфичности.

1. А б с о л ю т н а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. При этом типе специфичности фермент катализирует превращение только одного субстрата. Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода на воду и кислород; ее действие ограничивается только этим субстратом.

 
  основы биохимии и молекулярной биологии - student2.ru

Рис 4.2. Схема связывания фермента и субстрата согласно теории “ключа и замка”

Обозначение: E- фермент; S-субстрат; Р - продукты; ES- комплекс фермент-субстрат; ЕХ - истинный активированный комплекс; А - активный центр фермента.

2. Г р у п п о в а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. Основным признаком для ферментов этого типа специфичности служит характер разрушаемой или создаваемой связи в близких по строению группах веществ. К ферментам с групповой специфичностью относятся липазы, катализирующие гидролиз сложных эфиров глицерина и карбоновых кислот; фосфатазы, действующие на эфиры фосфорной кислоты; пептидгидролазы, катализирующие гидролиз пептидных связей в белках и пептидах и др.

3. С т е р е о х и м и ч е с к а я с п е ц и ф и ч н о с т ь. Ферменты этого типа специфичности действуют на определенный изомер одного и того же вещества: D- или L-, a- или b- , транс- или цис- . Пептидгидролазы действуют только на пептиды, образованные аминокислотами L-ряда.

Пластический обмен

Все химические реакций живой клетки можно разделить на два типа: реакции синтеза (биосинтеза), с помощью которых осуществляется пластический обмен, и реакции расщепления - энергетический обмен.

Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.
Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ). На клеточном уровне эти преобразования осуществляются через сложные последовательности реакций, называемые путями метаболизма, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Эти реакции протекают не хаотически, а в строго определенной последовательности и регулируются множеством генетических и химических механизмов. Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).


Анаболизм- это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.
Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам метаболизма относятся вода (у человека примерно 350 мл в день), двуокись углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества, содержащие азот (примерно б г/день). Катаболизм обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование этой энергии на обеспечение необходимых функций. Например, образование свободных аминокислот в результате расщепления поступающих с пищей белков и последующее окисление этих аминокислот в клетке с образованием СО2, и Н2О, что сопровождается высвобождением энергии.
Процессы анаболизма и катаболизма находятся в организме в состоянии динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов над катаболическими приводит к росту, накоплению массы тканей, а преобладание катаболических процессов ведет к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма зависит от возраста (в детском возрасте преобладает анаболизм, у взрослых обычно наблюдается равновесие, в старческом возрасте преобладает катаболизм), состояния здоровья, выполняемой организмом физической или психоэмоциональной нагрузки.

Энергетический обмен состоит из трех этапов.

Первый из них: подготовительный этап. На этом этапе крупные молекулы белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие: глюкозу, глицерин, жирные кислоты, нуклеотиды. При этом выделяется небольшое количество энергии, которая рассеивается в виде тепла.

Второй этап - бескислородный или анаэробный. Этот этап можно рассмотреть на примере расщепления глюкозы. Обратите внимание на то, что при этом не используется кислород и образуется всего две молекулы АТФ. Необходимо учитывать, что в виде АТФ запасается всего 40% энергии, остальное рассеивается в виде тепла.

Третий этап - кислородный или аэробный. Особенность данного этапа состоит в том, что в реакциях гликолиза участвует кислород и образуется 36 молекул АТФ.

Имейте в виду, что в случаях большой надобности в энергии в клетках эукариот может идти процесс энергетического обмена только до второго этапа, то есть только анаэробный гликолиз.

При изучении пластического обмена обратите внимание на то, в каких органоидах клетки происходит синтез тех или иных органических веществ (углеводов, жиров, белков, нуклеиновых кислот).

Фотосинтез-это процесс образования органических веществ из неорганических с помощью световой энергии. Исходными для фотосинтеза являются углекислый газ и вода, содержащие значительно меньше энергии, чем глюкоза. Следовательно, в процессе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую. (Энергия переходит из одной формы в другую).

Обратите внимание: процесс фотосинтеза имеет несколько ключевых моментов. Молекула хлорофилла содержит атом Mg. Электроны на внешнихорбиталях металла неустойчивы. При ударе фотоном электрон вылетает из атома. Но в таком состоянии он долго существовать не может. Он должен вернуться на свое место, излучив предварительно энергию, полученную от фотона, или отдать ее. У растений в хлоропластах эта энергия не теряется. Она частично идет на синтез АТФ, но, самое важное, этот электрон идет на фотолиз воды. Образовавшиеся ионы водорода идут на синтез органических веществ, а кислород выделяется в атмосферу. Это реакции световой фазы. Следующая фаза условно получила название темновой. Это ряд ферментативных реакций, в процессе которых связывется углекислый газ и синтезируются углеводы. При этом расходуется энергия АТФ и атомы водорода.

Биосинтез АТФ в клетке

  1. Окислительное фосфорилирование
  2. Фотофосфорилирование
  3. Субстратное фосфорилирование

основы биохимии и молекулярной биологии - student2.ru

Таблица 1. Номера вопросов контрольной работы

Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
1,20,23, 34,42,55, 2,19,24, 35,43,56, 3,18,25, 36,44,57, 4,17,26, 37,45,58 5,16,27, 38,46,59
10 19 24 9 13 25 37 44 57 8 17 26 38 45 58 7 16 27 39 46 59 6 11 28 40 47 60
8 18 25 38 44 57 7 17 26 39 45 58 6 19 27 40 46 59 5 11 28 31 47 60 4 15 29 32 48 51
6 16 27 37 43 58 5 11 23 38 44 59 4 13 28 39 45 60 3 14 29 40 46 51 2 17 30 31 47 52
4 14 26 35 44 59 3 12 27 36 45 60 2 11 29 37 46 51 1 18 30 38 47 52 10 12 21 39 48 53
3 12 28 33 43 60 2 13 29 34 44 51 1 12 30 35 45 52 10 15 21 3 46 53 9 16 22 37 47 54
2 15 27 32 46 51 1 14 28 33 47 52 10 16 24 34 48 53 9 17 22 35 49 54 8 13 23 36 50 55
5 17 30 31 45 52 8 15 21 32 46 53 9 18 23 33 47 54 6 13 23 34 48 55 3 19 24 35 49 56
7 13 22 39 47 51 10 19 22 40 48 52 5 20 21 31 49 53 2 12 24 32 50 54 1 17 25 33 41 55
9 11 21 40 41 53 4 18 30 31 42 54 7 15 22 32 43 55 8 20 25 33 44 56 7 14 26 34 45 57

Продолжение таблицы № 1

Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
6 15 28 39 47 60 7 14 29 40 48 54 8 13 30 31 49 53 9 12 21 33 50 52 10 11 22 32 41 51
5 12 29 31 48 51 4 15 30 32 49 52 3 17 21 33 50 53 2 16 22 34 41 54 1 15 23 35 42 55
3 16 30 33 49 52 2 18 21 34 50 53 1 20 22 35 41 54 10 13 23 36 42 55 9 14 24 37 43 56
1 19 21 32 48 53 10 14 22 33 49 54 9 12 23 34 50 55 8 18 24 35 41 56 7 20 25 36 42 57
9 15 22 40 49 54 8 13 23 31 50 55 7 16 24 32 41 56 6 17 25 33 42 57 5 19 26 34 43 58
8 14 23 38 48 55 7 11 24 39 49 56 6 18 25 40 50 57 5 20 26 31 41 58 4 17 27 32 42 59
7 18 24 37 41 56 6 12 25 38 42 57 5 11 26 39 43 58 4 19 27 40 44 59 3 20 28 31 45 60
4 11 25 36 50 57 1 16 27 37 41 58 10 14 27 38 42 59 7 20 28 39 43 60 2 14 29 40 44 51
10 13 26 34 42 56 9 19 28 35 43 57 4 15 28 36 44 58 3 11 29 37 45 59 8 16 30 38 46 60
2 20 27 35 46 58 5 17 26 36 47 59 2 19 29 37 48 60 1 15 30 38 49 51 6 12 21 39 50 52

Задания для контрольных работ

По курсу необходимо выполнить одну контрольную работу. По контрольной работе даются вопросы для выбора контрольного задания. В контрольном задании необходимо ответить на 7 вопросов, которые берутся из разделов «Перечень вопросов контрольной работы».

Ответы даются в краткой форме, но должны содержать конкретный материал, включая формулы химических соединений и уравнения реакций изучаемых вопросов, по которым рецензент определяет степень проработки вопросов студентом. Примерный объем всего контрольного задания – стандартная школьная тетрадь. Задание должно быть написано четким и разборчивым почерком. С правой стороны тетради обязательно оставлять поля для рецензии и заметок. Неряшливое выполнение работы не допускается. Такие работы возвращаются без проверки и не зачитываются. В конце контрольной работы следует указать, какая литература использована и год ее издания, а также год издания методических указаний. Кроме того, должна быть личная подпись студента, выполнившего задание, и дата выполнения. Номера вопросов для контрольного задания берутся из таблиц, приложенным ниже, соответственно двум последним цифрам шифра (т. е. номеру зачетной книжки). Последняя цифра шифра находится в первой колонке по вертикали, а предпоследняя – сверху по горизонтали. В точке пересечения этих двух колонок обозначены номера вопросов, на которые вам необходимо ответить.

Например, при шифре 4245 берем две последние цифры – 45; по вертикали отыскиваем последнюю цифру – 5, а по горизонтали (сверху) находим предпоследнюю цифру – 4. В точке пересечения строчки 5 и колонки 4 находим номера вопросов. На которые необходимо ответить, а именно 9,16,22,37,47,54,66.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный аграрный университет»

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

студентам-заочникам

направления подготовки

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Орел-2014 г

ОСНОВЫ БИОХИМИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ.

Методические указания и задания для контрольных работ./Павловская Н.Е., Солохина И.Ю.

Рецензенты:

Прудникова Е.Г., к.с.-х.н., доцент кафедры химии

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Основы биохимии и молекулярной биологии»

Одобрено и рекомендовано кафедрой биотехнологии и методической комиссией ФГБОУ ВО Орел ГАУ

Издательство Орел ГАУ

1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины–сформировать у студентов современные представления о химическом составе организмов, о биохимических процессах, протекающих в живых клетках и организмах, а также о биологических субстратах, участвующих в этих процессах.

В задачи изучения дисциплины входит изучение строения и биологических функций важнейших биополимеров и биорегуляторов: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, коферментов, гормонов; механизмов ферментативных биоэнергетических превращений; специфических процессов, характерных для живых систем: ферментативный катализ, обмен углеводов, белков и липидов, мембранный транспорт, превращениям энергии, метаболизм ксенобиотиков, генетика прокариот и эукариот.

Задачей курса «Основы биохимии и молекулярной биологии» является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращениях и значении этих превращений для понимания физико-химических основ жизнедеятельности, молекулярных механизмов наследственности и адаптации биохимических процессов в организмах к изменяющимся условиям окружающей среды. Знание биохимии имеет большое значение для формирования понимания единства метаболических процессов в организме и их регуляции на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 768 c.

2.Биологическая химия /(Ю.Б. Филиппович, Н.И. Ковалевская, Г.А. Севастьянова и др.); под ред. Н.И. Ковалевской.- М.: ИЦ «Академия», 2008.-256с.

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия : учебник. -3-е изд., стер. -М.: Медицина, 2008.03, [1] с.: рис., табл

4. . Коничев, А. С. Молекулярная биология: учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М. : Дрофа, 2008. - 359 с.

5. Ленинджер А. Основы биохимии. В 3-х тт. – М.: Мир, 2010.

6. Щербаков В.Г. Биохимия: учебник / В.Г. Щербаков, В.Г. Лобанов, Т.Н. Прудникова, А.Д. Минакова. – СПб.: ГИОРД, 2009

Дополнительная

1. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия.– М., 2004. 479 с.

2. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия: Учебн. для вузов / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – М.: Дрофа, 2004. – 544 с.

3 Коничев, А. С. Молекулярная биологи : учебник для студентов пед. вузов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 400 с.

4. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. СМ.: Дрофа, - 2004. -638 с.

5.Николаев А.Я. Биологическая химия: учебник / А.Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.

6. Рогожин В.В. Биохимия растений: учебник / В.В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2011

7. Терах Е.И. Биохимия. Метаболизм веществ и энергии в клетке: учебное пособие / Е.И. Терах. – Новосибирск: СибУПК, 2010.

8. Чернова Н.Н. Биохимия. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Н.Н. Чернова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Наши рекомендации